Почему традиционные принципы дизайна перестали приносить пользу
Сооснователь сервиса Zeroheight Джером де Лафарго том, как компаниям пересмотреть очевидные ценности — простоту, логичность и доступность.
Недавно я решил исследовать корпоративные принципы дизайна и был немало удивлён тем, что очень многие команды исповедуют такие ценности, как простота и логичность. Это заставило меня задуматься, в чём же состоят принципы дизайна, для чего они нужны, приносят ли какую-то пользу и какими они должны быть, чтобы обеспечивать действительно хороший дизайн.
Конвергенция (сближение)
В попытках ответить на эти вопросы я просмотрел невероятное количество принципов дизайна и пришёл к следующим выводам: корпоративные принципы дизайна представляют собой общие рекомендации, которые влияют на ключевые ценности и видение дизайна в компании.
Их назначение — напоминать команде о том, к какому пользовательскому опыту она должна стремиться, и таким образом помогать ей в принятии решений. Ниже некоторые примеры от хорошо известных брендов.
Легко заметить, что все эти слоганы очень похожи друг на друга. Более того, позднее я обнаружил, что почти все компании используют один либо несколько принципов из десяти, перечисленных ниже.
Интересно, что эти правила применяются практически ко всем продуктам на всех без исключения рынках. Получается, сегодня сказать, что при создании продукта вы руководствуетесь этими принципами, — то же самое, что и заявить о том, что вы верите в принципы хорошего дизайна.
Конечно, очень важно ценить хороший дизайн, это одна из составляющих успеха. Но для опытных дизайнеров эти принципы давно стали необходимой частью их творчества, этакими подсознательными истинами.
Такое чувство, что все принципы дизайна слились в один. Все говорят об одном и том же: «Мы заботимся о создании простого, дружественного и радостного пользовательского опыта. И не хотим упустить ни одно из этих качеств. Мы заботимся о дизайне».
Если принципы дизайна предназначены для того, чтобы помогать командам в создании правильных продуктов, то очевидно, что они не выполняют своей цели.
Дивергенция (расхождение)
Конечно, эти общие принципы используют не все компании. Некоторые декларируют ценности, важные именно для их пользователей. Глядя на такие принципы, понимаешь, чем именно этот подход отличается от подхода конкурентов.
Такие компании не говорят «Мы ценим хороший дизайн», они просто подразумевают это. Зато они признаются: «Вот как мы принимаем решения. Это то, что нужно нашим клиентам».
Итак, что же делает принципы дизайна правильными? Чтобы это понять, надо ответить на несколько вопросов:
- Может ли конкретный дизайнер не согласиться с этим принципом? Например, вряд ли кто-нибудь захочет заявить о том, что он не дружелюбен по отношению к клиентам.
- Можно ли применить этот принцип к конкретному продукту и конкретным клиентам? Это значит, что хороший принцип должен основываться на изучении пользовательской аудитории. Например, выбирая направление для деятельности своей компании, основатель Medium Дастин Сенос думал конкретно о своих пользователях: о людях, которые хотели писать уникальные истории, а не выглядеть непохожими на других.
- Чем вы можете пожертвовать? Заявление о том, что ваше приложение будет быстрым и красивым, не оставляет вам возможности выбора. Между тем, действительно хороший принцип дизайна представляет собой компромисс. Например, если вы утверждаете, что ваше приложение будет не столько красивым, сколько быстрым, то в следующий раз, принимая решение, включать или нет красивейшую 3D-анимацию, которая в два раза увеличит время загрузки, вы будете точно знать, как поступить.
Конечно, поиск принципов, для которых вы сможете ответить на все вышеперечисленные вопросы, — это настоящее испытание. Зато они сфокусируют вас на потребностях именно вашей аудитории. Эти принципы сделают ваш продукт лучше —, а это и есть их изначальная цель.
Что дальше
Если большинство существующих принципов дизайна слишком общие и не приносят никакой конкретной пользы, почему же так много компаний всё ещё цепляются за них?
Рискну предположить, причина в том, что сама идея «хороший дизайн — это хороший бизнес» пока не стала популярной. Для многих это не очевидно. Некоторые дизайнеры всё ещё вынуждены доказывать, почему они считают это важным. Некоторые менеджеры до сих пор объясняют своему руководству, почему им требуется больше продуктовых дизайнеров.
Именно поэтому некоторым компаниям нужны принципы, отражающие идею и важность хорошего дизайна. Однако здесь кроется ловушка. Я не воспринимаю мир в чёрно-белых тонах, но нахожу весьма сомнительными слишком пространные принципы вроде «Мы заботимся о дизайне» или «Это то, чего хотят наши пользователи».
Например, возьмём такой слоган, как «Fun». Многие считают, что милые развлекательные анимации способствуют вовлечению и удержанию пользователей. Но насколько это общее утверждение? Неужели оно верно для всех продуктов, пользователей и рынков? Это неотъемлемая черта хорошего дизайна или просто отклик на конкретное поведение пользователей?
Я уверен, что пока рано делать выводы. Всё-таки дизайн важен не только как двигатель бизнеса, но и сам по себе.
Резюме
Итак, служат ли принципы дизайна своей изначальной цели? Приносят ли они какую-то пользу? Всё зависит от конкретных принципов и конкретной цели. Если ваша организация хочет следовать лучшим практикам дизайна, тогда вам пригодятся именно фундаментальные принципы.
Но если такие слова, как простота, логичность и доступность, для вас очевидны, тогда принципы дизайна должны относиться не столько к самому дизайну, сколько к потребностям ваших пользователей.
© vc.ru