Передел российского рынка смартфонов

Когда-то давно понятие «китайский телефон» означало лишь некачественную подделку на продукцию A-бренда, особенно Nokia. Эти времена давно позади, и сегодня Китай уверенно наступает в лице B-брендов, которые занимают все большее и большее место на рынке. Hi-Tech Mail.Ru решил разобраться в ситуации и, опираясь на рынок 8-ядерных смартфонов и мнение ритейла,  выяснить, не обернется ли такое положение дел вытеснением А-брендов.

Главная отличительная черта B-брендов — это, конечно же, цена при внушительных технических характеристиках. Мы взяли ряд смартфонов от брендов второго эшелона и посмотрели, что за те же деньги нам предлагает первый эшелон.

«Маркетологи давно внедрили в сознание покупателей понятие простых цифр — »4 ядра лучше двух»,»16 мегапикселей лучше 8» и т.д., хотя по факту это далеко не всегда так. «Полностью заряженный китаец» может обеспечить большую комфортность использования, но при этом риск выхода из строя может быть выше», — отмечает Мирсамед Сеидов, старший менеджер отдела закупок сети Media Markt. Такого же мнения придерживается Максим Девяткин, руководитель департамента цифровой техники компании Юлмарт: «Ядро наших покупателей — это технически грамотные и опытные пользователи. Они скорее отдадут предпочтение более мощному устройству».

«Полностью заряженный китаец» может обеспечить большую комфортность использования, но при этом риск выхода из строя может быть выше»,  — Мирсамед Сеидов, старший менеджер отдела закупок сети Media Markt

Учитывая именно эту особенность покупателей, мы сосредоточились на 8-ядерные решениях, разделив их на три группы:

1)      Бюджетные смартфоны стоимостью до 7 000 рублей;

2)      Смартфоны стоимостью в пределах 10 000–12 000 рулей;

3)      Топовые смартфоны стоимостью выше 12 000 рублей.

Приступим же.

Бюджетные смартфоны стоимостью до 7000 рублей Это кажется невероятным, но да, сегодня можно приобрести мощный современный смартфон дешевле, чем за 7000 рублей.

Передел российского рынка смартфонов

teXet X8 — самый доступный «восьмиядерник», если вы, конечно, учитываете при покупке разницу в десять рублей. Он стоит от 6 790 рублей. За эти деньги покупатель получает большой 5-дюймовый IPS-экран, поддержку двух SIM-карт, 8-мегапиксельную фотокамеру, 8 Гб встроенной памяти. В качестве чипсета используется популярнейшее решение MediaTek MT 6592 с графическим сопроцессором Mali-450 MP. Неплохие технические характеристики, не так ли? Смущает только разрешение экрана, которое составляет 960×540 точек, и батарея, емкостью всего 1800 мАч.

Передел российского рынка смартфонов

Второй самый недорогой смартфон с 8 ядрами — это Fly IQ455 Octa Ego Art 2 стоимостью от 6800. Здесь также установлен 5-дюймовый IPS-экран, но уже с HD-разрешением. Правда, встроенной памяти здесь 4 Гб. Емкость батареи также не впечатляет — 1800 мАч. Чипсет используется тот же — MediaTek MT6592. Камера имеет то же разрешение — 8Мп.

Передел российского рынка смартфонов

Третий представитель бюджетных «восьмиядерников» — Explay Phantom, за который просят от 6 950 рублей. Он вобрал в себя все самое лучше, что есть в предыдущих двух моделях, но получил при этом более емкую батарею на 2200 мАч. В остальном конфигурация аналогична.

Передел российского рынка смартфонов

В этом сегменте B-бренды не имеют конкурентов среди A-брендов. И похоже, что именно эти девайсы представляют собой выбор практичного человека.

Смартфоны стоимостью в пределах 10 000 — 12 000 рублей В этой ценовом сегменте находятся уже более интересные модели.

Передел российского рынка смартфонов

Нашу тройку открывает Alcatel OneTouch Idol X+, который можно найти за 8 990 рублей, хотя в основном ценник начинается от 10–11 тысяч. Этот аппарат имеет уже более презентабельный дизайн, да и сам бренд гораздо статусней. Здесь 5-дюймовый IPS-экран имеет с Full HD-разрешением, 2 Гб оперативной памяти, 16 Гб встроенной. Разрешение фотокамеры аж 13 Мп!  Используется модный нынче формат microSIM, имеется поддержка двух SIM-карт.

