Почему дешевые франшизы на «кофе с собой» не работают
Александр Кузьмин, генеральный директор холдинга Rusholts, который специализируется на ведении нетопливных бизнесов сетей АЗС, проанализировал предложения на рынке франшиз «кофе с собой» и написал колонку о том, в каких случаях выгоднее будет вести бизнес самостоятельно.
Я заинтересовался франшизами, когда близкие друзья, у которых дети доросли до того, чтобы зарабатывать на жизнь самостоятельно, стали спрашивать меня, как бизнес-консультанта: «Брать франшизу или не брать? И если брать, то какую?» Подрастающее поколение, не вылезающее из соцсетей, нашло заманчивым предложение открыть по франшизе собственный бизнес — точку продаж «кофе с собой».
Обнаружили они эту идею в одном из сообществ социальной сети «ВКонтакте». В отличие от многих других «мотивирующих идей», которые быстро приходят и уходят, эта задержалась. Молодые люди поехали на семинар в другой город, прослушали обучающий курс и окончательно загорелись.
Для родителей отрадно слышать, что дети хотят «развивать свое дело», купив франшизу, «гарантирующую успех», но наше поколение на эти уловки не купишь. Наш внутренний фильтр изначально настроен на борьбу с заманчивыми предложениями из разряда «Заплати мне и стань богатым», благо сказывается опыт ведения бизнеса в 1990-е годы. Обучающее влияние МММ, «Хопра» и «Селенги» просто так из головы не выкинешь. Стало любопытно, что же предлагают «ВКонтакте». Увы, чем больше я изучал вопрос, тем большее неприятие вызывала у меня сама идея бизнеса по такой франшизе.
Открыть кофейню или организовать продажу кофе на вынос — отличное решение для нынешнего рынка, но зачем для этого франшиза? Более того, зачем для этого франшиза от человека, у которого все, что есть — это так называемый социальный капитал в виде 150 тысяч подписчиков сообщества «ВКонтакте»? Этот весьма спорный актив он использует для пропаганды сразу двух-трех десятков бизнесов, преподнося себя как универсального предпринимателя, способного помочь любому, кто купит одну из его франшиз (читай «заплатит ему деньги») стать «успешным бизнесменом».
Зачетная попытка скрестить инфобизнес и бизнес на франшизах, но выигрывают в этом случае явно не франчайзи. Основная ценность франшизы в том, что начинающего предпринимателя аккуратно проводят мимо подводных камней конкретного бизнеса, чего в случае с дешевыми франшизами никто делать не собирается.
Сказка про голого короля
Но вернемся к кофе. Кофе — самый маржинальный продукт, для специалистов HoReCa это секрет Полишинеля. Себестоимость чашки кофе, продаваемой за 90–110 рублей, начинается от шести и почти никогда не превышает 30 рублей. Кофе — один из немногих продуктов, который показал рост продаж в 2015 году, в частности рост продаж кофе в магазинах при АЗС, где, на минутку, в ассортименте магазина и кафе порядка 3000 товарных единиц.
Безусловно, кофе — отличный локомотив для сопутствующих продаж. И сама по себе идея заняться подобной деятельностью хороша, так как кофе в формате take and go доступен по цене и крайне востребован покупателями. Но задумывались ли вы, почему франшиза полноформатной кофейни типа «Шоколадница» стоит от 6 миллионов рублей, а многочисленные франшизы «кофе с собой» — всего 60–80 тысяч? Разница не только в стоимости бренда франшизы, но и в подходе к бизнесу и системности — ее может и не быть.
Многие кофейные франшизы сводятся к предложению открыть точку продаж одного только кофе, по сути — киоск «Пиво-вОды». Какие тут ноу-хау и технологии? Зачем отдавать деньги непонятно кому и непонятно за что? Псевдофранчайзеры не стесняются в рекламе своих франшиз, заявляя: «Полноформатные кофейни просят за свои франшизы миллионы рублей, а мы предлагаем вам кофейный бизнес за 60–80 тысяч — почувствуйте разницу». Разница действительно есть. Она спрятана в том, что «кофе в кофейне» и «кофе на вынос» — это две несопоставимо разные модели построения кофейного бизнеса.
«Кофе на вынос», «кофе на АЗС», «кофе в крупном торговом центре» — это поточная автоматизированная модель приготовления напитков, для успеха которой важна минимизация влияния человека на конечный результат, а также скорость подачи напитка в условиях повышенного «трафика» заказов.
Простые правила организации подобной точки:
- профессиональная автоматическая кофемашина,
- кофейная смесь, специально предназначенная для автоматических кофемашин,
- правильная настройка и удаленный мониторинг кофемашины.
Все это гарантирует правильный сервис и пресекает мелкие хитрости персонала точки продаж, также можно добавить брендовые расходники.
