Толщина ледяного покрова южного континента растет из года в год, а ближе к Северному полюсу льда стремительно становится все меньше. Динамика глобальной температуры явно ни при чем, дело в двух вещах: рельефе Антарктиды и глубине океана, который ее окружает.
В Южном полушарии все происходит следующим образом: в начале сезона океан замерзает. Ветер относит лед от берега и формирует защитный слой более старого льда, который циркулирует вокруг континента. Те же ветры, которые обусловлены топографией Антарктиды и дуют в направлении от суши, сбивают льдины в плотные заторы, и ледовый щит становится плотнее. Эта полоса плотного льда (шириной от 100 до 1000 км) защищает более молодой, тонкий лед от волн и ветра.
А почему Южный океан вообще способен производить так много нового льда? Дело в особенностях рельефа дна. Температура у поверхности воды по краям ледового щита — -1 градус Цельсия. Эта изотерма совпадает с границей циркуляции теплых и холодных вод вокруг Антарктиды, а та, в свою очередь, с границей перепада высот на дне океана.