Почему с возрастом трудно учить языки, и что с этим делать?
Джей Бландон из Исследовательской больницы в Мемфисе открыл, ставя опыты на мышах, что уровень содержания в таламусе химического вещества под названием аденозин с возрастом увеличивается. А таламус — это часть мозга, которая задействована в обработке информации, идущей с органов чувств. Именно аденозин активирует путь, который ослабляет процесс обучения в слуховой коре головного мозга, поэтому когда старым мышам проигрывают два звука, похожих по тону, они не могут их различить.
Сейчас ученые пытаются использовать генетические методы или лекарства для снижения аденозина, чтобы вернуть мышам более острый слух.
Чтобы продемонстрировать улучшение, исследователи довольно долго проигрывали фоном некий звук. А потом вдобавок проиграли еще один, который немного отличался по тону. Новый звук удивил мышей, что доказало: они смогли услышать его и отличить от фонового шума.
Когда ученые блокировали воздействие аденозина, то в слуховой коре резко возросло количество нейронов, реагирующих на звук — этот процесс называется нейропластичностью
Если нейропластичность и различие тонов улучшить у пожилых людей, они смогут с большей легкостью учиться игре на музыкальных инструментах, а также усваивать новые языки. «Изучить второй язык в более зрелом возрасте может быть трудно, так как ты не слышишь разницы в фонемах», — говорит Бландон. Новый же метод угнетения выработки аденозина может помочь в этом случае.