По микрофлоре кишечника можно диагностировать болезнь Паркинсона?
Специалисты уже давно обсуждают предположение, что болезнь Паркинсона зарождается за пределами мозга. Согласно гипотезе «двойного удара» («dual hit» hypothesis) неизвестный до этого патоген вторгается в организм двумя путями: через нос и желудочно-кишечный тракт. Там он запускает патологический процесс — прежде всего, неправильное сворачивание белка альфа-синуклеина. Это белок, чья точная функция не установлена. Среди прочего, предполагается, что он вовлечен в выделение таких медиаторов, как, например, дофамин. Неправильный фолдинг альфа-синуклеина может распространяться на проводящие пути нервной системы, где — спустя десятилетия — формируются тельца Леви, патологические белковые образования, характерные для болезни Паркинсона. В итоге нервные клетки начинают отмирать — и возникают типичные для заболевания симптомы.
Исследователи из Люксембурга и Германии рассмотрели, могут ли ранние события в ходе развития болезни также изменять кишечную микрофлору. Они взяли пробы из носовой полости и из желудочно-кишечного тракта у 76 пациентов с болезнью Паркинсона и у 78 здоровых людей. Они также изучили микрофлору 21 субъекта с нарушением фазы быстрого сна (у людей с таким расстройством резко увеличивается риск развития болезни Паркинсона в пожилом возрасте).
Оказалось, что микрофлора кишечника в значительной степени различалась у пациентов с болезнью Паркинсона и у здоровых людей. При этом 80 процентов различающихся бактерий демонстрировали схожие тенденции и у людей с нарушением фазы быстрого сна. Эти отличия в микрофлоре также коррелировали с наличием недвигательных симптомов — например, депрессии.
При этом, как отмечают ученые, сравнение микрофлоры носовой полости не показало подобных отличий.
Авторы работы надеются, что, сравнивая группы, удастся лучше понять роль микрофлоры кишечника в течении болезни, а также установить, какие изменения возникают и когда. Это может помочь и в поиске новых средств для своевременного лечения заболевания, отмечают ученые. Кроме того, по их словам, в будущем можно будет использовать знание о наличии или об отсутствии определенных бактерий в качестве биомаркера для раннего обнаружения болезни.
Исследование было опубликовано в журнале Movement Disorders.