Откуда берутся деструктивные лидеры
Отрывок из книги психолога Ольги Лукиной «Бизнес и/или любовь».
Издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпустило книгу «Бизнес и/или любовь». Автор — практикующий психотерапевт Ольга Лукина — приводит несколько реальных историй трансформации лидеров. Книга описывает наиболее переломные моменты в жизни героев, которые учились распоряжаться своей лидерской силой по мере раскрытия собственной личности.
Редакция vc.ru приводит одну из теоретических глав книги, которая посвящена теме появления и становления наиболее разрущающих типов лидеров.
Почему созидающих лидеров так мало
Почему созидающих лидеров так мало? Деструктивных гораздо больше. Это печально, но факт. Получить природный дар — это ещё далеко не всё. Это только материал, над которым человеку нужно трудиться всю жизнь. Созидающий лидер — это лидер, который принял свой природный дар и реализует его осознанно, разумно и ответственно.
Он использует свою силу и харизму для объединения людей, чтобы вести их к развитию, инновациям и достижениям, улучшающим нашу жизнь. Его глубинный мотив — это любовь и уважение к людям. Стать созидающим лидером — трудная эмоциональная, духовная и интеллектуальная работа человека над собой и своим талантом.
Помимо интеллектуального развития, постоянного совершенствования себя в профессиональной области, это ещё огромный пласт личностной работы — развитие осознанности, ответственности за свой выбор и внутренней свободы. Созидательное лидерство — это не состояние, которого можно однажды достичь. Это путь в выбранном направлении.
Это обдуманное отношение к настоящему и осознанное моделирование своего будущего. Это работа над своим прошлым, освобождение своего разума и своей души от обид, ярости и боли, страха, вины, а порой от ненависти и жажды мести. Ведь лидеры с этим не родились. Эти сильные чувства и мотивы — плод недополученных в детстве любви и уважения.
Пока они не осознаны и не переработаны взрослым лидером, они будут его внутренними ограничениями, во многом будут определять его сегодняшнюю жизнь, уменьшая возможности свободной, творческой реализации его лидерского дара. По определению Далай-ламы, лидеры вместо свободного развития могут оставаться закованными в свой «базовый образ мышления».
В аналитической терапии это называется бессознательным жизненным сценарием. Лидер воспроизводит свой обобщенный детский негативный опыт взаимодействия с миром и людьми сегодня, неосознанно искажая реальность. У всех нас есть внутренние ограничения, которые мешают нам свободно развиваться. Чем они сильнее блокируют и искажают видение реальности — тем серьёзнее была детская травма.
Чем больше у лидера в душе затаилось боли и невыраженного гнева, тем сложнее ему реализовывать свою лидерскую силу созидательно, тем к большей реактивности и неконструктивности он будет склонен в своей жизни. Тем он может быть опаснее для окружающих людей.
В моей практике — с большой долей условности — я подразделяю лидеров на созидающих и деструктивных. Среди деструктивных лидеров я выделяю четыре основных типа. У каждого из них свой особенный бессознательный жизненный сценарий и сцепленные с ним ключевые внутренние ограничения, приводящие к характерным проблемам в жизни и делах.
Деструкцию такой лидер может направлять как на самого себя, так и вовне. Иногда в одном человеке могут мозаично сочетаться характеристики двух или даже трёх типов деструктивности, но один всё равно будет ведущим. Более того, на одних этапах своей жизни лидеры могут быть созидающими, на других — деструктивными. Это динамическая характеристика.
Типы деструктивных лидеров
Лидеры, спасающие мир
Этих людей с детства заставили поверить в необходимость отвечать за всех слабых, обиженных и ленивых людей. Вся их жизнь пронизана чувством вины, от которой они пытаются защититься, вращаясь вокруг желаний и потребностей других людей.
Их лишили права на любовь к себе, на радость, на достижение своей мечты и здоровый эгоизм. Оставили только право и обязанность непрерывно и много трудиться на благо окружающих людей, сжигая себя. Им подсунули модель нездоровой любви. Они совершенно не различают сострадание и жалость. Они хотят развивать людей, делать их лучше, но фактически забирают у них ответственность и развращают.
Получается парадокс: они хотят делать добро, но в результате творят зло под изощренной маской добродетели. Так научили их жертвенные родители, которые положили всю жизнь на оправдание ожиданий окружающих людей. Эти лидеры могли бы построить великие компании, но никак не могут реализовать свой потенциал до конца — им всё время не хватает времени и сил.
Они выжимают из себя максимум, устают и расстраиваются от своей неэффективности, не понимая, в чём корень их проблемы. Эти лидеры часто имеют реноме очень хороших людей, которые помогают всем, и внешне могут быть весьма успешными. Но они не находят удовлетворения внутри, чувство вины разрушает их и их величие.
Бунтующие лидеры
Это лидеры, которые путают внутреннюю свободу и беспредел. Это те, кто строит финансовые пирамиды и закладывает свои дома под очередную необдуманную, но очень манящую бизнес-идею. Это те, кто всё время стремится проехать на красный свет светофора, весело называя его глубоким желтым.
