От торговли древесиной до владельца одного из крупнейших производителей предметов роскоши
Биография французского предпринимателя Франсуа Пино, известного спорными сделками, захватом Gucci и дружбой с Жаком Шираком.
История Франсуа Пино — пример французской истории успеха. Он родился в небогатой семье, не получил хорошего образования и некоторое время был простым разнорабочим без особенных перспектив. Залогом успеха Пино стал холодный ум, отсутствие страха и пугающая его врагов беспощадность.
Состояние Франсуа Пино достигло $17,2 млрд. Внушительная часть была заработана на спорных сделках, которые сторонники предпринимателя называют примером того, как должен действовать бизнесмен. Противники грешат на нечестные методы.
Франсуа Пино родился в 1936 году в Бретани. Согласно популярной версии, его отец был лесником, но авторитетные источники, в числе которых Guardian, утверждают, что семья Пино владела небольшой лесопилкой и занималась торговлей древесиной. Бизнес был некрупным, и жилось семье нелегко.
Детство Франсуа пришлось на период оккупации Франции Германией. Семья Пино помогала продуктами группе летчиков-союзников, прятавшихся недалеко от их дома. Летчиков искали оккупационные силы, и Франсуа не посчастливилось быть пойманным одним из патрулей. В ходе допроса был избит отец будущего предпринимателя, но добыть сведения немецким солдатам не удалось.
Учиться в школе Пино не нравилось. Франсуа с детства интересовали только дела, приносящие прибыль, и образование он к ним не причислял. Пино некоторое время учился в колледже Сен-Мартин, но долго в нём не продержался. В 15 лет он бросил Сен-Мартен, отправился изучать деревообрабатывающее дело в Luchon School и некоторое время работал в семейном бизнесе.
С детства Пино был известен независимым характером и неким пренебрежением к авторитетам. Он ненадолго задержался на лесопилке отца и начал собственную жизнь. Поначалу он вынужденно нанимался разнорабочим. Родственники пытались его образумить, но заканчивалось всё ссорами. К мнению близких Пино прислушиваться не стал, но и разнорабочим надолго оставаться не собирался.
В 1954 году в Алжире началось антифранцузское восстание, более известное как Алжирская война. Для его подавления в армию набирались добровольцы. К ним примкнул и Пино. О службе Франсуа в армии существует большое количество слухов. В том числе его обвиняют в торговле оружием и наркотиками. Реальность более прозаична — служил Пино хорошо и получил чин сержанта.
Начало бизнес-карьеры
Вернувшись 1958 году во Францию, Пино не без отцовской помощи устроился в компанию «Братья Готье», занимающуюся торговлей древесиной. Франсуа проработал в этой фирме два года прежде чем в его жизни произошло важное событие — он женился на дочери главы компании «Братья Готье» Батиста Готье.
Этот поступок противники предпринимателя приводят в качестве примера его методов продвижения по службе. Брак не сложился, и через восемь лет пара разошлась, но это было уже не важно — ведь компания «Братья Готье» находилась под контролем Пино и изменила название на Pinault Company.
Готье сам передал бизнес зятю, дал почти 450 тысяч франков на развитие и даже помог взять кредит в банке. Возглавив небольшую компанию, Пино стал демонстрировать качества, за которые столь не любим — умение выжидать, беспощадность к противникам и талант заводить связи. Одним из крупнейших его успехов стало заключение контрактов на поставку древесины напрямую из Швеции и Канады. Ему удавалось выгодно сбывать крупные партии, что повлекло рост капитала и дало возможность открыть филиал в Швеции.
Заработанные деньги он тратил на покупку мелких, переживающих нелегкие времена французских компаний, работающих в деревообрабатывающей отрасли. Его методы называют как минимум спорными. Пино не спешил покупать компанию за реальную стоимость, а приобретал лишь долю в ней. Затем выжидал момент, когда её дела станут катастрофичными, и покупал за бесценок.
Самую выгодную сделку Пино заключил в преддверии нефтяного кризиса 1973 года. Опасности ситуация на рынке ещё не предвещала, а предприниматель по собственным соображениям продал Pinault английской компании Venestra. Сделка принесла Пино 30 млн франков и возможность сохранить 20% акций. Пино назначили финансовым директором, и на этом его история могла бы закончится, ведь он получил значительную сумму, высокую должность и мог ни о чем больше не переживать. Но Пино ставил более амбициозные цели и сделку осуществил не просто так.
