Письмо в редакцию: Личный опыт проведения тендера на Workspace

Рассказ руководителя проектов агентства its.agency Романа Миткевича.

Недавно я примерил на себя роль клиента и попробовал организовать тендер на сайт. Купил сим-карту, назвался Михаилом и зарегистрировался на Workspace. Хочу рассказать о кошмаре, который свалился на меня спустя всего пару часов, и чему он меня научил.

Надеюсь, этот эксперимент поможет проекту стать лучше.

Workspace и альтернативы

Слоган Workspace — «тендерная площадка №1». И это лучшая характеристика отрасли. Раньше единой площадки для тендеров на проекты в интернете просто не было. Были разделы с тендерами на «Рейтинге Рунета» и CMS Magazine, но там не было толковой системы отбора исполнителей. А сейчас их разработчик Proactivity Group все равно ведет весь трафик с этих сайтов на Workspace.

На других площадках все еще хуже, где-то заявку на участие нужно распечатать и отправить по почте. Непрофильные площадки, например «РосТендер» или Is-zakupki ставить в один ряд неправильно и некорректно.

В итоге имеем единственную специализированную площадку, где исполнителей можно сортировать, а организовать тендер может каждый. Альтернатив Workspace сейчас просто нет, поэтому он превратился в аквариум, где 11 941 студий-пираний и 641 фрилансер набрасываются на каждый тендер.

Хорошо это или плохо? Давайте разбираться.

Как провести тендер

В октябре 2016 года я создал фейковый тендер на Workspace. Купил SIM-карту, придумал себе фамилию, имя и гениальное название компании и зарегистрировался на Workspace.

Начинаю делать тендер. Меня приветствует фраза «Внимание, все тендеры модерируются и тщательно проверяются». Но никто не позвонил, не написал и не убедился в существовании моей компании. Я нажимаю кнопку «Опубликовать», и тендер виден всем исполнителям.

В ближайшие пять часов с 14:00 до 19:00 на мой телефон непрерывно раздаются звонки: «Добрый день, меня зовут… Я представляю компанию… Давайте обсудим проект».

В 19:00 звонки от менеджеров завершились. Я открываю почту, которую завел для тендера, и вижу 64 письма.

Вот это да, подумал я.

Вот это да, подумал я еще раз на следующий день. Ровно в 10:00 история повторилась, поэтому в 15:00 я уже выключаю телефон. Запомнить, кто и откуда звонил, просто невозможно.

Открываю почту еще раз, сообщений в два раза больше

Начинаю подводить итоги:

  • ​84 отклика от компаний;
  • 35 присланных коммерческих предложений;
  • разброс цены в семь раз при очень подробном ТЗ;
  • только три менеджера из 84 говорили обо мне и моих задачах, а не о регалиях компании.

Про менеджмент, конечно, вопрос больше к веб-студиям и уровню сотрудников. Итог здесь другой. Помогал ли в действительности этот сервис заказчикам?

Думаю нет. Лично я не различал имена менеджеров, названия студий, отличия одной сметы от другой. И, конечно же, SIM-карта (а большинство заказчиков даёт свой постоянный сотовый номер) была не пригодна для дальнейшего использования.

Ощущение, будто взял кредит у метро, долго его не отдавал и тебе целый день звонят коллекторы. Вот так чувствует себя заказчик на Workspace.

Сколько стоит сайт

У сервиса есть замечательная функция, она помогает клиентам определить примерную стоимость проекта. Это и правда важно, потому что чаще всего клиент не очень понимает, сколько ему нужно денег на сайт.

Чтобы определить стоимость, на Workspace есть целый раздел «Сколько стоит сайт». Можно указать адрес любого сайта, и сервис покажет похожие проекты и их стоимость. Проверяю — указываю vc.ru.

00431d91960890.png

В среднем 10 млн рублей за похожий проект. Ну, может быть. Ради интереса проверим, сколько стоят сайты «Эльдорадо» и Кремля.

c8ecdbd0bd0d2a.png

Либо vc.ru и правда такой дорогой, либо сервис работает не очень корректно. Ну, бывает.

Расскажу для заказчиков (исполнители об этом знают), откуда берется открытая стоимость проектов.

Есть отраслевые рейтинги, которые ранжируют компании в том числе по стоимости. Например, «интернет-магазин за 300» или «за 500». Чтобы участвовать в этом рейтинге, разработчик сам указывает стоимость своих проектов. В какую категорию хочешь попасть, такую и указываешь стоимость. Кто-то занижает, чтобы получать больше обращений, кто-то, наоборот, завышает стоимость, чтобы работать с более дорогими клиентами.

То есть стоимость берется не совсем с потолка, но уж точно не помогает понять стоимость своего проекта.

Workspace для профи

Примерно полгода назад Workspace ввел Pro-аккаунты для компаний. Суть такая: напротив названия твоей компании появляется плашка Pro, тебя ставят выше других в списке, заказчики видят тебя чаще и приглашают в тендеры. Вероятность успеха больше.

Мы купили Pro-аккаунт на полгода, и первые пару месяцев результаты были действительно неплохие: к нам обращались солидные клиенты с хорошим средним чеком. К тому же плашку Pro купили в основном сильные студии, которые конкурируют не только за счет цены.

Но сейчас ситуация практически сводится к прежней. Плашка Pro есть у очень разных компаний и больше не помогает клиенту выбрать сильную студию. Скорее, она помогает своему обладателю попасться на глаза клиенту.

Самым главным нововведением стала функция «Приватный тендер». Заказчик сам выбирает небольшое количество компаний в одной вилке стоимости за продукт и общается только с ними.

Веб-студии охотно берутся за участие в таких тендерах и готовы давать дополнительные бонусы на стадии pre-sale: визуальная концепция, разбор текущего состояния сайта аналитиком, маркетинговый план и так далее.

Рекомендую приватные тендеры всем заказчикам — нервы и энергии сэкономите и себе, и исполнителям.

Сейчас на Workspace мы участвуем только в приватных тендерах, хотя приглашают очень много в публичные. Пока что можно сделать такой вывод: агентствам из верхнего и тем более премиум-сегмента делать на Workspace пока нечего. Трудозатраты огромны.

Заключение

Очень хочется, чтобы у Workspace всё получилось. Сейчас это единственная тендерная площадка в сфере веб-разработки, которая пытается сделать хоть сколько-то полезный продукт. Если это не сделают они, в ближайшем будущем не сделает никто.

Чтобы агентствам находить заказчиков, рекомендуем все же купить проаккаунт и участвовать только в закрытых тендерах. Не тратьте время на открытые тендеры, где об участниках можно вспомнить разве что случайно.

Чтобы клиентам находить разработчиков, рекомендуем создавать приватные тендеры. И прочитайте нашу инструкцию для заказчиков «Как провести тендер на разработку сайта». Мы написали ее специально для клиентов, чтобы их не съела стая хищных веб-студий на Workspace.

Я надеюсь, что сервис будет совершенствоваться быстрее, чем сейчас, и мы можем в этом помочь. Например, через форму обратной связи на сайте, где можно написать о своих пожеланиях. Коллеги из агентств, сделайте это, если еще не. Уверен, адекватные люди из Proactivity Group готовы услышать нас и действовать.

Отдельная просьба к сервису — делать рассылку Pro-аккаунтам об изменениях на сайте и опросах. Например, как это происходит у CMS Magazine.

©  vc.ru