Падение гигантов: как Asphalt превратился в банальный раннер
На трассе мобильных рейсингов всегда было два принципиальных соперника — лоснящийся спорткар Need for Speed и Asphalt, еле дотягивающий до иномарки средней руки. Второй годами пылил в тени первого: даже когда мясорубка судьбы обваливала NFS в совсем уж глубины, с «Асфальта» всё равно не исчезало клеймо «сделано с оглядкой на старшего брата». Его никто и никогда не принимал всерьёз и не спешил признаваться в любви. Так было очень долго, пока, наконец, автомобили не разъехались на развилке: водитель «Жажды скорости» свернул в сторону фритуплея и бесконечных апдейтов к одной и той же игре, а детище Gameloft — куда-то в пустыню раннеров.
И тут внезапно прояснилось — хорошие же были игры! Во-первых, единственный исключительно мобильный рейсинг, не манкировавший против тяжеловеса. Во-вторых, наверняка вы все хоть раз да запускали какого-нибудь представителя серии. Поэтому расскажем о нелёгком пути «Асфальта» к успеху, которого толком так и не случилось.
Первый ком блином
Asphalt: Urban GT — так называлась первая официальная (наколенные поделки для копеечных телефонов в расчёт не берём) гонка, выпущенная французской компанией Gameloft в 2004 году на Nintendo DS, N-Gage и Java. Впрочем, вряд ли вам подзаголовок что-то говорит: даже на мертворождённом гибриде телефона с хэндхелдом были варианты получше провести время (Tony Hawk«s Pro Skater!), чего уж тут говорить о консоли Nintendo с её созвездием многочасовых JRPG и прочими The Legend of Zelda. Хотя полмиллиона покупателей Urban GT всё же нашла, преимущественно в США. Позволим себе предположить, что надолго игра у владельцев копий не задержалась, а безлюдные городские трассы сразу выветрились из памяти.
Примерно столь же скромную долю хайпа удалось получить сиквелу. Версия для PSP до сих пор имеет «внушительные» 40 баллов на Metacritic, но нельзя не отметить: нитроускорение для полицейской машины и трасса в Майами (включая ту самую пляжную улицу из Grand Theft Auto: Vice City) — это круто. Кстати, вот так выглядит игра, запущенная на HD-эмуляторе PSP — хоть сейчас в Google Play выпускай.
Триквел снабдили пацанским подзаголовком Street Rules и выпустили в 2006 году только на Java, а спустя пару лет — на обновлённой платформе-сервисе N-Gage 2.0. С финских телефонов, кстати, проект попал на World Cyber Games, где собирал косые взгляды в качестве первого представителя мобильного сектора на киберспортивной арене. Однако не помогло: деревянное управление, нулевая физика и несколько шаблонных режимов потопили игру. Asphalt 3 если и привлекал внимание, то лишь при условии слабых конкурентов либо их отсутствия.
Через тернии к звёздам
С четвертой части началась новая эра «Асфальта» — та, где серия уже не тварь дрожащая, а право имеет. На что? Да хотя бы на веерное покрытие мобильных платформ: Asphalt 4: Elite Racing вышла на iOS (включая iPod Nano), Blackberry, Java, Nintendo DSi и чём только не. Всё это великолепие датировано 2008 годом — можете мысленно считать отправной точкой серии. До этого были тренировки.
Asphalt похорошел: на самой технологичной версии для DSi были снежные трассы и настоящий снегопад (правда, он не влиял на геймплей), искры при столкновении с авто и симпатичное меню. Режимы остались те же, что и в предыдущем выпуске — дуэль, карьера, разборки с копами. Но, благодаря приятной картинке шаблонный набор заиграл новыми, нетипичными для Asphalt красками.
Пятый «Асфальт» минимально отличался от четвёртой главы, но все мутации явно пришлись к месту. Франшиза наконец заглянула на Android, а на экране появилась иконка руля. Настоящая имитация заезда — крутишь баранку, будто в серьёзном симуляторе. Реализма, впрочем, ждать не приходилось — авто взмывали в воздух на пару десятков метров, каждое ДТП приводило к вылету пострадавшего автомобиля куда-то в стратосферу. Словом, веселье, пока ещё не задушенное тенденциями мобильного рынка.
