Подбор сотрудников в штат с помощью бота — опыт «Альфа-банка»

Результат: 269 контактов кандидатов, 261 телефонное интервью, восемь предложение о работе и два нанятых специалиста.

В избранное

В избранном

В среде рекрутеров существует стереотип, что самые рабочие способы закрыть вакансию — это или HeadHunter, или помощь кадрового агентства. Поэтому очень часто все остальные каналы априори считаются нерабочими и не стоящими того, чтобы тратить на них время, силы и деньги.

Поэтому когда мы решили пойти и поучаствовать как спонсор в конференции JPoint не только с целью продвигать свой бренд работодателя, но и с целью закрыть несколько вакансий, в нашей затее довольно серьезно сомневались. Потому что это как минимум непривычно.

Высказывались мнения, что никто не будет оставлять свои данные и вообще публика по конференциям ходит спикеров послушать, а не с рекрутерами общаться.

Однако наши сотрудники попробовали. И вот что из этого вышло.

Грабли

Когда ты в принципе пытаешься делать что-то новое, «грабли» практически неизбежны. Вариации будут только в их размерах и частоте звонких щелчков по лбу. При подобных затеях всегда можно пойти двумя путями.

Первый — нанять подрядчика. Подрядчик сделает всё под ключ сам, а тебе останется только радостно прийти на конференцию и воспользоваться трудом его рук. Бота бы сделал подрядчик. Стенд бы соорудил подрядчик. Все, что связано со сбором информации, выводом лидеров на экран и остальным, — тоже сделал бы подрядчик.

Второй путь — сделать всё самим. У нас внутри подразделения есть свои отличные разработчики, и мы решили, что было бы здорово, если бы бота написали они.

В первом случае главный плюс — отсутствие головной боли. Во втором же — совершенно иной уровень удовлетворения от проделанной работы. Несмотря на все сложности и длительные процессы согласования, мы всё же смогли все сделать самостоятельно.

А сложности были. Во-первых, бюрократические заморочки: организация участия, стенд, закупка призов для участников викторины (тогда мы ставили призом iPhone 7) и многое другое.

Во-вторых, логистика. Стенд доставлялся с помощью курьера. Потому что две девушки, которые тащат всё это добро на себе, — довольно мило, но в целом как-то не очень. Мы вызвали машину с курьером, стенд был успешно в неё загружен, и на этом позитив кончился.

Курьер, доехав до места назначения, предпочел «забить» на прежние договоренности помочь девушкам поднять этот стенд на площадку, резко перешел в режим «я устал, я ухожу» и, собственно, ушел, успев при этом нахамить. Не то чтобы в их планы входило перетаскивание всех этих железок на себе, но они уже не могли остановиться.

В-третьих, бот. Когда ты делаешь для мероприятия сайт или бота, ты сразу переходишь в бинарную плоскость: «упадет — не упадет». Наша ситуация не была исключением. Бот предлагал пользователям отвечать на вопросы викторины, высчитывал среди них лидера, выводил данные на доску почета и отправлял нам контакты. У нас была задумка закинуть в бота несколько дополнительных задач прямо в процессе, что могло бы привести к его падению. Но все обошлось.

Кстати, о боте

Нам нужно было как-то собирать данные посетителей конференции, которые так или иначе заинтересованы в работе. И мы решили сделать бота в Telegram, который бы предлагал вопросы из викторины для разработчиков разной сложности, а затем, после всех ответов, собирал контактные данные всех тех, кто пожелал их оставить.

Идея была встречена с радостью нами и двумя нашими разработчиками, которые в итоге и написали бота (спасибо тимлидам по разработке «Альфа-банка» — Леше Букину и Виталию Галахову, без вас бы ничего не вышло). Леша написал бэкенд, Виталик — фронтенд. У нас появился свой бот в Telegram.

Бот — штука рабочая и довольно простая. Мы делали аналоги на внутренних хакатонах, поэтому особых сложностей не возникло. Парни просто выделили пару дней, во время которых потратили суммарно часов пять-шесть.

Писали бота на NodeJS в свободное от работы время. В принципе все делалось не столько в спешке, сколько просто быстро: использовали готовую библиотеку с GitHub, не особо беспокоясь насчет покрытия тестами и не думая о красоте и лаконичности кода. Потому что главное, на что делали упор, — именно скорость и желание потратить на это как можно меньше сил.

Деплой проводился на одном из бесплатных хостингов (не то чтобы банк не выделил бы нам мощностей, но, повторимся, в приоритете была скорость, значит, минимум согласований и инстанций). Пока писали, разобрались в тонкостях работы Telegram API на NodeJS.

Фронтенд сделали на Tornado (React+Redux). Нагрузки не проверяли — просто потестировали работоспособность бота на тех, кто был поблизости и был готов помочь, прогнали пару раз, нашли пару багов, исправили их и пустили в производство.

К этому так относились, потому что заранее были уверены, что какой-то огромной нагрузки не будет. Тяжелого бэкенда у нас не было (мы не использовали БД, это был лишь файлик на сервере, в котором хранились все данные в формате JSON). Топовая нагрузка во время самой конференции составляла 180–200 человек, что не так страшно. Запас по производительности был довольно велик.

