Почему россиян потянуло на ICO, или чек-лист для токена

Во вторник, 24 октября, стало известно, что президент РФ дал поручение правительству и Банку России разработать законодательную базу для регулирования рынка криптовалют, ICO и майнинга. Учитывая, что очень много россиян уже делает свои ICO-проекты, стоит ли ждать, что интерес в России к размещению токенов сойдет на нет, рассуждал Денис Кулагин, генеральный директор Serenity Financial.

В избранное

В избранном

Денис Кулагин, CEO Serenity Financial

По данным Tokenmarket на начало осени, из 55 запланированных ICO почти половина (21 шт.) — это проекты с основателями-россиянами или русскоговорящими сотрудниками. По нашим наблюдениям, на любом из зарубежных криптомероприятий, от 20 до 80% — наши сограждане.

Виталик Бутерин, основатель Etherium, на одной из лекций в Москве отметил, что ни в одном другом регионе, включая Юго-Восточную Азию, нет такого сильного желания внедрять блокчейн-технологии как в России.

Почему россияне так активно погрузились в мир блокчейна и криптовалют, чтобы привлекать финансирование под своим проекты? Я выделил три основные причины интереса россиян к ICO:

1. Просто

Привлечь финансирование под проект в России — не самая простая задача. Особенно если нет работающего бизнеса. Кредит в банке, как правило, для сферы МСБ (малый и средний бизнес) — вообще не вариант. Несмотря на банковскую рекламу и обещания того, что это просто. В реальности, если вы будете в бизнес-плане писать о блокчейне, распределенных командах и использовать прочие слова из IT-лексикона, шансов на одобрение бизнес-плана вообще минимум.

С венчурными инвесторами тоже непросто. Придется поездить по мероприятиям, презентациям, каждый раз пытаясь доказать, что ваш проект стоит того. А потом получить деньги, но совсем не в том размере, в котором хотели. Выход на IPO — тоже сложная и дорогостоящая история.

На первый взгляд, в ICO все просто: ты можешь привлечь много небольших инвесторов, которым достаточно, что написано у тебя на сайте или в White Paper. Да, с крупными, конечно, придется встречаться. Но каждый из них — не будет вашей единственной надеждой.

В реальности, ICO — это не всегда просто. Кроме своего бизнеса, вам придется вникать еще и в технологии блокчейна, реализовывать токенизацию и много заниматься маркетингом и продвижением себя и своего проекта. Работа с кадрами в этой сфере станет отдельной головной болью.

2. Быстро

Да, ICO можно организовать за месяц и прийти на рынок даже без прототипа, только с идеей. Вопрос только в одном — сможет ли эта идея привлечь финансирование, и не реализует ли ее кто-то еще быстрее, чем вы.

Если подходить к процессу серьезно, то лучше заложить на подготовку больше времени. Чтобы успеть за это время подготовить не только инфраструктуру для сбора средств, но и то, что можно показать потенциальным инвесторам.

У нас подготовка к ICO заняла 4 месяца — и это с учетом уже работающего бизнеса в финансовой сфере.

3. Доходно

На ICO можно собрать десятки миллионов долларов. EOS привлек $440,8. А можно не собрать. По данным последних исследований, почти 60% не набирают даже 75% от запланированных средств. Но все-таки вопрос еще и в том, а что с этими деньгами вы потом будете делать. К сожалению, большинство команд не мыслят горизонтами после сборов, воспринимая доходность только как величину привлеченных инвесторских средств.

Кстати, российские проекты пока не стали лидерами по сборам. Но они регулярно выполняют свои планы, и, я надеюсь, с такой же регулярностью будут работать по своим Road Map. Хотя, очевидно, что прибыльными станут не все. Более того, не все что-либо запустят вообще. По оценке уже упоминавшегося мной Виталика Бутерина, 90% провалятся.

В то же время будущее ICO-проектов в России законодательно не определено. Но президент уже дал поручение заняться проработкой этого вопроса. Криптосообщество пока не очень понимает, каких мер стоит ждать по итогам этой проработки: то ли все в обычной для властей манере запретят, то ли отрегулируют, но совсем жестко, то ли пойдут по пути либерализации, чтобы хоть в чем-то опередить западные страны. Надежды на последний вариант развития событий все же есть: те же пока несколько неуклюжие, но все же попытки говорить о крипторубле, отсутствие моментальных запретов на криптовалюту (а мы все помним, что буквально год-два назад предлагалось«сажать» за использование биткойнов), создание консорциумов по блокчейну, встреча президента с Виталиком Бутериным — все это позволяет предположить, что у нас есть шанс, что ICO как перспективный способ привлечения финансирования не будет закрыт для россиян в середине 2018 года.

Если вы решились запускать собственное ICO, то предложу небольшой чек-лист, пройтись по которому просто обязательно сразу, как только вы задумались о своих токенах.

1. Убедитесь, что ваша идея кому-то кроме вас нужна. Попробуйте рассказать о ней человеку, далекому от вашей сферы. Проведите небольшое исследование, поговорите с экспертами из отрасли, проанализируйте конкурентов или похожие решения.

2. Оглянитесь, кто рядом с вами. Есть ли рядом команда программистов, которая выстроит инфраструктуру для ICO и потом реализует проект. Есть ли люди, которые могут представлять вас миру, рассказывать о проекте, защищать и продавать его. И самое главное, могут ли они все сделать это хорошо, достаточно ли у них опыта и знаний.

3. Проверьте свой токен. Разберитесь, зачем вам токенизация и в чем суть токена, который вы будете предлагать. Помните о юридической стороне вопроса. Помните, что секьюрный токен — не тот вариант, который понравится SEC. Не забывайте и о финансовой схеме: как вы будете выводить в фиат заработанные проектом средства?

4. Определитесь, что потом. Важно не только подготовить план сбора денег, важно иметь план, как реализовать проект, когда ICO закончится. Не забудьте сформулировать для себя реальный soft и hard cap?

5. Посчитайте бюджет. Убедитесь, что у вас есть бюджет на маркетинг. Цены на продвижение ICO растут каждый день.

©  vc.ru