Пора рассказать, почему в России хотят заблокировать BlaBlaCar

Сегодня пришла веселая весточка: краснодарский суд постановил заблокировать сайт BlaBlaCar в России и, по сути, запретить сам сервис.

Я пользуюсь BlaBlaCar больше 4 лет. И знаете, что? Я обрадовался.

Но не блокировке сервиса. А его отныне неизбежной реакции на тот хаос и безнаказанность, которые творятся в нём последние два года.

BlaBlaCar в России правда захвачен коммерческими перевозчиками

Не дать, не взять — суд сказал всё как есть. И вот пруфы.

Открываем маршрут Воронеж — Москва, 29 ноября.

Из 41 свободной поездки насчитал примерно 25 маршруточников. И ладно бы заявки были настоящими. Но 90% из них на самом деле являются фейками.

Чтобы вы понимали, на скриншоте уместилась фактически одна и та же поездка: одно время, место встречи, одна группа водителей-перевозчиков. Одна из заявок обычно соответствует реальной, а остальные фейковые полностью или наполовину (другой водитель/автомобиль).

Окей, вдруг мне повезло? Пробуем другой маршрут, Краснодар — Москва.

Меньше секунды поиска. Бинго, 5 фейков подряд! Первые несколько на одно время, остальные прибавляют по часу к времени отъезда, чтобы уравнять поток людей и заполнить автомобили равномерно.

Еще обратите внимание на описание поездки. Заметьте, как ребята хитрят с пробелами и буквами, чтобы их не забанила автомодерация.

У опытного «попутчика» фраза «мерседес спринтер» должна вызывать только одну реакцию: закрыть поездку немедленно. То же самое касается любых других предложений маршруточников. Человек уже на этой стадии вас обманывает и прикрывается левым профилем — что будет дальше?

Это были лишь два примера, но ситуация универсальна для всех популярных маршрутов и городов России.

Увы, «новичков» и «терпил» очень много. Некоторые боятся оставлять негативные отзывы. Или считают, что так должно быть. Тем временем реальные водители на легковых автомобилях с хорошими ценами, лучшими условиями и чистыми салонами остаются без пассажиров — их просто не видно.

Итог: коммерческие перевозки процветают в BlaBlaCar и мешают всем остальным.

Как маршруточники работают с профилями и отзывами BlaBlaCar

Чтобы организовать бизнес на попутчиках из BlaBlaCar, нужен стабильный поток желающих и отсутствие конкуренции.

Желающих набирают толпами через фейковые профили водителей, создающие одинаковые или похожие поездки на одно время и направление.

Фейковые профили — основа работы таких маршруточников. Во-первых, так проще работать с негативными отзывами: просто забиваешь на «провинившийся» профиль и продолжаешь работать через остальные.

Во-вторых, много профилей позволяют забить ленту вариантами, обойти ограничение на максимальные свободные места и набрать побольше людей в маршрутки, а иногда вообще в автобус.

Фейковые профили также позволяют легко «убирать» конкурентов. Например, на одно время с маршруточником размещены предложения других водителей. Места у незадачливого водителя бронируются через фейковые профили — и конкурент исчезает из доступных вариантов. Реальные попутчики вынуждены идти к маршруточнику, так как альтернативные варианты якобы заполнены.

Маршруточники работают в группах по 2–4 машины сразу. Пассажиров зовут на один и тот же адрес. Прибывающую толпу народа сортируют по машинам, которые затем отправляются в путь по мере заполнения. Довозят всех до указанного адреса (дай бог) — и всё. Могут брать предоплату перед выездом.

Ну и что такого плохого в маршрутках? Вы зажрались!

Ребята. И особенно водители. Нет ничего плохого в маршрутках. Более того, несколько моих поездок в них были отличными, за исключением скорости и большого количества остановок.

Но это было исключение из правил. Потому что остальные такие поездки были ужасными, долгими, неудобными и часто в неприятных компаниях. А компания в поездке — неотъемлемая часть впечатлений от BlaBlaCar и райдшеринга.

Мой опыт, как и опыт тысяч других попутчиков, доказывает одно: чисто по статистике и среднему впечатлению, поездки через таких маршруточников оставляют НАИХУДШЕЕ впечатление.

Почему-то в маршрутках самые хамоватые водители. Не все, но большинство. Это даже не знаю, как объяснить. Жизнь тяжелая, не иначе.


Интерьер типичного Mercedes Sprinter, в котором возят людей

Машины часто грязные внутри и снаружи, поломанные из-за регулярного извоза. Салоны тесные из-за плотной компоновки кресел для максимальной вместительности.

