Почему Pebble накрылись. История провала
Если верить слухам Кремниевой Долины, CEO Pebble рвет и мечет. Еще бы! — летом 2015 года Citizen предлагал за контрольный пакет акций Pebble $740 млн, в начале 2016 — Intel давали $70 млн. В итоге, осенью производителя купила Fitbit за $30–40 млн. WTF?
Знакомьтесь — Эрик Мигиковский, CEO, который последние девять лет тратил время и делал время, в буквальном смысле. Компанию Pebble Эрик организовал в 21-летнем возрасте, будучи студентом. Изначально организация называлась Alerta, а устройство — InPulse. Пебблами часы стали на Кикстартере.
Траектория роста молодого человека захватывала дух: выпускник бизнес-инкубатора Y Combinator, герой Кикстартера, создатель платформы и продавец более двух миллионов умных часов. Но этого оказалось недостаточно. Pebble проиграла, и 6 декабря Мигиковский продал Fitbit активы и интеллектуальную собственность. И остался без денег, — пишет backchannel.com. Полученные средства пойдут на выплату долгов и зарплат сотрудников.
В культуру фетиша неудач Кремниевой долины бывший CEO вошел легко с разбитым остовом успешного стартапа, который с 2012 года задавал тренд на рынке смарт-часов. Долина относится к неудачам с большим уважением. Ее знаменитый девиз гласит: «Проигрывай быстрее, проигрывай лучше». Человек не может достичь успеха, не потерпев неудачу. Например, Стив Джобс — яркий тому пример.
В России это сложно понять. У нас в стране человек, потерпевший неудачу, считается лузером. В США же человеку редко ткнут провалом в лицо. Если вы не терпите неудачу, то, возможно, мало рискуете, — говорится в книге Тины Силиг «Сделай себя сам» (Манн, Иванов и Фербер, 2013). Наши мамочки на улицах орут детям: не делай то, не делай это. На Западе малышей поддерживают: у тебя все получится, ты сможешь.
В 2015 году Pebble стала убыточной. В марте 2016 Мигиковский уволил четверть персонала (40 из 160 человек) и переехал из лофта в простенький офис.
Компания переоценила рынок смарт-часов, которые приелись потребителю. Pebble не одинока: у Apple планы также пошли коту под хвост. Apple делала упор на моду, выпуская гламурную носимую электронику в золоте с ремешками по цене, как годовая зарплата россиянина. Pebble вкладывались в производительность и кооперацию со сторонними разработчиками. Оба были неправы.
Пользователи хотели носить биометрические датчики, а не просто часы. Мигиковский вздыхает, что в 2014 году Pebble упустила шанс выпустить с пульсометром, шагомером и трекером сна: «Мы поздно спохватились. Apple уже работала над фитнес-лабораторией, а Pebble плыли куда-то не туда. Если бы мы выпустили трекер активности два года назад, ситуация бы изменилась». Поздно анонсированный в 2016 Pebble Core не успел запрыгнуть на подножку уходящего поезда.
Краудфандинговая кампания собрала на Кикстартере 12 миллионов долларов, но на покрытие издержек суммы не хватило. Теперь вложенные деньги возвращаются народным инвесторам. Трекер активности заказало 24 000 человек, а новые версии часов — 43 000. Использование Кикстартера стало вынужденной мерой, потому что производитель нуждался в деньгах после череды увольнений сотрудников. Так получилось, что Кикстартер стал не стартером, а тормозом.
Весну и лето Мигиковский пытался держаться на плаву. Поздний выход продукта и сезон отпусков тяжелыми камнями тянули на дно фирму. Выяснилось, что дата поставок переносится по вине партнеров. Эрик мотался в Китай, пытаясь ускорить процессы, обращался в частные инвестиционные фонды, так как топовые венчурные фонды отказывали. Последний год Мигиковский сравнил с игрой в RPG: поселение переходит в развитии опасную красную черту, но ничего поделать нельзя, кроме как…
… Потопить корабль. В октябре Эрик решает продать бизнес с гарантией возврата вложенных пользователями средств и защиты прав разработчиков. Будущего партнера Мигиковский увидел в Fitbit, которая согласилась на условия временной поддержки вышедших продуктов. Бывший CEO предполагает, что Fitbit на базе операционной системы Pebble выпустит собственные часы, а 2 миллиона существующих пользователей присоединит к своим 50 млн. В детали он не вдается по условиям непубличной сделки, из которой мало что ясно. Вроде бы Fitbit покупает активы Pebble, софт, патенты, но не претендует на инвентарь и оборудование. Ряд инженеров Pebble присоединяется к Fitbit.
Сделка выгодна Fitbit, потому что продажи спортивных трекеров падают, а инновации Pebble помогут гиганту фитнес-электроники развивать направление смарт-часов. Ситуация комична, так как Pebble делали упор на часах, а Fitbit — на трекерах; потребитель же хотел и того, и другого «в одном флаконе». Поглощение Pebble и, возможно, выпуск новой категории продуктов позволит Fitbit удержать лидирующие позиции и отбить атаку со стороны Apple, Samsung, Sony и других.
Мигиковский не пойдет работать в Fitbit: «Мы сделали первый выстрел, разработали замечательный продукт, отгрузили 2 миллиона устройств, взорвали рынок…, но не смогли выйти на следующий этап развития. Мое появление в Fitbit ничего не изменит.»
В неполные 30 лет Эрик достиг многого. Его Pebble осталась в истории, как инновационная компания, создавшая ценность «умных» часов. Появление Pebble, пусть и кратковременное, было сродни глотку свежего воздуха в железной клетке с хищниками, которые в тумане метались и рвали друг друга без понимания, куда двигаться дальше.
Думаю, что Эрик Мигиковский отдохнет, сделает выводы и в лучших традициях Кремниевой долины восстанет из пепла. За последние четыре года рынок смарт-часов развивался настолько стремительно, что многие игроки повылетали с трассы. Где новые анонсы моделей, где горячие обсуждения новинок? Эрик хоть и дал свисток на старте, но в какой-то момент, уверенный в своей правоте, свернул не на том перекрестке и оторвался от реальности, что привелу к краху компании. Однако дело Pebble живет.