Почему краудфандинг не популярен в России?
Недавно QIWI запустил краудфандинговую платформу Fundl. С помощью нее компания помогает собрать средства на реализацию проектов и стартапов, а заодно пытается вдохнуть в российский краудфандинг новую жизнь. О том, почему наши площадки отстают от западных, и как мы в AIR Production решали эту проблему читайте ниже.
Где взять популярные проекты
Краудфандинг — сбор средств на финансирование стартапа или идеи с помощью добровольных взносов. Надо признать, не самый популярный инструмент среди российского бизнеса. Скорее всего, дело в отсутствии авторов с достойными идеями, в которые хочется вкладывать.
При этом на западе краудфандинг — один из основных методов сбора средств и продвижения стартапов. На том же Kickstarter каждый год бывают необычные проекты вроде левитирующих электронных часов, и собирают они гораздо больше денег, чем отечественные.
Итоги тоже получаются соответствующими: в 2017 году игра Kingdom Death: Monster 1.5 собрала 12 миллионов долларов, тогда как самый дорогостоящий проект на российском Planeta.Ru собрал чуть больше 11 миллионов рублей. На Boomstarter эта цифра ниже — из последних проектов выделяется игра «Серп», собравшая почти 7 миллионов рублей. В период с 2012 до 2017 года российские краудфандинговые платформы в общей сложности привлекли 1 миллиард рублей. В среднем пользователи жертвуют от 1000 до 1500 рублей. За рубежом эти цифры в десятки раз больше: удачные проекты привлекают несколько миллионов долларов.
В российском краудфандинге большинство проектов посвящены творчеству или искусству. Мало стартапов, которые ищут финансирование для какого-нибудь виртуального бара на блокчейне. Но именно такие проекты создают хайп, и шансы на успешное финансирование у них выше. 2017 год был богатым на новости об «умных» изобретениях. И людям хочется быть «в теме», чем и пользуются технологичные стартапы. Они понимают, что молодое поколение отдаст за проект деньги, потому что это трендово, цепляет и развлекает.
И вот здесь больше всего сказывается разница масштабов: у нас миллиард собрали за 5 лет, а за рубежом привлекли в 2–3 раза быстрее.
Возникает вопрос: почему нет дорогостоящих проектов? Ведь придумывать «идеи на миллион» умеют не только в Силиконовой долине.
Как рассказать о проекте
Один из важных вопросов — продвижение проектов. На Kickstarter большинство сопровождаются промо-видео. В них рассказывают о проекте и о том, зачем спонсировать его.
Площадка также ведет YouTube канал, продвигая проекты и там. Западные аналоги имеют больший медиа-вес по сравнению с отечественными: они заявляют о себе, светятся в СМИ. Нередко в российской прессе встречаются подборки необычных и успешных проектов на IndieGoGo или Kickstarter. К слову, в материалах Lenta.Ru есть 243 материала с Kickstarter против 29 с Planeta.Ru и 20 с Boomstarter.
Также в СМИ часто появляются новости о сборе средств для перспективного проекта на западной площадке. Например, новость о дрон-танке или об исследовании звезды Табби в космосе.
У нас это выглядит на уровне: «Мы сделали вот эту штуку, вроде будет работать, дайте нам деньги». А если появляются громкие проекты, то авторы не могут их выигрышно подать, поэтому люди не видят выгоды инвестирования.
Для сравнения откроем несколько страниц проектов Boomstarter и Planeta.Ru и зарубежных — IndieGoGo и Kickstarter. Внимательный читатель замечает, что, хотя структура описания во многом схожа, подача отличается.
Российские авторы не всегда понимают силу визуальной коммуникации, в то время как зарубежные стартаперы строят на этом все повествование. Даже если пролистать страницу, не вчитываясь, благодаря фотографиям и видеоматериалам будет целостное понимание того, что это за проект. Текст сведен к минимуму.
В российском краудфандинге другие традиции — у нас в цене все еще лонгриды. С помощью текста авторы раскрывают проект, но они не учитывают, что внимания спонсора, у которого открыто еще 7 вкладок с проектами, просто не хватит, чтобы дочитать до конца.
Другая проблема: встречаются изображения, напрямую не связанные с текстом, например, слишком много портретов автора. Или еще одна болезнь русского человека: материалы, снятые на камеру телефона. Если повезет — с нормальным объективом. К слову, Fundl использует «подачу» проектов в западном стиле — больше фото, меньше текста.
