Первый шаг навстречу Парку юрского периода
Уникальные результаты стали результатом сотрудничества между исследователями из Лундского университета, Шведского музея естественной истории и Вильнюсского университета.
Ученые собрали ископаемые растения в скалах Швеции, Австралии, Новой Зеландии и Гренландии. С помощью молекулярной спектроскопии и химического анализа ископаемые листья сравнили с химическими сигнатурами молекул из листьев, собранных в Ботаническом саду Лунда.
Использование ДНК-анализа невозможно в случае с ископаемыми растениями. Самый старый образец ДНК, найденный учеными, имеет возраст около миллиона лет. Именно поэтому ученые искали органические молекулы для того, чтобы узнать нечто новое об эволюции растений и их взаимосвязи.
Молекулы были найдены в восковой мембране, которая покрывает листья, и которая сохранилась на ископаемых листьях возрастом более 200 миллионов лет.
С помощью инфракрасной спектроскопии исследователи провели анализ в несколько этапов. Сначала они изучили листья живых растений, которые имели родственников среди ископаемых. Анализ показал, что биомолекулярные сигнатуры сходны среди растительных групп, также как и в случае с ДНК.
Затем ученые перешли к анализу вымерших предков растений. Например, они проанализировали листья, оставшиеся от нескольких исчезнувших видов хвойных и гинкго. Сейчас единственный вид гинкго — это гинкго билоба, но во время юрского периода этот род насчитывал гораздо больше представителей.
«Результаты исследований ископаемых листьев превзошли наши ожидания: они не только полны органических молекул, но также сгруппированы по давно известным ботанических связям, основанным на ДНК-анализе живых растений», — говорит профессор Виви Вайда, глава исследования.
Наконец, выяснив, что метод дает последовательные результаты, ученые проанализировали остатки полностью вымерших растений, у которых не осталось родственников, и получили убедительные результаты, восстановив состав растений и определив их место в общей классификации.
«В случае с биомолекулами примечательно то, что они стабильнее ДНК. Косвенно они отражают растительную ДНК, и могут сохранить информацию о ней, которую иначе мы достать не можем», — говорит профессор Пер Увдаль, глава исследования со стороны Лундского университета.
Таким образом, можно восстановить генокод растений юрского и триасового периода.