Он воспользовался служебным положением и закупил чрезмерно большую партию древесины. Цена на неё вскоре обрушилась, и Venestra пришлось в срочном порядке отказываться от идеи Пино. С поставщиками удалось договориться, но взамен требовалось выплатить крупную компенсацию.
Позиции Venestra оказались подточены и через 18 месяцев после продажи Пино вернул себе компанию, заплатив только 5 млн франков. Вышло, что предприниматель заработал около 25 млн франков, без потерь пережил кризис и остался со своей компанией.
В это же время ему далось осуществить несколько сделок благодаря инсайдерской информации. Деньги он тратил на приобретение компаний во Франции.
Предприниматель использовал старую практику, успешно увеличивая Pinault. В середине 80-х он уже мог себе позволить приобрести одного из ведущих производителей деревянных панелей во Франции — компанию Isoroy. Пино помогали связи в правительстве. Еще в 60-е годы он познакомился с Жаком Шираком, который с 1974 по 1976 и с 1986 по 1988 год был премьер-министром Франции, а в 1995 стал президентом страны.
В 1987 году Пино взял в банке Credit Lyonnais 300 млн франков и приобрел крупного производителя бумаги из Нормандии La Chapelle-d’Arblay. В 1990 году он продал её уже 525 млн франков, рассчитался с долгами и заработал.
В 1988 году Пино провел первое публичное размещение своей компании.
В 1989 году на него вышел Поль Паоли, возглавляющий совет директоров Французско-Африканского торгового альянса (CFAO). Компания занималась поставками автомобилей, лекарств и электрооборудованием в Африке. Пино предложили купить 20% акций CFAO. Только этой долей предприниматель не ограничился и начать скупать акции. За несколько месяцев ему удалось перехватить контроль над CFAO. Затем он начал перестановки в руководстве избавившись и от Паоли.
Приобретение страховой компании Executive Life
Следующая громкая сделка Пино снова привлекла внимание общественности. В этот раз к нему обратился крупный французский правительственный банк Credit Lyonnais. Его руководство интересовалось переживавшей не лучшие времена американской страховой компанией Executive Life.
Главным интересом стал портфель мусорных облигаций Executive Life, ранее оцененный в $6 млрд, но потерявший значительную часть стоимости. Проблема была в том, что регуляторы обязывали покупателя мусорных облигаций Executive Life найти партнера, который будет управлять страховым бизнесом этой компании.
Покупателем должна была стать дочерняя компания банка Altus. Она согласилась создать новую страховую компанию Aurora, которая должна была подчиняться New California Life Holding. В 1991 году регулирующие органы дали согласие на продажу мусорных облигаций за сумму в $3,26 млрд.
Со страховым бизнесом были проблемы. Законодательство штата Калифорния, где находилась страховая компания, не позволяло прямо или опосредованно владеть страховыми компаниями государственным предприятиям. Из-за федерального законодательства США Credit Lyonnais мог приобрести только 25% акций. С целью воплотить задуманное был использован оригинальный маневр по привлечению крупных французских бизнесменов, которые должны были помочь реализовать этот проект.
Регуляторам сообщили, что консорциум независимых инвесторов во главе с французской страховой компанией MAAF будет владеть и управлять Aurora. В реальности же банк заключил тайные соглашения с членами консорциума, и Aurora оказалась во власти Credit Lyonnais.
Заполучив облигации в 1992 году, Altus была вынуждена продать их и часть акций Aurora Франсуа Пино. Сама сделка и дальнейшие действия сторон представляют собой настоящий экономический ребус, изучение которого заняло у регуляторов несколько лет. В итоге доля Пино составила 67%. В 1998 году властям США стало известно об особенностях сделки.
В 1999 Пино вместе с другими участниками оказался в суде, и ему угрожал штраф в $970 млн. Выплачивать всю сумму не пришлось, по слухам, помог Жак Ширак, публично защищавший друга. Участие в этой сделке обошлось Пино в $110 млн штрафа.
Новые направления
В начале 90-х Пино решил диверсифицировать Pinault на другие отрасли. 90-е годы стали для холдинга временем покупок. Предприниматель приобретал активы во всевозможных отраслях, отдавая немного большее предпочтение одежде. К 2000 году имеющий достаточно узкую специализацию Pinault стал многоотраслевым холдингом, владеющим компаниями в Европе и США.