Кроме того, на зарубежных площадках развита коммуникация между авторами и спонсорами. Людям интересно узнать о проекте или познакомиться с авторами. Откройте несколько проектов на наших площадках и посмотрите графу «Комментарии». Обычно их мало или вообще нет.
Проблемы с подачей — не единственные. У нас мало людей, которые умеют запускать проекты. В командах нет пиарщиков, инженеров и других участников. То есть нет понимания, что это — стартап, в который нужно вкладывать инвестиции и усилия.
С другой стороны, возможно, авторы не верят в силу коллективных пожертвований. Кажется, что лучше найти инвестора, который будет вливать щедрые суммы и которому о проекте вы расскажете один-два раза. А если продвигаться на краудфандинговой площадке, то надо запускать smm и pr: напоминать о себе в социальных сетях, давать ссылки на проект, отвечать на вопросы, коммуницировать со спонсорами, и по-хорошему, предлагать что-то взамен. И все это для того, чтобы вам каждый день жертвовали по 500 или 1000 рублей — как повезет.
Кто даст денег на проект
Наш менталитет и недоверие к проектам в интернете, которые просят у вас денег — еще один сдерживающий фактор развития краудфандинга. У нас высок уровень мошенничества в сети. О краудфандинге нужно рассказывать и объяснять, в чем его выгода. Как правило, платформы предлагают вознаграждение за внесенные суммы после запуска проекта. Например, спонсоры могут получить запись альбома, для которого они сделали взнос. Или познакомиться с авторами, получить билет на их мероприятие.
Также на площадках предусмотрены правила возврата денег, если проект не собрал нужную сумму. Условия у всех разные. Например, нужно заполнять формы, отсылать их с той почты, с которой был сделан взнос. Или еще ограничения: возврат можно получить только на ту карту, которой вы оплачивали вложение.
Команде краудфандинговой платформы нужно завоевать доверие людей, показать им, что их деньги не уйдут впустую, а за площадкой стоит авторитетный бренд.
Какое решение предлагает Fundl
Все эти проблемы побудили QIWI на поиск какого-то решения. В компании постоянно появляются новые идеи, вопрос в ресурсах и желании осуществить. В QIWI принято, что если хочешь реализовать проект — реализуй. Fundl и был идеей, которую одобрили и оказали поддержку, потому что увидели в ней потенциал: объем проектов, запущенных за счет краудфандинга в России, растет очень быстрыми темпами (за 2016–2017 год он вырос почти в 2 раза), что и мотивирует участвовать в этом.
Еще из относительно недавних проектов есть похожий на Fundl — QIWI Копилка, где владельцы Кошельков могут собирать на один Кошелек деньги от своих друзей на что угодно. Некоторых из авторов бренд отправляет собирать деньги таким способом.
Но к стартапам QIWI привлекает внимание с помощью платформы Fundl, где упор делается на гаджеты и игры. Смысл в том, что площадка помогает рассказать о проекте и делает удобным процесс сбора средств. В то же время Fundl — не панацея для проблем российского краудфандинга. Это эксперимент, который нужно постоянно продвигать.
Перед запуском платформы QIWI провел опрос среди нескольких тысяч пользователей о том, готовы ли они жертвовать деньги проектам на основе краудфандинга. Большинство ответило, что потенциально они готовы. Это и дало QIWI дополнительную мотивацию на запуск собственной краудфандинговой площадки. Однако судить об успешности проекта пока рано. Это станет ясно через год-два его работы.
Ясно одно: без удобного платежного сервиса и без интересных проектов, которые станут инфоповодами для СМИ, Fundl будет развиваться не очень активно.
Что может пойти не так
Самым большим опасением стало то, что QIWI не сможет найти авторов проектов с хорошими идеями, желанием реализовать их именно на Fundl и умением грамотно подавать идею.
Частично это опасение сбывается: у некоторых пользователей с оформлением проектов большая проблема. Чаще всего проекты приходят с минимальным описанием вроде «Хочу сделать такую-то штуку, нужно столько денег». А какие этапы разработки, кто будет в этом участвовать, как это будет выглядеть — мало кто утруждает себя описать. Не говоря уже о том, чтобы показать готовые наработки или сделать красивое видео с обращением к спонсорам и показом прототипа.