Но при всем при этом, даже зная, что конкретно этот бот — очень разовая вещь, которая после конференции нам не понадобится, все равно использовали микросервисный подход.

  • Существовало API на сервере, куда можно было обращаться по REST, когда нам надо было добавить пользователя, новые вопросы, ответы и прочее.
  • Сам бот, Telegram API и возможность посылать пользователям сообщения в мессенджер.
  • Лидерборд, который по REST общался с API и выводил информацию и статистику по пользователям.

Конечно, без мелких факапов не обошлось, но они были внутренними и мелкими. Когда мы показывали это у нас на Демо-дне, бот перестал откликаться на команды. Тот самый момент, когда ты собираешь коллег, чтобы показать им, как все работает, и заодно проверить еще разок на большем количестве людей —, а оно не работает. Вообще.

Перебрав в голове возможные слабые звенья процесса, виновника нашли быстро. Бесплатный хостинг (да-да). Это был один из хостингов, который при отсутствии к нему запросов в течение суток просто засыпал. По логике «раз за день никто не обратился к серваку — не обратится никогда». Сервак перезагрузили, все заработало, приняли меры — оплатили. Далее с ботом всё прошло отлично.

Бумага

Бумажные анкеты мы делать не планировали. Ну серьезно, если мы весь такой цифровой банк и будем заставлять ребят на стойке по пять минут заполнять анкеты и спрашивать у них не только контактные данные, но и кем они видят себя в нашей компании через пять лет, это будет выглядеть как минимум странно.

Старожилы конференций отнеслись к этому немного странно, мол, как это вы без анкет, ребята. Зато нам было гораздо удобнее потом создавать базу контактов с помощью бота, нежели вносить все данные в базу с бумажек.

Не планировали. Но напечатали. Это был совсем-совсем крайний вариант. Из разряда «в той части города вырубилось электричество, и мы при свечах заполняли анкеты и травили страшные байки из жизни HR». Электричество не вырубали, так что все бумажные анкеты остались нетронутыми.

Ход процесса

К стенду «Альфы» подходили люди, видели название бота, подключали его и начинали отвечать на вопросы викторины. Велся учет лидеров, мы выводили турнирную таблицу на экран. За первое место был обещан приз, но довольно большое число людей участвовало просто ради фана — для разработчиков порешать задачки от бота было чем-то вроде умственного «перекура» на десять минут.

Все желающие поотвечать на вопросы викторины подходили к стенду, получали приглашение бота и начинали игру.

Был еще вот такой важный момент. Ничто не мешало пользователю просто разово подключиться к боту и пойти по своим делам, напрочь забыв про наш стенд. Поэтому в качестве способа удержания людей у стенда мы выбрали лидерборд. То есть играть и отвечать на вопросы бота ты мог в любой точке конференции, если там ловила связь, а вот смотреть свой прогресс и таблицу лидеров — только на плазме, которая стояла на нашем стенде.

Бот содержал в себе 30 вопросов. Вообще, мы-то были уверены, что вопросов там 50, по 25 на каждый день конференции. Была мысль залить туда несколько дополнительных вопросов в процессе, но тогда бы он с вероятностью 50 на 50 «прилег». Так что 30 вопросов — это тоже симпатичное, хорошее число.

Сами игроки, кстати, довольно часто подходили к стенду и спрашивали, будут ли еще задачки. Парень, получивший iPhone, был дико удивлен. Он не постоянно следил за результатами на лидерборде, потому что временами отходил на выступления.

Поэтому когда мы подводили итоги и объявляли победителя, он был не около стенда, а на подходе. Но когда услышал, что он победил и главный приз теперь его, то добрался до стенда гораздо оперативнее, чем планировал.

Сувенирка

У нас был пакет с флешками. Да, 2017-й год, а нам в качестве мерча выдали здоровенный пакет с флешками. Мы уже грустно представляли, как потащим все это добро обратно. Но флешки были оригинальные (в виде банковских карт), и их разобрали влет. Мы просто выложили их для галочки на стенде, и началось.

Блокноты, эко-ручки, и далее по классике — все разобрали в течение первого часа. А еще были стикеры, которые разобрали еще быстрее. Кстати, их можно скачать себе в Telegram по ссылке.

Итоги

С помощью бота за время конференции удалось собрать контакты 269 уникальных кандидатов и впоследствии провести 261 телефонное интервью. Далее, включая наши отсевы, заинтересованность кандидатов и иные фильтры, цифры стали такими: восемь офферов и два вышедших в штат специалиста, которые работают у нас и по сей день.

Много это или мало? Отталкиваясь от прогнозов, никто особенно не верил, что девушки приведут в штат хотя бы одного человека. Они привели двух.

Яна Николенко, Барух Садогурский и Светлана Комова

Затраты на участие в конференции оказались меньше, чем сумма, которую мы бы заплатили кадровым агентствам за выход этих двух человек в штат. Так что тут мы в любом случае в плюсе. Еще и наш бренд работодателя прокачали.

Стоило ли все это потраченного времени, нервов и новых упаковок краски для волос? Конечно, да. И мы готовы это повторить. Благо вакансий у нас достаточно. Вот только курьера точно возьмем другого.

#кейсы

©  vc.ru