Правила постигаются за пару дней внимательного изучения предмета, это часть бизнеса, которая и так видна любому. Разумеется, в каждом деле есть еще множество скрытых деталей, но предупреждает ли о них франчайзер, который разбрасывается демпинговыми предложениями? В десятках «дешевых» франшиз, которые я изучил, я этого не увидел — зато увидел замаскированное желание франчайзера зарабатывать на поставках кофейного зерна, арендованных бумажных стаканов и прочих «фирменных» расходников, которые любой предприниматель без проблем может приобрести самостоятельно по более низкой цене.
Простая статистика: по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), только 16% предпринимателей обращаются к франшизам по причине «Не знаю, как организовать этот бизнес самостоятельно». Большинство разумных людей понимает, что им придется делать, и надеются получить «скрытые» знания и опыт?
Фастфуд прост только на первый взгляд
Далее я расширил изучение рынка франшиз, рассматривая предложения по фастфуду. Франшизы в сфере общественного питания сейчас очень популярны, тем более что общепит в 2015 году показал рост. Фастфуд не так примитивен, как может показаться на первый взгляд. Это высокотехнологичная сфера деятельности — с соответствующим оборудованием, ингредиентами и специально обученным персоналом.
Парочка примеров. Технологичная фастфудная сосиска должна выдерживать заморозку и «уметь» находиться 4–5 часов на жарочной поверхности в готовом виде. Это достигается с помощью выверенных рецептур — малейшие отклонения от них приводят к тому, что сосиска теряет товарный вид, а покупатели отказываются приобретать «сомнительный» продукт.
Кофемашина может стоить 50 тысяч рублей, а может стоить почти миллион и в том и в другом случае называться «профессиональной». Мы уже прошли этап экспериментов с техникой, поэтому знаем, что для агрегатов азиатского производства нажатие кнопок настройки зачастую не ведет к изменению вкуса производимых машиной напитков.
Что нужно сделать, если вы хотите предложить клиентам вкусный кофе:
- Купить дорогой кофе-автомат немецкого или швейцарского производства.
- Выбрать соответствующее по качеству зерно, специально предназначенное для автоматических корешами.
- Правильно настроить кофемашину, чтобы получить хороший вкус напитков.
- Важно подключить удаленный мониторинг кофемашин для рациональной эксплутации оборудования. Это прекрасное ИТ-решение, чтобы можно было исключить воровство персонала и своевременно обслуживать дорогое оборудование.
Даже с простой выпечкой вроде пышек или пончиков, где, кажется, только и надо, что тесто и масло, могут возникнуть проблемы. Не в каждое помещение можно поставить вытяжку, а значит, продукцию придется или привозить откуда-то или размораживать на месте.
Современные технологии создают эффект свежей выпечки. Когда вы смотрите на витрины современных кофеен, кажется, что бесчисленные торты и пирожные только что вышли из-под рук опытного кондитера. Но на самом деле, чаще всего продукт размораживают, а потом помещают в специальную витрину, с особым микроклиматом, где «свежая» выпечка терпеливо дожидается своего покупателя.
Аромат выпечки влияет на продажи. Задумайтесь: если в заведении ничего не пекут, а выпечкой пахнет, то откуда запах? Правильно, используется аромамаркетинг. Даже цвет подсветки витрины влияет на покупателя. Я это рассказываю к тому, что передача подобных тонкостей бизнеса — это дорогое знание. Выполнить технологические требования наполовину или даже на 90% — это испортить все дело и подать потребителю продукт, который не соответствует не только его ожиданиям, но и стандартам Роспотребнадзора.
Экономия на горячем кофе
В одной сети АЗС установили дорогие кофемашины, но кофе решили наливать одновременно и в керамическую посуду, и в бумажные стаканчики. Не видите ли вы подвоха? Правильно, не видите. Вы пока не знаете, что руководитель нетопливных бизнесов этой сети АЗС вычеркнул из списка оборудования стеллаж для подогрева чашек. Баловство какое — греть чашки! Кстати, специальный стеллаж для подогрева кофейной посуды стоит примерно €2 тысячи. Экономия налицо, а засады обычный пользователь по-прежнему не видит. Очень даже культурно и цивилизованно, кофе с собой — в стакане, а за столиком кафе — в чашке.
А теперь обратимся к практике. Если кофемашина настраивается так, чтобы наливать кофе в керамическую посуду без предварительного подогрева, то температура напитка задается погорячее. Физика, седьмой класс. Чашка имеет собственную теплоемкость, и если она холодная (от шкафа с подогревом отказались), то изначальная температура напитка должна быть выше, иначе посетители будут жаловаться на холодный кофе.
Теперь, если этот же кофе налить в бумажный стаканчик, то напиток получится обжигающе горячим, ведь теплоемкость бумажного стаканчика значительно отличается от теплоемкости толстостенной чашки.
