Пошаговая инструкция по запуску работающего продукта без опыта

Рассказ о продуктовом дизайне от сооснователей лаборатории Wobot.me Павла Доронина и Максима Терновенко.

13540bed07be40.png
Главная страница сайта focus-nko.org

Мы занимаемся разработкой в новых для рынка направлениях: чат-боты, работа с большими данными и машинное обучение. Специфика этой ниши в том, что почти всегда клиент приходит лишь с идеей, которая есть только у него в голове.

На первых порах мы просили клиентов писать минимальное техзадание с перечнем желаемых функций. И сделали следующие наблюдения:

  • Заказчик не всегда может перевести свою идею в хотя бы минимально пригодное техзадание.
  • Заказчик не всегда может трезво оценить бизнес-ценность той или иной фичи.
  • Заказчику сложно понять, с какой функциональности следует запускать продукт, а какую отложить на потом.
  • Заказчик пытается поместить все свои идеи в функциональность продукта.

В итоге процесс запуска проекта мог растягиваться на один-два месяца.

Чаще всего под такую категорию клиентов попадают:

  • Компании, которые запускают внутренние продукты.
  • Основатели стартапов, выводящие новый продукт на рынок.
  • Инвесторы, желающие проверить бизнес-нишу.

Павел Доронин сооснователь wobot.me

Наша философия в том, чтобы не быть молчаливым подрядчиком, работающим по формальному техзаданию. Мы сразу осознали важность другой роли — роли «технологического партнера», который в первую очередь помогает своей экспертизой в дизайне продукта, а не в разработке.

Более того, почти в каждом проекте мы отговариваем заказчиков от вложения средств в разработку той или иной фичи.​

И на наш взгляд, в ситуации, когда у вас есть только бизнес-идея, но нет опыта запуска продуктов с нуля, вероятность «свернуть не туда» стремится к 100%. Как следствие:

  • Тратится в три-пять раз больше денег, чем требуется для проверки бизнес-идеи.
  • Разработка занимает в два-три раза больше времени.
  • В худшем случае продукт вообще не находит своего потребителя.
  • И главное: непонятно, что именно в продукте не так.

Чтобы минимизировать все эти риски, мы разработали собственную методологию, которая фактически представляет собой пошаговую инструкцию по продуктовому дизайну для MVP.

Мы не претендуем на уникальность. Более того, наша методология — это комбинация различных уже известных подходов. Однако мы протестировали её на более чем десяти проектах и помогли таким компаниям, как Viber, Comedy Club, Glamour, Unilever и другим. Разработанный подход помогает и нам, и заказчикам двигаться поступательно от бизнес-идеи до работающего MVP.

Одна из причин успеха — соблюдение принципа «когнитивной простоты», который мы заложили в основу wobot-методологии. Но обо всем по порядку.

Почему мы взялись за этот проект

В марте 2016 года я запустил проект Chatbots Community — сообщество разработчиков чат-ботов. Через полгода оно стало частью нового сообщества по искусственному интеллекту — AI Community, в котором уже состоит более двух тысяч предпринимателей и инженеров.

Мы регулярно проводим бесплатные митапы с приглашением лучших экспертов рынка. На мероприятиях мы обмениваемся не только опытом в разработке, но и бизнес-кейсами, запущенными продуктами и инсайтами.

Также в рамках развития сообщества и поддержки молодых команд мы организовали семь AI-хакатонов, через которые прошло более ста команд со всей страны.

Партнером одного из хакатонов был «Рыбаков Фонд». Форум был посвящен разработке новых инструментов для дистанционного образования, что является одним из стратегических направлений фонда. Так мы познакомились с вице-президентом фонда Аленой Светушковой, отвечающей за программу развития третьего сектора.

Алена поделилась своей идеей продукта, который в перспективе может стать агрегатором больших данных про НКО. А где большие данные — там и почва для интересных задач.

81acec920ea0b9.png
Победители хакатона — Максим Уваров и его команда
84abb9cf40d413.png
Одна из команд хакатона за работой

Вторая причина, почему мы взялись за этот проект — это возможность проверить нашу методологию на проекте инфраструктурного типа. Такие проекты отличаются тем, что их окупаемость отложена во времени на три-пять лет. В связи с этим уже с первых релизов важно понимать, насколько ваш продукт подходит для рынка.

Доработка идеи

Коллеги из «Рыбаков Фонда» поделились с нами идеей запуска онлайн-платформы в виде агрегатора-поисковика по НКО. Идея нам понравилась, так как почти в любой нише есть успешные агрегаторы и поисковики.

Но сразу возникли вопросы: для какой именно аудитории и какие именно пользовательские кейсы должна покрывать эта платформа. И самый важный вопрос: как сделать так, чтобы этот инфраструктурный проект приносил максимальную пользу для развития всего сектора.

