Памятник грузовику ЗиС-5 на въезде в Херсон (фото)

28b8f12309e9ac4afaade20e5d04ffc2_XL.jpg

Памятник грузовику ЗиС-5 установлен на въезде в город Херсон. Памятник новый и в отличнейшем состоянии — складывается стойкое ощущение, что на постамент автомобиль заехал своим ходом. Особый шарм памятнику ЗиС-5 придает новая резина (правда к сожалению импортная).

23 июля 1933 года, первая партия грузовых автомобилей ЗиС-5, сошла с конвейеров завода имени Сталина в Москве.

Завод, на котором в дальнейшем производился легендарный автомобиль, берет свое начало в дореволюционном прошлом России. Отцами основателями принято считать торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и компания». Главные владельцы торгового дома — братья Рябушинские (Владимир, Степан и Павел) и инженер технолог — Кузнецов Александр Иванович. Основатели завода предполагали производить полуторатонный грузовик ФИАТ-15 Ter, по лицензии из Италии, и штабные легковые автомобили по лицензии французов (фирма Гочкисс, больше известная как производитель пулеметов). Но как говорится — не задалось.

Откуда ни возьмись, появились люди с одержимым взглядом, одетые в серые шинели и грязные всклокоченные бороды. Вооруженные пехотными винтовками Мосина и запахом перегара изо рта, они взяли Зимний дворец. В стране произошел переворот. Завод был национализирован, братья — успели сбежать во Францию.

До 1918 года, на предприятии успели выпустить около 1317 грузовиков, после — основной деятельностью завода стал ремонт грузовиков Уайт (такой себе автосервис общегосударственного масштаба). Кроме этого, к концу Гражданской войны, было собрано 24 двигателя для танков, один из которых поставили на танк «Борец за свободу товарищ Ленин», а второй на танк «Борец за свободу товарищ Троцкий».

Только в 1924 году руководство страны приняло решение о возрождении производства Фиатов на заводе. Советские конструктора усовершенствовали первоначальный вид, и конструкцию автомобиля. Мощность двигателя увеличили на 20%, изменили систему охлаждения, уменьшили размер маховика, вместо матерчатого тента кабины, установили жесткую крышу. Это был АМО — Ф15.

Начиная с 1927 года, директор завода — Лихачев Иван и руководство, готовится к более серьезному производству. Правительство выделило на реконструкцию предприятия 2 280 000 рублей, для того что бы закупить импортное оборудование, и на другие нужды. К слову сказать, в пересчете на нынешний доллар эта сумма составила бы 49 миллиардов долларов (если брать за основу стоимость золота и ходивший тогда в Советской России золотой рубль, содержавший 0,774235 грамма золота).

Весной 1928 года, в Европу направилась правительственная комиссия. Главный конструктор завода АМО, Ципулин В.И., до первой мировой войны проходил стажировку в компании Мерседес и имел неплохие связи с ее руководством. Но из Мерседесов прототип так и не смогли выбрать — немцы не производили машин, которым по силам было справиться с русским бездорожьем. И летом того же года, комиссия направилась в Америку. По техническим характеристикам подошел грузовик Аутокар из города Эдмор в штате Пенсильвания. Сначала работу по реконструкции завода хотели отдать американцам, но Лихачев сумел убедить руководство страны, что справится сам.

Ограничились покупкой чертежей автомобиля у его бывшего конструктора, купили так же один грузовик для образца. Когда покупка прибыла в Советский Союз, наши конструкторы обнаружили, что по сути автомобиль является «сборной солянкой» из узлов и агрегатов разных производителей, а на заводе в Эдморе проходит только его сборка. Решили поступить так же — покупали комплектующие в Америке — собирали в Москве. Это был АМО-3.

К осени 1931 года, работы по реконструкции завода были завершены, АМО был переименован в завод имени Сталина, а автомобили АМО-3 стали собираться из комплектующих отечественного производства, в которые были внесены кое какие изменения — что-то улучшили, что-то ухудшили. Грузовик собранный полностью из отечественных узлов получил название грузовик ЗиС-5.

Фотографии грузового автомобиля ЗиС-5 сделаны в 2013 году. С техническими характеристиками грузового автомобиля ЗиС-5 можно ознакомиться на странице, посвященной памятнику ЗиС-5 в Гайвороне.

download.png»>zis-5-01download.png»>zis-5-02download.png»>zis-5-03download.png»>zis-5-04download.png»>zis-5-05download.png»>zis-5-06download.png»>zis-5-07download.png»>zis-5-08download.png»>zis-5-09download.png»>zis-5-10download.png»>zis-5-11download.png»>zis-5-12download.png»>zis-5-13download.png»>zis-5-14download.png»>zis-5-15download.png»>zis-5-16download.png»>zis-5-17download.png»>zis-5-18download.png»>zis-5-19download.png»>zis-5-20download.png»>zis-5-21download.png»>zis-5-22download.png»>zis-5-23download.png»>zis-5-24download.png»>zis-5-25download.png»>zis-5-26download.png»>zis-5-27download.png»>zis-5-28download.png»>zis-5-29download.png»>zis-5-30download.png»>zis-5-31download.png»>zis-5-32download.png»>zis-5-33download.png»>zis-5-34download.png»>zis-5-35download.png»>zis-5-36download.png»>zis-5-37download.png»>zis-5-38download.png»>zis-5-39download.png»>zis-5-40download.png»>zis-5-41download.png»>zis-5-42download.png»>zis-5-43download.png»>zis-5-44download.png»>zis-5-45download.png»>zis-5-46download.png»>zis-5-47

Источник:  litnik.pp.ua

©  Ноосфера