Падение гигантов: как Asphalt превратился в банальный раннер

На трассе мобильных рейсингов всегда было два принципиальных соперника — лоснящийся спорткар Need for Speed и Asphalt, еле дотягивающий до иномарки средней руки. Второй годами пылил в тени первого: даже когда мясорубка судьбы обваливала NFS в совсем уж глубины, с «Асфальта» всё равно не исчезало клеймо «сделано с оглядкой на старшего брата». Его никто и никогда не принимал всерьёз и не спешил признаваться в любви. Так было очень долго, пока, наконец, автомобили не разъехались на развилке: водитель «Жажды скорости» свернул в сторону фритуплея и бесконечных апдейтов к одной и той же игре, а детище Gameloft — куда-то в пустыню раннеров.

Падение гигантов: как Asphalt превратился в банальный раннер

И тут внезапно прояснилось — хорошие же были игры! Во-первых, единственный исключительно мобильный рейсинг, не манкировавший против тяжеловеса. Во-вторых, наверняка вы все хоть раз да запускали какого-нибудь представителя серии. Поэтому расскажем о нелёгком пути «Асфальта» к успеху, которого толком так и не случилось.

Первый ком блином

Asphalt: Urban GT — так называлась первая официальная (наколенные поделки для копеечных телефонов в расчёт не берём) гонка, выпущенная французской компанией Gameloft в 2004 году на Nintendo DS, N-Gage и Java. Впрочем, вряд ли вам подзаголовок что-то говорит: даже на мертворождённом гибриде телефона с хэндхелдом были варианты получше провести время (Tony Hawk«s Pro Skater!), чего уж тут говорить о консоли Nintendo с её созвездием многочасовых JRPG и прочими The Legend of Zelda. Хотя полмиллиона покупателей Urban GT всё же нашла, преимущественно в США. Позволим себе предположить, что надолго игра у владельцев копий не задержалась, а безлюдные городские трассы сразу выветрились из памяти.

Падение гигантов: как Asphalt превратился в банальный раннер

Примерно столь же скромную долю хайпа удалось получить сиквелу. Версия для PSP до сих пор имеет «внушительные» 40 баллов на Metacritic, но нельзя не отметить: нитроускорение для полицейской машины и трасса в Майами (включая ту самую пляжную улицу из Grand Theft Auto: Vice City) — это круто. Кстати, вот так выглядит игра, запущенная на HD-эмуляторе PSP — хоть сейчас в Google Play выпускай.

Триквел снабдили пацанским подзаголовком Street Rules и выпустили в 2006 году только на Java, а спустя пару лет — на обновлённой платформе-сервисе N-Gage 2.0. С финских телефонов, кстати, проект попал на World Cyber Games, где собирал косые взгляды в качестве первого представителя мобильного сектора на киберспортивной арене. Однако не помогло: деревянное управление, нулевая физика и несколько шаблонных режимов потопили игру. Asphalt 3 если и привлекал внимание, то лишь при условии слабых конкурентов либо их отсутствия.

Через тернии к звёздам

С четвертой части началась новая эра «Асфальта» — та, где серия уже не тварь дрожащая, а право имеет. На что? Да хотя бы на веерное покрытие мобильных платформ: Asphalt 4: Elite Racing вышла на iOS (включая iPod Nano), Blackberry, Java, Nintendo DSi и чём только не. Всё это великолепие датировано 2008 годом — можете мысленно считать отправной точкой серии. До этого были тренировки.

Падение гигантов: как Asphalt превратился в банальный раннер

Asphalt похорошел: на самой технологичной версии для DSi были снежные трассы и настоящий снегопад (правда, он не влиял на геймплей), искры при столкновении с авто и симпатичное меню. Режимы остались те же, что и в предыдущем выпуске — дуэль, карьера, разборки с копами. Но, благодаря приятной картинке шаблонный набор заиграл новыми, нетипичными для Asphalt красками.

Пятый «Асфальт» минимально отличался от четвёртой главы, но все мутации явно пришлись к месту. Франшиза наконец заглянула на Android, а на экране появилась иконка руля. Настоящая имитация заезда — крутишь баранку, будто в серьёзном симуляторе. Реализма, впрочем, ждать не приходилось — авто взмывали в воздух на пару десятков метров, каждое ДТП приводило к вылету пострадавшего автомобиля куда-то в стратосферу. Словом, веселье, пока ещё не задушенное тенденциями мобильного рынка.

