Получена первая полностью искусственная яйцеклетка

Мышка на фотографии — идейный брат овечки Долли и других животных, больше обязанных своим рождением чашке Петри, чем родителям. Ученым, создавшим ее, впервые в истории удалось преобразовать стволовые клетки в яйцеклетку вне живого организма.

Ученые давно пытаются проследить зарождение и развитие половых клеток, оплодотворение и развитие плода, а для этого очень важно не просто вырастить половые клетки из стволовых клеток, но сделать это вне живого организма. Недавно китайские исследователи опубликовали результаты эксперимента по выращиванию искусственных сперматозоидов, а теперь пришел черед яйцеклетки.

Само по себе выращивание яйцеклеток из гоноцитов — уже не проблема: в 2012 году родились мышата, яйцеклетки для которых были получены в лаборатории из первичных половых клеток. Однако росли яйцеклетки не в чашке Петри под наблюдением ученых, а в яичнике живой мыши.

• Мышата, родившиеся из искусственных яйцеклеток, немного отставали по весу от своих сверстников, зачатых естественным путем

Вне организма такие яйцеклетки не формировались: они росли деформированными и собирались в неработоспособные комки. Японским микробиологам под руководством Яёи Обата удалось понять, почему так происходит: кажется, все дело в лишнем эстрогене. Добавив компонент, который блокирует рецепторы гормона, ученым удалось получить здоровые яйцеклетки, которые выросли в лабораторной посуде, а не в теплом материнском организме.

Если этот подход сработает с человеческими клетками, то однажды ученые смогут выращивать здоровые яйцеклетки из других клеток материнского организма — например, клеток кожи.

Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.