В 1990 году была запущена холдинговая компания Groupe Artemis. В неё вошла Pinault Group и другие активы предпринимателя, которыми он успел обзавестись в период 1990–2000-х годов.
В 1991 году Пино выкупил у Бернара Арно сеть магазинов Conforama. Cделка обошлась ему в 450 млн фунтов. Через полгода он приобрел компанию Printemps. Фактически он продал ей Conforama, вместо денег взяв 2/3 акций. Многочисленные сделки ему помогал финансировать Credit Lyonnais. За покупкой последовало переименование Pinault Group в Pinault Printemps.
Printemps принадлежала одноименная сеть универмагов, магазины женской одежды Armand Thierry и ещё несколько активов. Armand Thierry Пино продал вскоре после приобретения. За ней последовала торгующая едой сеть Disco. Постепенно Пино стал избавляться от своих активов и в сфере деревообрабатывающей промышленности. Так в 1991 году была продана Isoroy и производители мебели Ordo и Compagnie Industrielle d«Ameublement.
В 1994 году Пино приобрел La Redoute, занимающуюся розничной торговлей одеждой и предметами домашнего декора. Особо тратиться не пришлось — Printemps принадлежало 54% La Redoute.
В этом же году он приобрел многопрофильную сеть Fnac, специализирующуюся на продаже книг, музыки, а позже расширившуюся на игры, компьютеры, телевизоры и детские игрушки. Обе сделки помог оплатить Credit Lyonnais. Название группы снова изменилось — на Pinault Printemps Redoute.
В 1996 году Пино приобрел фабрику по производству носков и чулок Orcanta и запустил одноименную сеть магазинов, работающую ещё и на рынке нижнего белья.
В 1997 году была приобретена шведская компания Ellos. Её история началась ещё в 1947 году, когда Олле Блумквист и Ларс Густавссон решили запустить продажу одежды по каталогу с доставкой на дом. Постепенно она заполучила лидерство в Скандинавских странах и наладила собственное производство. В 90-х годах компания начала выход на рынок электронной коммерции.
В 1998 году был приобретен один из крупнейших торговцев офисной мебелью в Европе — компания Guilbert, а также 49,9% Brylane, работающей в сфере домашних магазинов в США. В 2000 Пино выкупил крупный французский компьютерный ритейлер Surcouf.
В 1998 году Пино за $1,2 млрд купил британский аукционный дом Christie«s, занимающийся торговлей предметами искусства и антиквариатом. Его главным конкурентов в то время был Sotheby«s. Ситуация Пино не устраивала, но начал он по своему обыкновению с перестановок в руководстве и персонале. Совет директоров при нём заговорил по-французски в прямом и переносном смысле — через год в нём остался всего один британец.
На тот момент Christie«s и Sotheby«s уже попали под федеральное антимонопольное расследование в США. Оно было связано с интересной, но не вполне законной практикой Christie«s и Sotheby«s по введению согласованию фиксированной платы за услуги. В Британии это не было преступлением, а вот в США, на которые приходилось весомая часть доходов Sotheby«s, наоборот.
Чрезвычайно популярна история о том, что Пино сам обратился в соответствующие органы, признал вину Christie«s и согласился во всем помогать следствию.
Официально важные сведения об этом деле следователям сообщил бывший генеральный директор Christie«s Кристофер Дэвидж в январе 2000 года. За этим последовало официальное сообщение о сотрудничестве аукционного дома с расследованием.
Sotheby«s пришлось выплатить штраф в размере $45 млн. Виновники этой сделки из числа бывших руководителей обеих аукционных домов понесли наказание. Штраф Christie«s не получила из-за содействия следствию. Так в руках Пино оказалась половина арт-рынка.
Действия предпринимателя были направлены на защиту аукционного дома. Да и групповой иск от клиентов, обрушившийся на Christie«s и Sotheby«s, вряд ли добавлял оптимизма. Аукционным домам пришлось на двоих выплатить $512 млн.
Christie«s оказалась cамой известной на тот момент покупкой Пино в сфере роскоши. Она не стала частью Pinault Group, а напрямую подчинялась Artemis. Предприниматель не собирался ограничиваться достигнутым, но наращивать активы в этом направлении было делом не только наличия финансовых средств, но и готовности втянуться в корпоративную войну.