Забегая немного вперед, скажу, что мы пришли к идее о том, что пользователями продукта должны быть те, кто запускает собственные проекты, используя эту базу данных. Поэтому мы решили сфокусироваться на реализации API-модели, а не на веб-поисковике.

Как мы к этому пришли

Мы провели продуктовый анализ третьего сектора в России и США. В результате исследования получилось более 60 слайдов. Но для этого рассказа важны только следующие два.

8fabe687c2811c.jpg
Онлайн-платформы в США (и это, наверное, 1% от всего списка)
e612108af268e6.png
Российские онлайн-платформы (почти все поместились на одном слайде)

Мы сделали главный вывод: в ближайшие три-пять лет в России будет появляться множество новых проектов. И нам показалось, что стать полезным инструментом для них — это и есть поддержка всего сектора.

Не изобретаем велосипед — смотрим на чужой опыт

Мы взяли в качестве ориентиров несколько известных американских проектов, которые агрегируют разную информацию о некоммерческих организациях в США. Наиболее релевантной оказалась компания GuideStar, которая собирает информацию по более чем 2 млн НКО.

1e34091826232a.png
Сайт проекта GuideStar

Затем мы изучили проект с разных сторон:

  • Видение и цель.
  • Целевая аудитория.
  • Способы монетизации.
  • Функциональность.
c53f3aa31989cd.jpg
Анализ проекта GuideStar

Не стоит ставить перед собой задачу сделать клон какого-то проекта. Но подобный анализ помогает расширить контекст и вариативность мышления в последующей работе.

Формулирование миссии и задач продукта

Перед запуском любого продукта важно сформулировать, зачем он запускается. Мы это называем миссией продукта. Миссия помогает в моменты сомнений и принятия стратегических решений. Также мы рекомендуем сформулировать задачи продукта. Задачи ставятся на тот горизонт, который для себя определяет заказчик. Задачи помогают принимать тактические решения.

Вместе с заказчиком мы провели две Skype-сессии, на которых пришли к следующим формулировкам:

e000d5bc0aa8c4.png

Нам кажется важным, чтобы генератором миссии и задач был сам заказчик, поэтому на таких сессиях мы выступаем исключительно в роли модератора. Мы задаем вопросы, уточняем причины тех или иных убеждений, помогаем с систематизацией потока идей и мыслей.

Максим Терновенко сооснователь wobot.me

Не могу сказать, что без миссии и задач невозможно разрабатывать продукты. Но в случаях, когда вы уже «бежите» от спринта к спринту, вас поджимают сроки и есть много открытых вопросов, то отсылка к миссии и задачам продукта часто спасает в минуты выбора того или иного пути разработки.

Особенно это актуально, когда вы беретесь за большой инфраструктурный проект, цель которого помочь развитию целого сектора.​

Такой документ должен быть «живым», поэтому после получения обратной связи от рынка своевременно вносите в него коррективы.

Формирование видения продукта и MVP

Формулирование видения продукта в виде концепта основных модулей и сервисов позволяет идти «сверху вниз», то есть в сущности здесь применяется «метод прогрессивного джипега».

7e5bed325bf85c.jpg

Как видно на картинке выше, мы приоритезировали два сервиса из пяти, таким образом выделили содержание MVP:

  • Сервис API (первый релиз).
  • Поисковый веб-сервис (второй релиз).

Пользовательские истории

Затем нужно заняться проработкой пользовательских историй, вокруг которых в последующем будет строится функциональность MVP. Для этого сначала надо выделить типы пользователей продукта. В нашем случае ими оказались:

  • Пользователь API (или сайта) — участники рынка, которые запускают свои проекты.
  • Разработчик сайта — мы и команда заказчика.
  • Администратор сайта — представитель заказчика, работающий с контентом.

Дальше для каждого типа пользователей мы применяем подход «я хочу». Для нас он первостепеннее, чем прописывание функциональности.

7fe17c09c76352.png

Customer journey map

Далее мы составляем карту путешествия пользователя. Смысл этого пункта в том, чтобы выделить основные этапы потребления продукта: от знакомства с ним до непосредственного использования.

В нашем случае мы выделили следующие пять шагов:

  • Знакомство с сервисом.
  • Регистрация в системе.
  • Подключение API.
  • Получение консультации по API.
  • Использование API.

И каждый этап мы описываем по следующей логике:

  • Цели и задачи пользователя.
  • Сложности и преграды.
  • Пути решения.
  • Метрики или KPI.
  • Возможные улучшения.
a72c53a7d1f5b5.png
Вот что у нас получилось

Так мы расширили функциональность пользовательских историй «я хочу» набором фич, делающих продукт максимально ориентированным на потребителей.