Asphalt 6: Adrenaline продолжил постулирование «асфальтовых» ценностей: педаль в пол, много спецэффектов и глупое выражение лица у пользователя. Зачем-то забредя на Mac OS, Adrenaline удивлял, не поверите, адреналином — специальным режимом, который включался после набора нужного количества очков. Всё окрашивалось в синий, а маленький квадратный гроб посередине превращался в сверхзвуковую машину смерти. Плюс обширный автопарк (впрочем, с этим у Asphalt никогда проблем не было), нормальный мультиплеер и живописный вид Багамских островов. Наверное, шестая часть могла бы сделать невозможное — закопать мобильный Need for Speed. Но, как на грех, в 2010 году вышел Hot Pursuit — и зарвавшемуся андердогу пришлось вновь уступить чемпионский пояс, так его и не примерив. Ладно хоть не нокаутом, а по очкам.
После шумного успеха Gameloft расправила плечи: заручившись не только поддержкой вечного патрона в лице Ubisoft, но и Konami, французы с интервалом в полгода выпустили отдельные игры для Nintendo 3DS и — та-дам! — PS Vita. Широкий жест, впрочем, общественность не оценила: Asphalt 3D для консоли Nintendo собрала, мягко говоря, смешанную прессу. Про кассу лучше вообще не вспоминать — хуже, чем самый первый «Асфальт». Во всяком случае, по данным VGChartz. У Asphalt: Injection для «Виты» дела были чуть получше, но тоже не подарок. В основном ругались из-за цены: за яркий, но всё-таки примитивный рейсинг предлагалось выложить полную стоимость приставочного хита.
Авторы, видимо, поняли, что карманные консоли — не их поле, поэтому взорвали планшетно-телефонный танцпол, выпустив седьмую Asphalt — Heat. Объективно — ничего нового, но то, что было, вылизали до блеска. Подтянутая визуалка, множество роскошных машин, Париж, Лондон и Рио в качестве декораций. Ночью — царство неона и гипнотического техно, днём — раскалённые хайвеи. Практически безупречная автоаркада, где главное — собрать все бустеры нитро и улететь в закат. Лепота же!
В восьмом выпуске планка безумия, и без того задранная высоко, устремилась в небо. В прямом смысле. Подзаголовок Airborne следует трактовать буквально: по трассам были раскиданы голографические трамплины, отправляющие ваш спорткар куда-то под потолок недурно нарисованного скайбокса. Половина заезда на земле, половина — в парящем падении. Никогда ещё Asphalt не был на такой высоте, во всех смыслах. Именно «восьмёрка», пожалуй, смогла бы выдержать очередной удар Need for Speed, скинув короля с трона. Но в 2013 году, когда Airborne выжег экраны телефонов, мобильный NFS был представлен в виде приложения-компаньона для Rivals, такая вот печаль.
Докатилась…
Видимо, посчитав, что война окончена и гештальт закрыт, Gameloft выдохнула и… сделала раннер. Пожалуй, вы и сами в курсе драмы, разворачивающейся вокруг Asphalt: Overdrive — условно-бесплатной гонки, где все манипуляции редуцированы до своевременной смены полосы движения. «Продались!», «Погнались за рублём!» и другие аналогичные отзывы посыпались на компанию, и так ни разу не замеченную в альтруизме. Наверное, продались, но так у всех — Gameloft просто пошла за рынком, а рынок ей в ответ улыбнулся.
Видимо, в надежде вернуть доверие, французы слепили Asphalt 8 в миниатюре — Nitro, которая занимает всего 28 мегабайт и почему-то работает только на Android. Эти два факта — практически единственные галочки в графах «особенности» у новинки. И их точно недостаточно, чтобы вернуть Asphalt былую славу. Славу гонки, которая никогда не хватала звёзд с неба, но заставляла собирать полную шкалу ускорения, а потом спускать её прямо перед трамплином — и счастливо улыбаться в полёте. Покойся с миром, дорогой «Асфальт»! Ты не был так уж дорог, но всегда помогал коротать ожидание.
Автор текста: Илья Божко
Источник: 4pda.ru
© 4PDA