Если автор решил, что хочет стартовать через краудфандинг, то это еще не гарантия того, что он сможет грамотно рассказать об идее. Ведь «продать» задумку еще сложнее чем готовый товар.
Был еще вопрос с доверием, который решился сам собой. Fundl — это проект известной компании — QIWI. И чтобы при переходе на сайт человек понимал, что попал на страницу знакомого бренда, мы просто сделали дизайн в корпоративных цветах, а платежный интерфейс — в стиле узнаваемого QIWI Кошелька.
Остается вопрос с конкуренцией на российском, а в перспективе — и на международном рынке. «О конкуренции с российскими площадками мы пока не можем сказать много. Видели только 1–2 комментария в духе «зачем нужен Fundl, если есть Boomstarter». Гораздо больше проблем возникает с Kickstarter или IndieGoGo. То есть если создатели проекта могут уйти на Kickstarter, они, скорее всего, сделают это. Зато у западных площадок нет выхода на российскую аудиторию, которая является целевой для большинства проектов из России», — признается Алексей Царев, лидер проекта Fundl.
Как искали проекты
Поиски начались даже до начала работы над самим сайтом, так как руководство понимало, что сайт без проектов на старте не взлетит совсем.
Чтобы найти первые проекты, команда QIWI решила прокатиться по технологическим выставкам: в Москве, Казани и Белоруссии. Просто подходили к ребятам и предлагали сотрудничество. Также участников искали среди знакомых, встречались с ними лично: с «Корсарами» общались напрямую.На одних выставках решили не ограничиваться — в российской столице, QIWI приезжали в несколько университетов, общались со студентами и руководством. Сам процесс был очень интересный, так как появилось много интересных контактов. Но, к сожалению, такие совпадения, что у автора или команды есть хорошая, частично готовая идея, и они готовы собирать средства через Fundl — пока редкость.
«Бывали и заминки. К примеру, на старте мы познакомились с ребятами, которые хотели сделать фестиваль комиксов. Так получилось, что мы сдвинули сроки запуска площадки, и они отказались с нами работать. Сейчас наверстываем упущенное», — говорит лидер платформы Fundl Алексей Царев.
Как мы помогаем грамотно рассказать о проекте
Сейчас около 80% поступающих проектов отправляем на доработку после модерации, около 15% закрываем как вовсе не соответствующие идее краудфандинга и всего чуть больше 1% мы готовы разместить. В итоге получается, что авторы не могут создать интересные проекты, а спонсоры не идут на площадку, т.к. на ней не на что смотреть. Мы стараемся с этим справиться и помогаем авторам оформлять проекты, даем рекомендации.
Чтобы помочь авторам красиво оформить карточки проектов, сделать их понятными, QIWI привлекает свою команду дизайнеров и копирайтеров. Они дают рекомендации, о каких деталях проекта стоит рассказать, чтобы собрать заветную сумму.
Мы же, как разработчики, продумали процесс создания нового проекта так, чтобы любой автор легко мог разобраться и получить удовольствие от оформления. Это похоже на конструктор: можно добавить фото, видео, исправлять описание и на графиках показывать бюджет стартапа. Конечно, работа с аудиторией остаётся прерогативой автора. Площадка в одиночку не может привлечь внимание, чтобы затем собрать средства для проекта. Но благодаря инструментам, которые она предоставляет, на выходе получается грамотное описание проекта. А это — уже немало.
Результаты краудфандинговой кампании автор смотрит в личном кабинете — там собрана вся статистика: автор видит, сколько средств ему пожертвовали, в какие дни их было больше и на сколько. И уже на основании этого он делает для себя выводы о рентабельности проекта да и в целом о том, «выстрелит» ли идея.
После того, как сбор закончился, автор забирает деньги, перечисленные на его QIWI Кошелек. При этом Fundl не взымает комиссию за пожертвования спонсоров (исключение — платежи с некоторых банковских карт), только за вывод средств авторами на банковскую карту, откуда площадка и получает основную прибыль. Комиссия составит от 2% от суммы.
В целом, мы надеемся, что благодаря Fundl российский краудфандинг станет популярнее, и что достойные проекты найдут финансирование. Кроме того, мы хотим показать, что для того, чтобы стартап развился, ему не всегда нужны крупные инвесторы. Ведь можно воспользоваться помощью тысяч неравнодушных людей.
© vc.ru