Приобретение модного дома Gucci
На мировом рынке в 90-е годы доминировал французский конгломерат LVMH, который возглавлял Бернар Арно. Последний бизнес-методами походил на Пино — жесткий, не церемонящийся с конкурентами и не прощающий обиды. LVMH в то время уже контролировал целый ряд успешных брендов, среди которых Dior, Lui Vuitton и многие другие.
Новой целью Арно стала Gucci. Созданная ещё в 1921 году компания переживала не лучшие времена и могла дополнить коллекцию LVMH. Арно уже пытался приобрести Gucci в 1994 году и получить компанию за достаточно скромную сумму в $400 млн, но и эта цена показалась ему завышенной.
Скупать акции Арно начал в конце 1998 года. В 1999 году он владел уже 34% и собирался завершить поглощение компании. Но у главы Gucci Доменико Де Соле были свои взгляды на эту сделку. Он решил заработать в несколько раз больше реальной стоимости компании. Арно в ответ перешёл к враждебному поглощению.
Слияние с LVMH на таких условиях Де Соле не интересовало, но самостоятельно остановить Арно ему было не по силам. Gucci требовался сильный партнер, с достаточным капиталом и готовый бороться с LVMH. Он нашелся в лице Франсуа Пино, известного натянутыми отношениями с Арно и интересующегося бизнесом в сфере роскоши.
Избранный ими метод борьбы оказался стандартным — Де Соле провел дополнительную эмиссию акций, размыл долю Арно до 20% и продал 42,5% Пино за 2,9 млрд. Арно пытался восстановить справедливость в суде, но победить не удалось. В 2001 году разногласия удалось утрясти за счет покупки 10% акций Gucci, принадлежащих LVMH. Арно в качестве компенсации получил $1,9 млрд. Доля Пино достигла 53% и страсти поутихли.
Одним из последствий стало то, что прохладные отношения между двумя французскими миллиардерами переросли в открытую вражду и оба предпринимателя не разговаривали друг с другом несколько лет.
Чтобы оплатить сделку по покупке Gucci, Пино пошёл на продажу части своих активов. Ему пришлось отказаться от бизнеса в сфере обработки и торговли древесиной. Gucci в то время держалась на разработках дизайнера Тома Форда, занимавшего пост креативного директора и сделавшего себе имя в этом модном бренде. В 2004 году в руках Пино было почти 100% Gucci.
Привыкший начинать руководство новым активом с увольнения части руководства и персонала Пино в этот раз подошел к делу более аккуратно. C Де Соле и Фордом Пино успел рассориться ещё в процессе войны с LVMH и видеть их в компании не желал.
Де Соле и Форд не смогли продлить контракт на своих условиях в 2003 году и покинули Gucci. Из-за того, что официально их никто не увольнял, претензии не выражались и выглядело всё весьма пристойно. Не обошлось без слухов о том, что тот же Де Соле с его склонностью к закулисным играм не очень подходил Пино и тот избавился от бывшего союзника.
Новые сделки
До ухода Де Соле успела воплотиться его давняя мечта о превращении Gucci в мультибрендовую компанию. Захватив власть, Пино стал по своему обыкновению приобретать другие компании. Первая покупка была осуществлена ещё в разгар войны с Арно. В 1999 году Пино перешёл модный дом Yves Saint Laurent стоимостью $1 млрд.
Отношения с Сен-Лораном у Пино не сложились. Модельер отошёл от дел в 2002 году из-за болезни. В том же году Yves Saint Laurent пришлось закрыть убыточную кутюрную коллекцию и сконцентрироваться на линейках прет-а-порте.
Вот только сработал фактор, на который Пино обычно не обращал внимания. Желание продать кутюрный лейбл за символическую плату в €1 вызвало недовольство работавших там швей и других сотрудников. Им не нравился покупатель в лице SLBP Prestige Services. Последняя собиралась разделить команду YSL по своим домам моды.
Cовет профсоюзов YSL был в ярости и пообещал, что не одобрит продажу. Пино в ответ обратился в суд, пытаясь не позволить им выполнить задуманное. Суд поддержал швей, продажа была запрещена.
После YSL Пино купил 70% бренда обуви Sergio Rossi. В 2000 году — 91% бренда Balenciaga, производящего одежду и аксессуары. Через год к PPR была присоединена компания Bottega Veneta, которая специализироваласьна предметах роскоши и аксессуарах из кожи.
