Параллельный импорт: может ли производитель регулировать цену при продаже товара

Добрый день.

Я занимаюсь продажей косметики через интернет. Цены на продукцию у меня ниже официальных, так как в противном случае я не смогла бы конкурировать с самим производителем и розничными магазинами. Закупаюсь не напрямую у официального представителя в России, а через региональных.

Законно ли давление на меня со стороны официального представителя в России, если с ним у меня никаких договоров не заключено? Меня пытаются заставить повысить цены на товары.

Что я могу в этом случае сделать? Как решить проблему? Буду очень благодарна за ответ.

Привет. Это серьёзная тема, о которой мало знают. Называется «Параллельный импорт».

Что это такое

Параллельный импорт — ввоз в Россию оригинального товара без специального согласия правообладателя товарного знака. Юридически это называется «Исчерпание исключительного права на товарный знак правообладателем» и закреплено в статье 1487 ГК РФ.

Мировая практика знает 2 общепринятых принципа исчерпания исключительных прав правообладателей: национальный и международный.

По национальному (территориальному) принципу исчерпания прав исключительные права правообладателя на товарный знак признаются исчерпанными только при введении соответствующего товара в оборот внутри данного государства.

По-человечески звучит так: даже если товар неоднократно перепродавался в других государствах, его ввоз в страну, в которой действует подход исчерпания права по национальному принципу, возможен только с разрешения владельца товарного знака. В России действует именно такой принцип.

По международному принципу исчерпания прав (применяется в Китае и других странах) правообладатель, продав товар в любом государстве, теряет право указывать новым собственникам, как распоряжаться в дальнейшем этим товаром.

Новый собственник самостоятельно перемещает товар через границы, вводить в гражданский оборот на территории других стран и так далее.

Как работает механизм защиты правообладателя

В качестве примера можно привести случай, когда в 2015 году компания Shell Brands International обратилась с иском к российской компании ООО «Равенол Руссланд». Компания Шелл правообладатель некоторых товарных знаков и маркирует ими продукцию. Российская компания покупала эту продукцию не в России и завозила в страну.

Компания Шелл обратилась с иском о запрете на ввоз и продажи на территории РФ и взыскании компенсации — судом иск удовлетворён. Детальное описание тут, а решение — вот тут.

Что делать автору

Выясните у поставщиков как продаваемый вами товар завезён в РФ. Законно, если товар на территорию РФ ввезли официальные дистрибьюторы, с разрешения или самим правообладателем.

Когда товар ввезён незаконно, то стоит или договариваться с официальным представителем, или прекратить торговлю — иначе ждите судебные иски.

Поработайте над договорной схемой: кто продаёт, откуда доставляется товар, как происходит оплата. Здесь важны детали. Удачи.

©  vc.ru