По ту сторону Grand Theft Auto: «неизвестная» Rockstar Games

История Rockstar Games напоминает приключенческий боевик с погонями и обязательным финалом среди металлоконструкций. Лошади и этот «дикий-дикий Запад», школьная столовка и завод по переработке людей в беляши. Если порыться в закоулках памяти, на свет вылезет множество памятных эпизодов, которых вполне хватит на попурри-телешоу формата «Байки из склепа». Проблема лишь в том, что в нашей стране Rockstar Games знают, в первую очередь, по сериалу о автоугонщиках да Max Payne 3. Редакция 4PDA решила исправить эту несправедливость и рассказать о совсем других «Рок-звёздах».

Среди множества дверей

В начале нулевых Rockstar Games была далеко не так известна, как сейчас, да и культового статуса команда братьев Хаузеров не носила. Однако именно тогда будущие небожители пошли на одну, но ключевую для себя авантюру. Речь идёт о попытке перенести свой боевик-хедлайнер (Grand Theft Auto) в чарующий мир трёхмерного изображения. Разумеется, этому предшествовала череда определённых событий как внутри самой студии, так и в индустрии в целом.

По ту сторону Grand Theft Auto: «неизвестная» Rockstar

Когда жизненный цикл PlayStation подходил к концу, а шестое поколение игровых систем только маячило на горизонте, множество коллективов бредило созданием большого, почти живого и цепляющего от первого до последнего кадра открытого мира. Отчасти эту идею привили консольные серии, вроде The Legend of Zelda (Ocarina of Time до сих пор считается едва ли не лучшей игрой всех времён и народов), где дух приключений сопровождался практически бесконечным исследованием уровней. Отчасти сказывалась сама эпоха: люди начала уставать от потока разноцветных зверюшек, им хотелось серьёзности и «прорыва» по всем фронтам. Концепция sandbox«а идеально ложилась на парадигму мышления, где прыг-скок по лианам уже считалось не комильфо, а всё, что можно было сказать Resident Evil«ом и Final Fantasy, было сказано.

В это удивительное время со скоростью среднестатистического кролика на радаре геймеров возникало множество жанровых экспериментов, большая часть которых, понятно дело, дальше первого выпуска не пошла. Но были и такие, которым оказалось суждено пережить своих конкурентов и возродиться уже в новом времени. К последним и относится дилогия Grand Theft Auto.

По ту сторону Grand Theft Auto: «неизвестная» RockstarПо ту сторону Grand Theft Auto: «неизвестная» Rockstar

Критика тех лет крайне сдержанно высказывалась о работе DMA Design. В GTA всего было «через край»: насилия (миссия с переработкой мяса), чёрного юмора и сатиры, сложности (сохранений либо не было, либо дорого), асоциального посыла. По сути, команда DMA умудрилась создать прототип современных блокбастеров «без тормозов», который, однако, прошёл почти незамеченным на фоне суперхитов конца 90-х.

В этом смысле анонс третьей Grand Theft Auto для геймера массового стал шоком. Непонятная формула, но в полном 3D — это ли не счастье? Позже выяснится, что именно оно. Правда, случится это спустя одну маркетинговую перестановку (из эксклюзива компьютерного в «only on PlayStation 2») и десяток положительных отзывов как на форумах, так и в журналах.

По ту сторону Grand Theft Auto: «неизвестная» Rockstar

Мы не зря акцентируем внимание на боевике об автоугонщиках. Создав коммерчески успешный франчайз, Rockstar Games ударилась в откровенные эксперименты, большая часть которых получилась на диво хороша. Но тогда, в конце девяностых, мало кто мог предположить, чем закончится эпопея «города в 3D». Очень может быть, именно по этой причине «звёзды» ввязались в авантюру с британским акцентом.

Когда до релиза GTA III, потерявшей по пути приставку »3D», оставался почти месяц, на сцену вышел The Italian Job — автомобильный боевик для оригинальной PlayStation. Rockstar Games не имела прямого отношения к самому производству, однако выступила в качестве издателя — и немало преуспела в этом. Успех сложился сразу из нескольких факторов. Во-первых, крепкая киношная основа: лента «Итальянская работа» режиссёра Питера Коллинсона, в отличие от самой Rockstar, культовый статус таки носила.

Второй важный момент: в качестве геймплейной основы Pixelogic выбрала не что-нибудь, а Driver — великолепную гоночную аркаду про копа под прикрытием. Далее всё строилось по стандарту: в начале каждой миссии геймер получал набор триггеров, счётчик таймера отстукивал драгоценные секунды до окончания, а сами авто — радовали глаз. Опять же, по меркам оригинальной PlayStation игра выглядела просто отлично, и не менее замечательно звучала.