Кстати, вы знали, что стаканчики бывают однослойные и двухслойные? Двухслойный специально предназначен для горячих напитков и не обжигает руки, но менеджер той сети АЗС еще раз сэкономил, заменив двухслойный стаканчик на более дешевый, однослойный. В масштабе сотни станций получилась солидная экономия. А вместе с ней — как минимум сотни тысяч рублей упущенной выгоды из-за того, что клиенты массово оказываются недовольны качеством напитков и сервисом, который оказывает эта сеть АЗС.
Надо ли говорить, что заправочные сети, которые целенаправленно развивают свои нетопливные бизнесы и уделяют должное внимание кафе, наливают весь кофе в двухслойные бумажные стаканчики и не используют никакой керамической посуды? Дело вовсе не в «культуре и цивилизации», а просто в знании технологических аспектов бизнеса для заведений того или иного формата.
Кофе в условной «Шоколаднице» и кофе с собой — это два разных напитка. И то, и другое можно вкусно приготовить и выгодно продать, но при этом необходимо учитывать детали каждой из моделей продаж. Молодой бизнесмен, который раз в неделю открывает новый проект по франшизе, не в состоянии изучить предмет на таком уровне — равно как и проследить, сделали ли это партнеры. Отсутствие времени и базовых знаний принесут франчайзи бесценный, но горький опыт — бесконечный поиск решений по запуску бизнеса, который и так должен был работать. Сетовать, что студент-бариста не соблюдал требования отсутствующего технического регламента, в данном случае бессмысленно.
Хочешь сделать хорошо — сделай сам
У солидных сетевых игроков франшиза капитализирована: бренд узнаваемый, технологические процессы уникальны, оптимизированы цепи поставок множества ингредиентов и расходных материалов. Но таких серьезных франшиз есть десяток, не больше.
Рынок сейчас завален псевдофраншизами, которые создают некомпетентные предприимчивые проходимцы. После детального разбора предложений по франшизе в своей отрасли я с еще большей опаской отношусь к предложениям в малознакомых мне отраслях. При ближайшем рассмотрении оказалось, что, помимо сегмента HoReCa, «голых королей» много в организации хостелов, автосервисов, косметических салонов и так далее.
В статьях и выступлениях франчайзеров полно упреков в адрес франчайзи: «Вы мало стараетесь». Хороший поворот в духе НЛП, напоминает пособие для менеджеров по скачкам на «дохлой лошади», а заодно создает у исполнителя комплекс вины.
На моих глазах в хорошей семье на этой почве возник серьезный конфликт отцов и детей. Рад, что удалось защитить юных предпринимателей и стащить их с «дохлой лошади», а родителям объяснить, что так тоже бывает. Надо проверять исходный материал и не вестись на заманчивые предложения, сколь дешево они бы ни стоили.
Я считаю, что создатель бизнеса обязан самостоятельно разобраться в деле, которое он планирует открыть, а не гнаться за посвящением в несуществующее сакральное знание и избежать ситуации, описанной в комментарии к статье про кофейни на vc.ru.
Кафе на АЗС — собственный бизнес или франчайзи
По системе франчайзинга работают и некоторые сети АЗС. Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) отдают удаленные и малодоступные станции в управление индивидуальным предпринимателям. В некоторых случаях это единственная возможность добиться эффективности точки продаж, убыточной для заправочной сети. Для меня ближе и интереснее тема сотрудничествас АЗС по тематике «Кафе».
У мировых лидеров на рынке фастфуда есть партнерские программы с сетями АЗС, но давайте рассмотрим реальные возможности такого сотрудничества. Для любого партнера, будь то McDonalds, KFC, Burger King, Autogrill или кто-то еще, необходимо отдельное большое помещение, в то время как у большинства АЗС торговые залы по 30–80 квадратных метров, причем на этой территории необходимо разместить еще и магазин. В таких стесненных условиях не сможет развернуть бизнес ни один оператор быстрого питания.
Большинство сетей АЗС нашли выход в развитии собственного направления «Кафе». При правильном построении бизнеса на одном только кофе крупная заправочная сеть может зарабатывать от сотен миллионов до нескольких миллиардов рублей в год. Предложение по хот-догам и свежей выпечке сможет принести ей аналогичную прибыль.
Рынок франшизы изменился под влиянием кризиса: снизились требования к франчайзи, появились предложения с довольно низким уровнем инвестиций в проект. Но мир, состоящий из стандартных заготовок и однотипных дизайнерских решений, будет уныл и скучен. Обратите внимание на Италию — это, пожалуй, самая «кофейная» страна в мире, там большинство кофеен уникальны, и в этом их прелесть.
Хорошенько подумайте, прежде чем встать под знамена чужого бренда: может быть, вы в состоянии предложить рынку свое, а не чье-то чужое решение? Не бойтесь выражать себя и узнавать свой бизнес досконально — это принесет делу неоценимую пользу. А если уж останавливаетесь на франшизе — выбирайте предложения от людей, которые понимают, как делать бизнес в выбранной отрасли, и имеют опыт успешного запуска проектов — хотя бы лет 10–15.
© vc.ru