Ради дизайна разработчики отказались от возможности использовать microSD-карты и от съемного аккумулятора. Чипсет все тот же — MediaTek MT 6592. Как видим, перед нами современное устройство, владелец которого точно не будет комплексовать по поводу технических характеристик.

Передел российского рынка смартфонов

Prestigio MultiPhone 5508 DUO не самый популярный смартфон у ретейла, однако он есть, и за него просят от 9 990 рублей. Он не так впечатляет, как предыдущая модель — 5-дюймовый экран имеет HD-разрешение, а оперативной памяти 1 Гб. Зато можно использовать карту памяти и заглянуть под заднюю крышку, если потребуется. В остальном спецификации те же.

Передел российского рынка смартфонов

Бренд Huawei в представлении не нуждается. Китайский гигант предлагает модель Huawei Honor 3X по цене от 10 820 рублей. Средняя цена гораздо выше — 14 490 рублей, однако мы все же оставим смартфон именно в этой тройке, ориентируясь на самые маленькие цифры.

Экран 5,5 дюймов, разрешение HD, 2 Гб оперативной памяти и 8 Гб встроенной, можно использовать карты microSD и снимать фото с разрешением 13 Мп. Емкость аккумулятора впечатляет — 3000 мАч. Аппарат более чем интересен, особенно, если принять во внимание калибр бренда и наличие фирменного графического интерфейса Emotion UI 2.0. На каком чипсете построен аппарат, думаем, вы уже догадались.

Передел российского рынка смартфонов

А что же в этой ценовой категории сравнимое по спецификациям предлагают нам A-бренды?

HTC Desire 616 Dual SIM по цене от 8 620 рублей. Очевидно, лавры «китайцев» стали беспокоить HTC, и она решила напомнить о себе, выпустив этот смартфон на том же чипсете — MediaTek MT6592. Помимо поддержки двух SIM-карт, аппарат имеет 5-дюймовый HD-экран, созданный по технологии TFT, 1 Гб оперативной памяти и 4 Гб встроенной с возможностью использования карт microSD. Камера 8-мегапиксельная, прямо сказать, скромная. Одним словом, ничего примечательного, кроме бренда и оболочки HTC Sense.

Передел российского рынка смартфонов

Между тем, стоит упомянуть, что «за эти деньги» можно взять некогда флагманский фанатский  аппарат Meizu MX3. Но мы решили не распыляться на C-бренды, иначе на фоне обилия предложений из Китая положение A-брендов стало бы еще печальней.

Топовые смартфоны стоимостью выше 12 000 рублей Итак, здесь мы надеемся увидеть «полный фарш» от B-брендов.

Передел российского рынка смартфонов

Тройку открывает Highscreen Thor по цене от 11 990 рублей и средним ценником 12–13 тысяч. Пользователь получил 5-дюймовый IPS-экран с разрешением Full HD, 2 Гб оперативной памяти, 16 Гб встроенной, возможность использовать карту microSD. Камера 13 Мп, батарея скромная — 2000 мАч. В общем-то, ничего особенного. Чипсет — MediaTek MT6592.

Передел российского рынка смартфонов

Второе место достается Micromax Canvas Knight A350. Ценник начинается от 12 980 рублей. Как Philips, Huawei и Alcatel, этот бренд имеет историю. К тому же он дает жару на «домашнем» рынке в Индии, вытесняя оттуда Samsung, а с началом выпуска смартфонов на CyanogenMod он и вовсе может обрести неслыханную популярность. Попавшая в нашу тройку модель получила 16-мегапиксельную камеру, 2 Гб оперативной памяти, 32 Гб встроенной и 5-дюймовый IPS-экран с Full HD-разрешением. В остальном аппарат аналогичен своим «коллегам».

Передел российского рынка смартфонов

И последнее — третье место — достается Philips i928 по цене от 13 289 рублей. Да, это фаблет с 6-дюймовым экраном. Но тем предложение и интересней. Тип экрана IPS, разрешение Full HD, 2 ГБ оперативной памяти и 16 Гб встроенной, можно использовать microSD-карту и снимать на 13-мегапиксельную камеру. Чем не конкурент iPhone 6 Plus с точки зрения технически подкованного, практичного человека? У аппарата есть и свои дизайнерские фишки — гнутое стекло 2,5D. Аппаратная база такая же, как и у всех остальных смартфонов нашей подборки — MediaTek MT6592.