Окна не открываются, печки/кондиционеры не всегда работают. Места для вещей либо почти нет, либо их надо сваливать в прицеп сзади. И остановки! Постоянные, регулярные из-за большой группы людей. Одним в туалет, другим поесть. Сидишь и тупо ждёшь, пока все закончат свои дела.

Приезжаешь в итоге на час, два, а то и четыре часа позже. Уставший, не отдохнувший вообще, со сплошным негативом за сотни километров. Зачем это терпеть, когда есть альтернативы?

Забыл сказать: поездка в маршрутке обходится либо в столько же денег, сколько на легковой машине, либо дороже на 20–30%.

А почему BlaBlaCar «виноват»? Они же борятся!

Да, у ребят есть модерация и контроль за действиями пользователей, но в какой форме — загадка.

В 2014 году я общался с руководителем BlaBlaCar в России Алексеем Лазоренко. Он сказал, что в штате работают модераторы, вручную проверяющие не только содержание профилей пользователей, но и описания поездок.

С тех пор сервис захлестнула взрывная популярность. Подозреваю, что после этого было решено отказаться от ручной проверки описания поездок. Иначе бы маршруточникам не сходили с рук описания с пропущенными буквами и пробелами между ними. Бот такое не заметит, а вот человек — легко.

Первый раз ситуацию с маршруточниками я приметил два года назад, но решил, что это был единичный случай. С тех пор количество их заявок вначале превысило, а затем и затмило остальные. Отсутствие контроля и коммерческий интерес водителей маршрутных такси нашли друг друга.

Жалобы начали выплывать в рунет примерно год назад, но сильного резонанса не вызывали, так как исходили от обычных юзеров. Реальной реакции, кроме общих фраз, я не увидел. Позитивных последствий у этих мини-скандалов тоже не было.

Позиция BlaBlaCar вкратце: мы не вмешиваемся во взаимоотношения юзеров, а предлагаем им удобный сервис для организации поездок.

Но ситуация с краснодарским судом доказала — BlaBlaCar недооценивает свою ответственность. А еще недооценивает внимание к себе со стороны регуляторов и правоохранительных органов. Возможно, ребята забыли, что оперируют в «серой» юридической зоне, фактически не предоставляя своим пользователям НИКАКИХ гарантий безопасности, здоровья и жизни.

Может, забыли, что у единственного реального конкурента — BeepCar от Mail.ru — с самого начала есть страхование здоровья и жизни на время поездок?

Реальность, увы, напомнила обо всём.

Что теперь придется делать «блаблакару»?

Мое сугубо дилетантское, но все же мнение: BlaBlaCar сейчас очень попал, и успешно вылезти из этой ямы сможет только при двойном подходе.

Мало сейчас убеждать краснодарский суд — надо бесцеремонно выжечь собственный сервис, убрав оттуда всех маршруточников и внедрив жесткий контроль профилей.

1. Надо зачистить российские маршруты сервиса от заявок маршруточников — вероятно, вручную.

2. Заблокировать все профили маршруточников на основании запрета коммерческих перевозок по условиям использования сервиса и разблокировать их при полной идентификации и ограничении максимальных мест, доступных для бронирования в их автомобилях.

3. Требовать паспортные данные, фото паспорта и реальные фото с каждого участника, чтобы усложнить создание фейковых профилей.

4. Требовать номер ПТС с его валидацией (проверкой) и закреплением за юзером сервиса, чтобы не позволять указывать в профиле фейковые автомобили.

5. Быстрее и заметнее реагировать на жалобы на коммерческих перевозчиков и фейковые аккаунты. Сейчас кажется, что BlaBlaCar вообще никак не реагирует на жалобы.

С первых дней BlaBlaCar в России занимал нарочито отстранённую позицию по поводу всего, что происходит вне их приложения и сайта.

Юридические особенности организации сервиса райдшеринга — которым и является BlaBlaCar — и консервативные европейские корни сервиса довели ситуацию до сегодняшнего состояния. Я рад не тому, что у «блаблакара» проблемы. Просто теперь что-то наконец-то может измениться.

P.S. Спасибо всем маршруточникам, кто зарабатывает в BlaBlaCar качественным сервисом на чистой машине и без фейковых профилей! Но вас меньшинство, увы. И ваши «коллеги» портят вашу же репутацию.

Свежие горячие яблоки: Facebook, ВКонтакте и Telegram

©  iphones.ru