А индеец Гойко Митич

В новое поколение консолей Rockstar Games заехала под грохот полицейских сирен. Статус блокбастера Grand Theft Auto III подкрепился выпуском спин-оффа с подзаголовком Vice City. Публика сметала с полок PlayStation 2 ради этих двух игр. Несмотря на обрушившийся успех, «Рок-звёзды» и не думали сворачивать творческий поиск, выстрелив сразу несколькими разножанровыми хитами.

По ту сторону Grand Theft Auto: «неизвестная» Rockstar

В первую очередь это, конечно же, продолжение гоночного цикла Midnight Club. Просто для понимания: в 2003 году на консолях и PC вышла Need For Speed: Underground. Следом за ней появилось прямое продолжение и угарно-трэшовая в своих заставках Most Wanted. Так вот: ни Most Wanted, ни Underground ½ не могли тягаться с сериалом от Rockstar. Те же копы вернулись в стритрейсинговую NFS только в Most Wanted, тогда как в «Полуночном клубе» они засветились ещё в начале двухтысячных.

Там, где Electronic Arts использовала линейные уровни, огороженные флажками с направлением движения, «звёзды» выстроили гигантский мегаполис, в рамках которого можно делать почти что угодно. Да-да, от точки «А» в точку «Б» дозволялось ехать, как душе геймера заблагорассудится. Плюс шикарная графика, тюнинг и, наконец, траффик. Мегаполис тут жил, в него хотелось верить.

По ту сторону Grand Theft Auto: «неизвестная» Rockstar

Успех №2 — шокирующая снафф-история Manhunt. До безобразия простая фабула (отморозка закинули в шоу с реальными убийствами) да несколько угловатая графика буквально затиралась выпирающей на передний план жестокостью. В Manhunt противников можно было душить пластиковым пакетом, пришпиливать гвоздомётом или попросту отрывать голову/перерезать глотку. Уровень кровавости казней определялся самим геймером. Натуралистичность сцен привела к тому, что триллер от американцев запретили в ряде стран. Дескать, это уже слишком даже для видеоигр и мира, видавшего все «красоты» Mortal Kombat«а в версии для Mega Drive.

Наконец, в 2004 и 2005 годах на прилавках появились Red Dead Revolver и The Warriors — необычные по своей концепции IP. Red Dead Revolver нельзя назвать 100% разработкой Rockstar — они лишь «подобрали» проект и довели его до ума. Шикарная история из жизни ковбоев, ураганные перестрелки — RDR полюбился геймерам точно также, как позже приглянулся Red Dead Redemption, хотя сам Revolver и не напоминал GTA. По сути, это был линейный боевик, вобравший в себя лучшие штампы из вестернов. Начиная с сюжетной завязки (месть за родную семью) и заканчивая достаточно колоритными героями.

По ту сторону Grand Theft Auto: «неизвестная» Rockstar

The Warriors же создавался по мотивам одноименного фильма. Разборки между бандами, граффити, эпоха хиппи и соответствующий атмосфере саундтрек. За разработку тайтла отвечало канадское подразделение Rockstar. Его сотрудники успели приложить руку к таким хитам, как Max Payne, Oni и даже к аддону для оригинальной Grand Theft Auto. Стоит ли говорить, что The Warriors, как минимум, не получилась плохой?

Старшие классы

Вторая половина нулевых стала переломной не только для Rockstar Games, но и для всего консольного рынка. Так случилось, что Microsoft значительно форсировала поколение, выкинув в 2005 году на прилавки свою Xbox 360. Фирмы, занятые выпуском видеоигр, встрепенулись: надо было одновременно поддерживать и эту мощную приставку, и не забывать про PlayStation 2, Xbox [Original] и GameCube.

По ту сторону Grand Theft Auto: «неизвестная» Rockstar

Сотрудники Rockstar, как нетрудно догадаться, оказались в точно таком же положении. С одной стороны, компания вынуждена не забрасывать PlayStation 2, а с другой — поддерживать Xbox 360. Задача что надо. Но и тут они выкручиваются, причем одним из самых элегантных способов, на которые способны студии с именем.

Жизненный цикл PlayStation 2 Rockstar Games завершила выпуском Bully — по сути, Lite-версии Grand Theft Auto. Всё действие происходило в застенках школы «строгого режима», где, как пауки в банке, боролись за влияние несколько местных группировок. С другой стороны, Bully заимствовала от своего пращура лишь общую концепцию (есть городишко-хаб; на карте отмечены миссии; бери и выполняй) — в деталях это всё же был проект совсем иного толка.