Падение гигантов: как Asphalt превратился в банальный раннер

Asphalt 6: Adrenaline продолжил постулирование «асфальтовых» ценностей: педаль в пол, много спецэффектов и глупое выражение лица у пользователя. Зачем-то забредя на Mac OS, Adrenaline удивлял, не поверите, адреналином — специальным режимом, который включался после набора нужного количества очков. Всё окрашивалось в синий, а маленький квадратный гроб посередине превращался в сверхзвуковую машину смерти. Плюс обширный автопарк (впрочем, с этим у Asphalt никогда проблем не было), нормальный мультиплеер и живописный вид Багамских островов. Наверное, шестая часть могла бы сделать невозможное — закопать мобильный Need for Speed. Но, как на грех, в 2010 году вышел Hot Pursuit — и зарвавшемуся андердогу пришлось вновь уступить чемпионский пояс, так его и не примерив. Ладно хоть не нокаутом, а по очкам.

После шумного успеха Gameloft расправила плечи: заручившись не только поддержкой вечного патрона в лице Ubisoft, но и Konami, французы с интервалом в полгода выпустили отдельные игры для Nintendo 3DS и — та-дам! — PS Vita. Широкий жест, впрочем, общественность не оценила: Asphalt 3D для консоли Nintendo собрала, мягко говоря, смешанную прессу. Про кассу лучше вообще не вспоминать — хуже, чем самый первый «Асфальт». Во всяком случае, по данным VGChartz. У Asphalt: Injection для «Виты» дела были чуть получше, но тоже не подарок. В основном ругались из-за цены: за яркий, но всё-таки примитивный рейсинг предлагалось выложить полную стоимость приставочного хита.

Авторы, видимо, поняли, что карманные консоли — не их поле, поэтому взорвали планшетно-телефонный танцпол, выпустив седьмую Asphalt — Heat. Объективно — ничего нового, но то, что было, вылизали до блеска. Подтянутая визуалка, множество роскошных машин, Париж, Лондон и Рио в качестве декораций. Ночью — царство неона и гипнотического техно, днём — раскалённые хайвеи. Практически безупречная автоаркада, где главное — собрать все бустеры нитро и улететь в закат. Лепота же!

Падение гигантов: как Asphalt превратился в банальный раннер

В восьмом выпуске планка безумия, и без того задранная высоко, устремилась в небо. В прямом смысле. Подзаголовок Airborne следует трактовать буквально: по трассам были раскиданы голографические трамплины, отправляющие ваш спорткар куда-то под потолок недурно нарисованного скайбокса. Половина заезда на земле, половина — в парящем падении. Никогда ещё Asphalt не был на такой высоте, во всех смыслах. Именно «восьмёрка», пожалуй, смогла бы выдержать очередной удар Need for Speed, скинув короля с трона. Но в 2013 году, когда Airborne выжег экраны телефонов, мобильный NFS был представлен в виде приложения-компаньона для Rivals, такая вот печаль.

Докатилась…

Видимо, посчитав, что война окончена и гештальт закрыт, Gameloft выдохнула и… сделала раннер. Пожалуй, вы и сами в курсе драмы, разворачивающейся вокруг Asphalt: Overdrive — условно-бесплатной гонки, где все манипуляции редуцированы до своевременной смены полосы движения. «Продались!», «Погнались за рублём!» и другие аналогичные отзывы посыпались на компанию, и так ни разу не замеченную в альтруизме. Наверное, продались, но так у всех — Gameloft просто пошла за рынком, а рынок ей в ответ улыбнулся.

Видимо, в надежде вернуть доверие, французы слепили Asphalt 8 в миниатюре — Nitro, которая занимает всего 28 мегабайт и почему-то работает только на Android. Эти два факта — практически единственные галочки в графах «особенности» у новинки. И их точно недостаточно, чтобы вернуть Asphalt былую славу. Славу гонки, которая никогда не хватала звёзд с неба, но заставляла собирать полную шкалу ускорения, а потом спускать её прямо перед трамплином — и счастливо улыбаться в полёте. Покойся с миром, дорогой «Асфальт»! Ты не был так уж дорог, но всегда помогал коротать ожидание.

Автор текста: Илья Божко

Источник:  4pda.ru


©  4PDA