Почему стартапам не нужно внешнее финансирование — советы сингапурского предпринимателя

Предприниматель из Сингапура Йон Йонфук перечислил в своём блоге причины запускать стартап на собственные средства и развивать его, не привлекая внешнее финансирование. Он убеждён, что на ранних стадиях развития компании инвесторы могут принести ей вред.

«Восемь месяцев назад я открыл компанию. В ней был один сотрудник (я), нулевой оборот, и не было продукта на продажу. Сейчас у меня есть приносящий прибыль программный продукт и сотни клиентов, оплачивающих подписку. Выручка растёт с каждым месяцем, и денег достаточно для того, чтобы содержать себя и ещё троих сотрудников», — пишет бизнесмен. Он подчёркивает, что не привлекал внешнего финансирования и приводит на то 10 причин.

Необходимость сосредоточиться на выручке

При наличии лишь скромных собственных вложений, которых хватит, может быть, на полгода работы в спартанских условиях, волей-неволей придётся наращивать выручку: «Ничто так не подталкивает к этому, как страх полного разорения. В условиях стартапа это означает, что нужно отбрасывать все идеи, которые не будут приносить деньги сразу же». По оценке автора, так работает 99,9% бизнеса в мире. «Если вы запускаете стартап без определённой бизнес-модели, вы перечитали TechCrunch».

Не нужно тратить время на поиск инвестиций

«Поиск средств — рискованная трата времени на ранних стадиях развития стартапа. Я видел много стартапов, которые так увлеклись встречами с инвесторами, что забыли о продукте и потребителях. Каждую минуту, потраченную на инвесторов, можно было бы провести, улучшая продукт и радуя потребителей».

Отсутствие начальства

За передачей доли в капитале инвесторам следуют долгосрочные отношения с ними, пишет Йонфук. В лучшем случае придётся регулярно отчитываться перед ними о положении дел и важных решениях. В худшем — добавятся ненужные заботы (совещания, составление отчётов, согласование расходов) и необходимость постоянно обосновывать свои действия. «Если вы начинаете бизнес, чтобы быть начальником самому себе, то привлечение внешнего финансирования ставит на этой цели крест».

Понимание ценности денег

«Не располагая большими средствами, вы тратите деньги бережливее. Я считаю, что эту черту стоит в себе культивировать. Обратное весьма вредно: пустые расходы на модный офис, мебель, безделушки и так далее. Конечно, это свойственно не всем стартапам, которые привлекают финансирование. Но оно такому способствует».

Опасность столкнуться с проходимцами

Автор не советует связываться с акселераторами, единственное бизнес-достижение которых заключается в их существовании. «Для того, чтобы привлечь $20 тысяч в обмен на 20% доли в компании, акселератор не нужен. Можно просто поднапрячься, заработать эти деньги самостоятельно и сохранить долю. Менторство — ещё менее прозрачная практика, но хорошим менторам не нужны акселерационные программы».

Возможность органического роста

«Если вы занимаетесь тем, что нравится, компания вовремя платит по счетам, хорошо растёт и имеет кучу преданных потребителей, это значит, что дела идут неплохо, верно? Нет. Если вы привлекали внешнее финансирование, инвесторы хотят опережающего роста», — пишет предприниматель. Даже при хороших показателях инвесторы будут требовать изобрести новую модель, которая предполагает ускоренный рост и высокие риски.

Отсечение лишнего

«Я программист. Но я не выношу разговоры об экосистемах. Я люблю программировать, потому что это самоценное занятие — создавать вещи, которые нравятся людям. Я не из тех технарей, которые экспериментируют со всем новым просто ради эксперимента. Я смотрю на это с точки зрения пользы для потребителя: может ли новая технология улучшить пользовательский опыт? Если да — отлично, я попробую. Если нет, то какой бы клёвой она ни была, воздержусь», — пишет автор. Он считает, что самозанятость располагает к такому подходу, потому что не оставляет времени на эксперименты, которые не принесут немедленной пользы.

Хорошая компания

Человек, который работает на самого себя, притягивает к себе таких же людей, уверен предприниматель. Так можно попасть в прежде незаметный мир людей, запускающих успешный бизнес, продающих его и наслаждающихся жизнью: «Никакого цирка в СМИ, никаких загадок — откуда у них деньги: есть потребители, которые платят. Это сообщество людей, которые нашли рыночную нишу и извлекают из неё прибыль».

Возможность работать над интересными вещами

Стартапы с внешним финансированием зачастую ориентируются на некие большие возможности, пишет Йонфук. Это может быть какой-либо растущий рынок, которому требуются новые решения. Также есть вариант с адаптацией модели успешного заграничного стартапа к локальному рынку. «Лично я не представляю, как можно работать над задачей, решение которой меня не увлекает. Не могу представить, каково это — приходить каждый день на работу и заниматься решением чуждой для меня проблемы просто ради перспективы заработать».

Самообеспечение позволяет пуститься в «крестовый поход, пишет автор: «Вы занимаетесь тем, во что верите настолько, что готовы принять персональные риски. Это не подходит для конъюнктурщиков».

Создание условий для финансирования в будущем

«Говорят, что лучше всего привлекать финансирование тогда, когда оно не требуется. Если инвесторы хотят вложиться в вашу компанию, которая обходится своими силами, приносит прибыль и растёт — преимущество на вашей стороне. Вы можете диктовать условия и отказываться от сделки, если она вас не устраивает», — пишет бизнесмен.

По его словам, обеспечение стартапа самостоятельно на ранних стадиях не исключает возможности привлечения внешнего капитала в дальнейшем. «Например, утвердившись на рынке и набрав первую тысячу клиентов, вы можете захотеть ускорить рост и привлечь финансирование, чтобы довести число клиентов до 100 тысяч. Многие идут по этому пути. Условия сделки будут значительно лучше, если первую тысячу клиентов вы привлекли самостоятельно, нежели в том случае, когда вы бегаете в поисках инвесторов, не имея ни одного потребителя».

Твитнуть
Поделиться
Поделиться

В избр.

Ком.

©  vc.ru