Передел российского рынка смартфонов

Cо стороны A-брендов мы получили всего одно предложение — прошлогодний флагман Samsung GALAXY S4, который в представлении не нуждается.

Мнение ретейла Итак, ситуация кажется критической, о чем сообщают и представители ретейла. «B телеком-сегменте продолжается активный рост B/C-брендов. Если в I полугодии 2013 года они занимали 31% рынка, то в I полугодии 2014 B/С-бренды практически догнали А-бренды, заняв 45% рынка», — отмечает Юлия Зотова, менеджер по связям с общественностью М.Видео. Те же цифры называет и Мирсамед Сеидов, представитель Media Markt: «B- и C-бренды заняли около 45% российского рынка смартфонов в натуральном выражении и около 20% в денежном». А Максим Девяткин, руководитель департамента цифровой техники компании Юлмарт, замечает, что из 37 брендов смартфонов, представленных на электронной витрине Юлмарта, всего около 10 можно отнести к A-брендам.

«B телеком-сегменте продолжается активный рост B/C-брендов. Если в I полугодии 2013 года они занимали 31% рынка, то в I полугодии 2014 B/С-бренды практически догнали А-бренды, заняв 45% рынка»,  — Юлия Зотова, менеджер по связям с общественностью М.Видео

В такой ситуации было бы уместно говорить о вытеснении А-брендов, однако представители ретейла уверяют, что это маловероятно. «А-бренды, и в первую очередь компания Apple, создают инновации и задают тренды, которые так или иначе используют другие производители, в том числе B-бренды. Первый эшелон будет всегда, иначе второму будет просто не с кого брать пример. Кроме того, бюджет на продвижение у производителей А-брендов существенно выше, поэтому их устройства всегда будут на первом плане», — говорит Максим Девяткин, представитель Юлмарта.

«Первый эшелон будет всегда, иначе второму будет просто не с кого брать пример», — Максим Девяткин, руководитель департамента цифровой техники компании Юлмарт

По сообщению представителя М.Видео Юлии Зотовой, около 20% рынка приходится на долю смартфонов стоимостью от 25 000 рублей, что говорит о приверженности российских покупателей к имиджевым девайсам. А это значит, что о полном вытеснении речи быть не может. «Смартфон для многих пользователей — вещь статусная, — говорит Мирсамед Сеидов,  представитель Media Markt, — и большинству комфортнее держать в руке устройство от более известного бренда. Да и степень доверия к известному бренду заметно выше».

Именно эта степень доверия и заставляет часть покупателей склоняться в сторону менее мощных продуктов от A-брендов. Хотя китайский производитель серьезно вырос за последние годы, процент брака все еще довольно высок. По сообщению Юлии Зотовой,  представителя М.Видео, «В среднем в B/C-брендах он составляет от 6%, а в А-брендах от 1,5% до 3%». Кроме того, процент брака варьируется в зависимости от модели. «Дело в том, что одну модель B-бренды (особенно российские) могут заказывать у одной китайской фабрики, другую — у другой, может быть разным контроль качества комплектующих на предпроизводственной стадии и контроль  качества готовых изделий. Китайская фабрика вполне может установить низкосортную деталь, которая быстро выйдет из строя, использовать низкокачественные материалы для изготовления корпуса устройства. Часто применяется принцип «удешевление любой ценой», хотя конкуренция заставляет и китайцев всё-таки внимательнее относиться к качеству», — Мирсамед Сеидов,  представитель Media Markt.

«Китайская фабрика вполне может установить низкосортную деталь, которая быстро выйдет из строя, использовать низкокачественные материалы для изготовления корпуса устройства. Часто применяется принцип «удешевление любой ценой», — говорит Мирсамед Сеидов, старший менеджер отдела закупок сети Media Markt

Что ж, ответ на вопрос получен. При том, что выбор продукции B-брендов велик и пользуется стабильным спросом, A-бренды все равно останутся на рынке, особенно — в топ-сегменте благодаря инновациям и заслуженному доверию публики.

Денис Сущенко, d.sushchenko@corp.mail.ru

Источник:  Torg.Mail.Ru, М.Видео, Media Markt, Юлмарт

©  HI-TECH@Mail.Ru