Почему я уже не жду джейлбрейк iOS
Исповедь любителя Cydia.
В последнее время тема джейлбрейка теряет актуальность, хакеры сдают позиции и не в состоянии оперативно выпускать утилиты для взлома iOS. C одной стороны мобильная система Apple с каждым годом становится менее уязвимой, а с другой определенные разработчики продаются Apple и «сливают» найденные дыры и программные огрехи.
«Золотая эра джейлбрейка» далеко позади, пришло время поставить жирную точку в этой теме. К сожалению, мы не дождемся когда Тим Кук на одной из презентаций скажет о безоговорочной победе над хакерами и взломом системы. Новости о джейлбрейке просто затеряются в информационном поле и будут появляться крайне редко, как и сами утилиты для взлома iOS.
Как было раньше
Более пяти лет я пользуюсь техникой Apple. Все iPhone и iPad, которые проходили через мои руки, были успешно взломаны и на них попадали десятки любимых твиков из Cydia. Я думал, что так будет всегда, покупал стоящие расширения, ждал их оптимизацию под новые версии системы, мониторил новые дополнения и твики.
Все это время существовало две основных причины делать джейлбрейк iPhone и iPad: пиратство и расширение стандартных возможностей. Одни осуществляли взлом для того, чтобы бесплатно играть в платные приложения или взламывать внутриигровые покупки, а другие — хотели получить новые функции на своем устройстве, кастомизировать интерфейс и добавить интересные фишки.
Пиратство
Признаюсь, что изначально я попадал в обе категории пользователей. Приученный ко всему взломанному в то время мало кто желал платить за приложения на мобильном устройстве. Пиратствовать приходилось не столько от жадности, сколько из-за сложности с приобретением программ и игр.
Когда App Store официально пришел в Россию и появились всевозможные способы оплаты и пополнения, я начал покупать софт и контент и за пару лет вовсе перестал пиратствовать.
Иногда я пробовал то или иное взломанное приложение и, если игра или программа стоила своих денег, приобретал его в App Store. Так случилось, например, со многими адаптациями настольных игр для iOS. Ticket To Ride, Carcassonne и другие шедевры были куплены в App Store и теперь регулярно приносят радость и удовольствие.
Разработчики сделали большой шаг в сторону увеличения прибыльности своих продуктов и перекрыли кислород пиратам. Большие и маленькие издатели увидели «магическую схему» freemium и взялись за выпуск бесплатных приложений. Игры, требующие постоянного подключения к сети, не могут быть взломаны и на внутриигровые покупки.
Кастомизация iOS
Другое дело — кастомизация мобильной операционной системы и добавление новых полезных возможностей. Меня настолько захватила эта идея, что я даже начал вести канал на YouTube, освещая новые джейлбрейк расширения из Cydia. За три года я просмотрел сотни твиков, большинство из них опробовал на своих устройствах и показал в обзорах. К сожалению, сейчас канал, как и тема джейлбрейка, переживают не лучшие времена.
Apple уже не первый год перенимает небольшие фишки из мира джейлбрейка и добавляет их в очередные обновления iOS. После каждого ключевого апдейта можно заметить 2–3 идеи, которые в том или ином виде присутствовали в виде твиков из Cydia. Такая политика помогает выманивать из мира джейлбрейка непривередливых пользователей. Наверное, пришла и моя очередь.
В ненужности ряда твиков я убедился по мере их использования, а некоторые расширения были вытеснены системными обновлениями, так, например, случилось с появлением режима Night Shift в iOS 9.3. Ранее за комфортную цветовую температуру экрана отвечал твик f.Lux.
Осталась группа расширений, которые пока выглядят лучше, чем стандартные решения от Apple, но их с трудом можно назвать весомой причиной для осуществления джейлбрейка. Я не первый год жду от Apple:
- возможности добавлять свои переключатели в нижнюю шторку (твик FlipControlCenter);
- удобного перемещения курсора свайпами по клавиатуре (SwipeSelection);
- быстрого набора контактов в звонилке (KuaiDial);
- расширенных возможностей Touch ID (Asphaleia 2);
- профилей для разных пользователей в одном приложении (Slices).
Конечно, еще есть файловые менеджеры, дающие полный доступ к данным на устройстве и всевозможные способы передавать файлы по bluetooth или AirDrop, но, положа руку на сердце, признаюсь, что от них нет особой пользы. Кастомизацией интерфейса я переболел еще во времена использования Android.
Единственное, о чем можно жалеть — многофункциональное расширение Activator. Конечно, Apple никогда не реализует такую возможность в iOS, но и без всемогущего твика можно комфортно пользоваться iPhone и iPad.
Причины отказа от джейлбрейка
Резюмируя вышеизложенное, можно выделить такие причины падения популярности джейлбрейка в обществе и моего отказа от взлома в частности:
- пиратство уже не то: большинство игр бесплатные, внутриигровые покупки не взламываются, платные приложения можно легко купить с хорошей скидкой;
- изменение внешенего вида системы — удел любителей Android;
- новые нужные функции нам и так выдают в небольших дозах;
- хакеры, занимающиеся взломом продаются Apple или долго работают над очередным взломом;
- в савокупности все факторы ведут к падению интереса к данной теме, соответственно, новости о джейлбрейке не так активно освещаются в СМИ.
Мне было бы очень интересно услышать ваше мнение по этому поводу. Пишите в комментариях не только нынешнее отношение к джейлбрейку, но и как оно изменилось за последние годы.
Пример из истории
Многие вспомнят знаменитую фразу Стива Джобса:
Лучше быть пиратом, чем служить во флоте.
Высказывание зародилось во времена работы над первым поколением Macintosh и не противоречило принципу Стива не давать пользователю ничего менять в технике Apple.
В далекие 80-е Джобс не хотел, чтобы покупатели модернизировали компьютеры Apple, а позже подобный подход мы увидели в закрытой iOS, неразборных iPhone и iPad.
Тогда флотом считали «динозавров» компьютерной индустрии Microsoft и IBM, они, по мнению Джобса, не хотели активно продвигать новые идеи и инновации в своей продукции, а «пираты» из Apple были призваны подарить пользователю удобные и современные устройства.
Сегодня Apple перешла на противоположную сторону, компания по прежнему дарит миру инновации, но коммерческая составляющая всегда ставится прежде всего. Так мы получаем «новые» iPhone SE и iPad Pro, но не видим целого ряда интересных возможностей, которые есть у конкурентов.
Такой пример я вспомнил не случайно, с сожалением приходится констатировать заезженную истину «Apple — не торт», а любители джейлбрейка, как последний оплот «пиратов», сдают свои позиции и покорно пользуются устройством так, как говорит Apple (или покупают смартфоны и планшеты от других производителей).
В закладки