Письмо в редакцию: «Телевизор — самое массовое медиа в стране, и вряд ли интернет его погубит»


В редакцию vc.ru пришло письмо от директора по продукту приложения Tviz Дениса Мартынцева, в котором он объяснил, почему не считает телевидение бесперспективной нишей и почему предпринимателям стоит обращать внимание на рынки, о которых они практически ничего не знают.

Среди молодых людей, чья работа связана с интернетом и ИТ, бытует устойчивое мнение, что телевидение уже давно никто не смотрит. Многие гордо заявляют, что у них вообще нет телевизора, а смотрели они его последний раз у бабушки в деревне, когда им было лет 12.

Если на очередной конференции я рассказываю случайному собеседнику о том, что за продукт мы делаем, то вижу недоуменно поднятую бровь и слышу реплику вроде «А кому это вообще сейчас нужно?».

Последние полтора года мы занимаемся развитием мобильного приложения, которое представляет собой обычную телевизионную программу. Такую же, как печатают в газетах, только в цифровом виде на мобильном устройстве.

Казалось бы, идея спорная и бесперспективная. Какому человеку, имеющему на руках современный смартфон, придёт в голову мысль установить приложение-телепрограмму? Это ведь архаизм из прошлого века. Но факты — вещь упрямая, и они говорят, что телепрограмма на смартфоне не такая уж бесполезная штука.

Именно отталкиваясь от фактов, собранных всеми доступными способами, мы решили взяться за этот проект. Развенчивая популярные заблуждения, мы шаг за шагом открывали для себя новые перспективы в устаревающей на первый взгляд нише.

1. Интернет заменил людям телевидение

d3e984b86982d6.png

«Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — одно сплошное телевидение». Также, как не сбылся прогноз героя известного советского кинофильма, не сбылись и прогнозы многочисленных интернет-визионеров. Одно не вытеснило другое, а дополнило и даже подтолкнуло к более интенсивному развитию и поиску новых форм.

Естественно, влияние интернета колоссально, темпы проникновения космические (были раньше), но как такового замещения не произошло. Интернет лишь изменил способ доставки телеэфира до зрителя.

2. Эфирное ТВ доживает последние дни

Зачем смотреть телевизионный эфир, когда можно самому выбрать сериал или фильм на любом из многочисленных VOD-сервисов? Справедливый и актуальный вопрос для многих. Но не для большинства.

Большинству аудитории процесс самостоятельного выбора контента для просмотра доставляет физические мучения. Люди не знают, что лучше посмотреть, когда лучше посмотреть и где это найти. Они хотят, чтобы выбор сделали за них, а им нужно было только нажать кнопку и держать глаза открытыми. Сила эфирного ТВ во многом определяется именно этим, и даже повсеместная доступность контента и информации в интернете не способны быстро изменить укоренившиеся формы потребления.

3. Телевизор смотрят только бабушки

67ed9b03857c31.png

А вместе с ними их дети, внуки и правнуки. Реальная аудитория телевидения в России один в одни отражает социально-демографическую структуру населения. Телевидение смотрят подавляющее большинство как взрослых, так и молодых людей, и подростков (миллениалов). Оно сохраняет за собой место самого массового медиа в стране и положение это вряд ли изменится скоро.

4. Телевизор включают «для фона»

Фоновый просмотр — действительно одна из существующих форм потребления ТВ. Но не единственная и не самая популярная. Многие зрители предпочитают планируемое телесмотрение, при котором они заранее выбирают, что и когда будут смотреть.

Кажется, что этот тезис идет в разрез с заблуждением №2, в котором говорится, что люди не хотят ничего искать и выбирать. Но в этом и есть магия телеэфира. Люди берут то, что им дают, в то время, когда им это дают, удовлетворяя при этом потребность участия в выборе. То есть, они выбирают, но не прикладывая к этому особых усилий. И это их устраивает.

5. Телепрограммы умерли вместе с газетами

dfd471e10eaeb1.jpg

Тираж пяти самых популярных специализированных изданий-телегидов, контент которых на 70% состоит из телепрограммы, — более 6 млн экземпляров в неделю. Это не считая прочих общетематических и региональных еженедельных газет, практически в каждой из которых телепрограмма остается обязательным элементом.

Сервис телепрограммы популярен и в интернете. В январе этого года количество запросов по фразе «телепрограмма» в поиске «Яндекса» достигло рекордного показателя и превысило 7 млн за месяц.

Факты собраны, и они говорят, что огромное количество людей потребляют телевидение, делают это осмысленно и желают иметь инструмент планирования просмотра. Накладывая эту картину на нарастающее проникновение умных мобильных устройств, получается нехитрая схема продукта, закрывающего старую потребность новой формой.

За прошедшие полтора года месячная активная аудитория нашего приложения на двух мобильных платформах увеличилась в 6 раз и достигла четверти миллиона человек. Без рекламы и каких-либо заметных вложений в привлечение трафика. Рост построен на нарастающей востребованности сервиса телепрограммы для смартфонов и планшетов.

Отзывы пользователей в App Store и Google Play и письма на почту поддержки только подтверждают факты. Довольно популярен отзыв, в котором пользователи благодарят нас за то, что им больше не нужно покупать газеты и журналы с телепрограммой. Некоторые люди начинают полноценно использовать свои мобильные устройства раньше, чем овладевают элементарными навыками навигации в вебе.

Мы общаемся с пользователями по электронной почте, в отзывах и иногда созваниваемся по телефону, чтобы помочь в решении проблем или спросить, что они думают о новой функции. Мы продолжаем изучать всю доступную информацию, которая так или иначе касается нашего продукта, собирать и рассматривать каждое мнение. Это не значит, что мы бросаемся разрабатывать все, о чем нас попросят, но это значит, что когда мы создаем новое, мы создаем это для наших пользователей. Для людей, которые внимательно смотрят телевидение.

Этот опыт помог нам твердо понять, что бессмысленно и даже вредно измерять перспективность идей, отталкиваясь от своего личного представления о рынках. Профессиональная деформация и окружающая среда дают очень сильный фон, который мешает увидеть возможности, лежащие за пределами обзора. Мы никогда бы не взялись заниматься мобильным телегидом, если бы тщательно не изучили предметную область. Скажем честно, фанатов телевидения в команде не было и нет, но это не мешает нам делать продукт.

Теги

©  vc.ru