Жить по правилам для всех людей им скучно и немного унизительно. Их смелую и креативную натуру с детства пытались силой запихнуть в жёсткие рамки принятой нормы. Их несвободные родители не могли им внятно объяснить, что делать нельзя и почему. Их просто жестко наказывали за непослушание, лишая возможности выразить себя и научиться отвечать за свой выбор.
Этих лидеров лишили права на собственную ценность, на право быть уникальным и на успех. Их базовым образом мышления стало ощущение угрозы их свободе и бунт против авторитарной родительской фигуры. Тени из прошлого преследуют их всю жизнь, заставляя видеть угрозу не только в законах, а даже в ограничениях, продиктованных простым здравым смыслом.
Они всегда ищут риска, ходят по краю, но это их бодрит и помогает разряжать гнетущее внутреннее напряжение. Во взрослой жизни у них не получается полностью реализовать свой лидерский дар, за что они никак не могут простить родителей и учителей. Вся их жизнь пропитана этой детской обидой, которая периодически разряжается неуправляемой яростью, приводящей к разрушению.
В силу своей обостренной интуиции, «чуйки» и устойчивости к риску они часто становятся пионерами инновационных перспективных бизнесов, но довести дело до устойчивого успеха не могут. В силу внутреннего конфликта они критически неспособны на методичное руководство людьми и процессами.
Их всё время сносит на борьбу или неоправданный риск. А это разрушает их самих и их бизнес. Некоторые в этой борьбе теряют всё. Они так и остались бунтующими подростками, которые меряются мускулами со всем миром в тайной надежде вернуть себе право быть теми, кто они есть.
Тираны
Это сильные и мощные лидеры, по детской душе которых проехали трактором с железными гусеницами. Им достались эмоционально глубоко пораненные и больные родители, которые не смогли дать им даже капельку любви и теплоты. Вместо этого, сталкиваясь с силой маленького лидера, они пытались навсегда его подавить.
В ход шли самые низменные человеческие приёмы: унижения, угрозы, насилие, бросание. Такие родители заложили в сознание и душу ребенка модель своей безграничной власти над ним, они показали ему оборотную сторону любви — насилие и ненависть, порой доходящую до отвращения.
Но убить лидерский дар можно только вместе с его носителем. Парадоксальным образом, вырастая, такой человек принимает роль своих родителей, сбрасывая их с пьедестала. Он ненавидит и мстит — только теперь всему человечеству. Неосознанно он наказывает свою семью и подчиненных за грехи тех людей, которые обижали и подавляли его в детстве.
Когда он был ребенком, он плакал от боли и беспомощности, но ничего не мог с этим сделать, а теперь «может». Эти лидеры хотят изо всех сил реализовать свой дар, но цели их получаются ущербными и злыми.
Они строят свои империи на страхе и повиновении. Они закрываются властью от живых людей. Они остаются в одиночестве, с ощущением угрозы и нарастающей безнадежности. Их лидерский дар не приносит им радости, а очередное завоевание только на короткое время даёт ощущение сатисфакции.
Лидеры, предавшие себя
Это лидеры, которым не дали возможности понять и раскрыть своё предназначение. Их родители не обижали и не тиранили их открыто. Они просто не принимали их теми, кто они есть. Они подавляли себя и безотчетно боялись самобытности, необычности, смелости мышления и предприимчивости своего ребенка.
Так они встроили в его психику смертельный страх быть собой. Они не хотели отнять у него чувство собственной ценности, но отняли; не хотели лишить силы, но практически лишили. Феномен лидеров, предавших себя, я чаще наблюдаю у российских людей.
Возможно, это связано с нашим советским прошлым? Ведь наши родители жили в тоталитарном государстве, где наличие независимой позиции наказывалось, а предпринимательство вообще считалось уголовным преступлением. Не все могли в такой небезопасной обстановке сохранить собственное «Я» хотя бы внутри.
Вот и получалось, что на человека, рожденного с силой Александра Македонского, надевали костюм зайчика. Эти «предавшие себя» когда-то и не по своей воле лидеры во взрослой жизни могут состояться как классные профессионалы, но никогда не позволяют себе занять первые роли. Злятся, чувствуют свою жизнь бессмысленной, завидуют, обесценивают достижения других лидеров и не могут понять причину своего страдания.
Ответственность лидера
Далеко не всякий родитель может справиться с задачей вырастить ребенка с бурной и непокорной лидерской натурой. Не подавить свободное мышление, азарт и волю к самостоятельным действиям такого ребенка, но при этом научить его сначала взвешивать, а потом делать выбор и отвечать за этот выбор — задача весьма непростая.
Она под силу только родителям, которые сами являются достаточно свободными, зрелыми и эмоционально благополучными людьми. Только такие родители могут дать будущему лидеру достаточно любви и защиты. Только такие родители могут научить лидера любить себя и аккуратно, разумно и доброжелательно использовать свою силу.
© vc.ru