Дизайн интерфейсов и разработка

Дальше идет всем знакомая очередность действий. Сначала рисуем Wireframe — «карандашные» скетчи интерфейсов. Затем создаём дизайн, верстаем и разрабатываем.

c9982720c8a8e4.jpg
Скетчи интерфейсов

Основная мысль

При запуске нового проекта крайне важно проделать аналитическую работу по продуктовому дизайну до начала проектирования интерфейсов и тем более разработки. И, судя по нашему опыту, эта работа может занять до 50% времени от всего проекта по запуску MVP.

В противном случае:

  • Будет сделано не то, что хотелось. Или не то, что нужно пользователям.
  • У заказчика будет меняться видение продукта по ходу работы.
  • Может появиться нарастающий конфликт между заказчиком и исполнителем из-за постоянно меняющегося набора разрабатываемых функций. Особенно при условии работы по фиксированной оплате.
  • Будет падать качество продукта.

Спринтовая работа

Обычно работа ведется по однонедельным спринтам. Но в этом проекте мы выбрали двухнедельные циклы. Реже делать не рекомендуем. Этот не означает, что мы пропали на две недели и вернулись с непонятным результатом. Это означает, что мы вместе с заказчиком заранее определили объем задач, над которым работаем в течение спринта.

Пару раз на старте других проектов мы забывали детально проговаривать с заказчиком формат работы, что приводило к внеплановым задачам уже на первом спринте и соответствующему «вылетанию» из графика.

С тех пор на каждой доске у нас висит вот такой фреймворк работы:

d8929ce94da886.png
Логика спринтов

Инструменты для ведения проекта

Мы попробовали разные сервисы ведения проекта, но в итоге остановились на Realtime Board — «бесконечной» онлайн-доске. Ключевое преимущество этого инструмента в том, что он прост и нагляден в презентации результатов работы, комментировании, добавлении стрелочек или цветного фона, добавлении стикеров с комментариями и так далее. И важно, что всё в одном месте — всё рабочее пространство открывается по одной ссылке.

Ниже пример одной из итерации обсуждения функциональности страницы с поисковой выдачей. Это зону специально подкрасили красным цветом, так как на момент обсуждения это был тормозящий блок задач.

f7ee571aa845c2.png
4ac9d79e2a647a.jpg
А вот так выглядит вся доска проекта

Для ежедневной коммуникации мы используем чат в Telegram, а для созвонов — Skype.

Когнитивная простота

Мы стремимся максимально упростить все рабочие процессы — как внутренние, так и с заказчиком. В том числе это отражается и на нашем фреймворке. Вот, например, оформление спринта.

521780d9c447e5.jpg
Пример оформления спринта

А вот так мы визуализировали заказчику нашу рекомендацию по выбору Parse — инструмента для парсинга базы данных Минюста.

8d7a760adc79b4.jpg
Выбор сервиса для парсинга данных

Не делать лишней работы

Мы понимали, что уже сделали фокус нашего продукта на API. Также мы понимали, что делаем утилитарный продукт, поэтому веб-интерфейс не требует креативного дизайна. Поэтому на первый план вышли критерии простоты запуска MVP, внесения правок и поддержки.

c4cc02f72be946.png
Для дизайна был выбран Material Design от Google

Партнерский подход

Роль «технологического партнера» возможна только при условии, что заказчик и исполнитель работают в симбиозе, дополняя друг друга:

  • Заказчик обладает экспертизой в своей отрасли, понимает проблематику и потребности потенциальных пользователей продукта.
  • Исполнитель обладает методологией проектирования продуктов и опытом запуска проектов в разных нишах.

Партнерский подход мы применили и в части общения с пользователями системы. Для этого мы сделали открытый проект на GitHub, чтобы любой желающий смог воспользоваться сервисом в полной мере.

a69ebdfa4279dc.png
Проект на GitHub

Максимально быстрая обратная связь

Максимально быстрая обратная связь от пользователей или ваших клиентов — залог успешного продукта. Верить исключительно собственному опыту и экспертизе опасно. Для получения оперативной обратной связи от разработчиков мы сделали общедоступный чат в Telegram, в котором происходит живое общение и куда поступает регулярная обратная связь.

db63e3417920cd.png
Чат в Telegram

Заключение

  • Не пропускайте этап продуктового дизайна. Если начать с дизайна интерфейсов и разработки, то крайне высоки риски, что на выходе вы получите очень красивый, но никому не нужный продукт.
  • Работайте с теми, кто разделяет ваши принципы, и дополняйте друг друга недостающими компетенциями — это всегда увеличивает КПД от совместной деятельности.
  • Какой бы большой компанией вы ни были, не бойтесь быть открытыми и доступными. Если вы делаете крутой продукт, то пользователи точно захотят дать вам обратную связь.

©  vc.ru