Геймеры брали под свою опеку хулигана по имени Джимми Хопкинс. Действие начиналось с того момента, как он, выброшенный своей мамочкой и её очередным любовником, переступает порог академии. Смысл — в заданиях. Устроить шалости на Хэллоуин? Пожалуйста. Принять участие в незаконном турните по боксу или же помочь ботану добежать до туалета, а после своровать в женском общежитии трусы для физрука-извращенца? И это запросто.

Гонки на велосипедах, уроки с сексапильной преподавательницей рисования, химия и английский. Занятий в Bully оказалось предостаточно. Можно и приёмы единоборств познавать при помощи бомжа-ветерана, и в вышибалы на физкультуре играть, и с девочками флиртовать (по сюжету их будет несколько). Массового российского геймера «смущало» лишь одно: этот великолепный sandbox слишком долго оставался эксклюзивом для PlayStation 2. Позже, конечно, Bully вышла на Xbox 360, PC и даже Wii. Так называемая Scolarship Edition отличалась слегка подтянутой графикой, а также расширенным набором мини-игр, но пальма первенства всё равно принадлежала консоли от Sony.

По ту сторону Grand Theft Auto: «неизвестная» Rockstar

Наконец, эпоха скандалов продолжилась с выходом Manhunt 2. Если Bully моралисты просто критиковали, то продолжение снафф-триллера… подвергли цензуре. Дошло до выпуска нового тиража, который оказался несколько «мягче» оригинала. К сожалению, это не спасло Manhunt 2 от скандалов. Пресса буквально камня на камне не оставила в старании как можно больнее поддеть Rockstar. И это можно было понять, поскольку не каждому придётся по нраву роль отморозка, прогуливающегося то по заброшенным зданиям, то по БДСМ-клубам.

Ренессанс

Поколение HD-графики Rockstar Games открыла под громкое улюлюканье любителей sandbox«a. Однако этому предшествовала богатая работа над новым движком. В качестве полигона для полировки «Рок-звёзды» использовали Table Tennis — великолепный в своей нише симулятор настольного тенниса. Игра вышла эксклюзивно для Xbox 360 и, в общем-то, не претендовала на звание шедевра. Все ждали Grand Theft Auto IV и, получив, наконец, заветную коробочку с диском, надолго окунулись в мир «почти всамделишного» Нью-Йорка.

Впрочем, сотрудникам компании было что сказать и за пределами своего самого известного сериала. Разумеется, речь идёт о Red Dead Redemption — одной из самых культовых игр про этот «дикий-дикий Запад». Аккуратно перенесённая механика GTA, дополненная генерируемыми сценками а-ля «Сэр, меня грабят!» (позже такие интеракции займут почетное место в GTA V) и достаточно серьёзная драматическая завязка про увядающее прошлое, которое не отпускает, нашли своих поклонников. Позже на вопрос о портировании Red Dead Redemption авторы ответят, что боевику неплохо и на консолях живётся. Такое вот развитие франшизы Red Dead.

Гоночный фронт пополнился Midnight Club: Los Angeles. Выкинув цифру из названия, Rockstar сосредоточилась на полировке геймплея. Вышло просто здорово и до сих пор недосягаемо для поклонников персоналки. Наконец, одной из жемчужин поколения Xbox 360/ PlayStation 3 стал детектив L.A. Noire. Как в случае с Red Dead Revolver, «звёзды» не создавали игру с нуля, но с их подачи Team Bondi выпустили великолепную адвенчуру, цепляющую от начала и до самого конца. Хулители «Нуара» говорят о том, что внутри сценария всё линейно, что перестрелки либо вовсе не нужны, либо их до обидного мало (две точки зрения-с), но это не отменяет главного: L.A. Noire — неординарный продукт на рынке победившего поп-корна. С выдумкой и «огоньком». Ну и джаз, конечно же.

По ту сторону Grand Theft Auto: «неизвестная» Rockstar

Сегодня Rockstar Games находится на вершине славы, деля её с такими мастодонтами, как Blizzard или Ubisoft Montreal. Конечно, своё ведро критики достаётся и этим мастерам (например, за «неканоничный» Max Payne 3, где якобы атмосферы не доложили), однако всё это преходяще. Студии, трудящиеся под «звёздным» брендом, постоянно экспериментируют. В том числе со своими флагманскими франшизами. Как результат Grand Theft Auto к пятой части окончательно отошла от амплуа главной игры про беспредел. Миллионы поклонников, сумасшедшие тиражи и признание профильной прессы. Что дальше?

Автор текста: Олег Беляев

Источник:  4pda.ru


©  4PDA