Самой громкой покупкой начала 2000-х стал 51% дома моды Alexander McQueen. Покупка была хитрым шагом — Пино рассчитывал не только для расширить Gucci, но и ударить по Арно.
Создатель и глава бренда Александер Маккуин своей карьерой обязан именно Арно. Ход Пино расценивался как демонстрация силы, хотя многие считали, что предприниматель рискует нарваться на жесткие меры от LVMH, —, но их не последовало. Затем была налажено партнерство с брендом Stella McCarthney. Кроме перечисленных Пино приобрёл целый ряд других брендов. В их числе Bedat & Cie и Boucheron,
В 2004 году после ухода Тома Форда и Де Соле новым генеральным директором Gucci Group стал Роберт Полет. Раньше он работал в Unilever, и специалисты индустрии моды восприняли это назначение скептически.
Их позиция была вполне объяснима ввиду отсутствия у Полета опыта и непростой ситуации Gucci Group, получившей под контроль целый ряд брендов, но ещё не ставшей с ними единым целым. Ответственность за объединение и развитие всей этой империи роскоши ложилась на Полета, и он удивил скептиков.
Начал он с общей оценки состояния холдинга. Чтобы оценить масштабы и состояние Gucci, он потратил почти месяц и посетил около половины магазинов и офисов компании. Полет провел встречи с 2500 сотрудниками в неформальной обстановке. Целью стало знакомство с сотрудниками, анализ их поведения, оценка лояльности по отношению к компании, изучение ситуации в филиалах и их ключевых отличий друг от друга.
Ему удалось наладить взаимоотношения с персоналом, побороть их тревогу из-за смены главы компании, разъяснить свои взгляды и подходы к работе и оценить реакцию сотрудников как на свой стиль управления, так и на подходы местного руководства. Полученные сведения повлекли кадровые перестановки. Полет заметил, что часть талантливых специалистов занимает малоперспективные должности, и исправил ситуацию.
Под управлением Де Соле компания была чрезвычайно централизована и медлительна. Подобный подход Полета не удовлетворил, и он запустил стратегию реорганизации и децентрализации, направленную на предоставление большей свободы брендам. Каждый из них получил собственного креативного и финансового директоров, а центральный офис сохранил за собой право назначать руководителей и контролировать их деятельность.
Бренд Gucci возглавляли сразу три дизайнера, ранее помогавших Форду — Джон Рэй, Фрида Джаннини и Аллессандра Факкинетти. Последняя до 2006 года занималась разработками женских коллекций. Рэй взял на себя мужские коллекции. На Джаннини возлагалось создание мужских и женских аксессуаров. Факкинетти из-за разногласий в компании покинула Gucci. За ней последовал и Рэй. Джаннини до 2015 года была креативным директором бренда.
Будучи одним из богатейших людей мира, Франсуа Пино ведёт привычный для миллиардеров образ жизни. Он известный коллекционер предметов искусства, владеющий тремя тысячами работ. Он охотно выставляет их в Венеции и занялся строительством музея на острове Сеген. Предприниматель владеет футбольным клубом «Ренн», который играет в Ligue 1 Франции. Также ему принадлежит театр Мариньи, открытый ещё в 19 веке.
Пино владеет недвижимостью в разных частях мира. Ему принадлежит дом в Лондоне в районе Челси стоимостью $32 млн, построенный в 1868 году. После отхода от оперативного руководства бизнесом Пино купил винодельческое хозяйство Chateau Latour. Ему принадлежит ещё и курорт в штате Колорадо — Vail Resort. Образ жизни Пино ведёт достаточно замкнутый — интервью не дает, редко фотографируется и предпочитает жить в своих поместьях подальше от городской суеты.
Artemis принадлежат французское издательство Tallandier, издание L’Agefi и целый ряд других активов. Часть из них являются скорее хобби предпринимателя.
Личность предпринимателя
О Пино говорят как о жестком человеке, умеющем разбираться с конкурентами и готовым на все ради победы. Полученные активы он перестраивал под себя. Его приход в компанию напоминал чистку — он увольнял руководителей и персонал, менял привычные подходы к работе. Это было и методом защиты от конкурентов —мало кто рисковал бросить вызов французскому бизнесмену и ещё меньше выходили из борьбы без значительных потерь. Одной из самых известных фраз предпринимателя стало: «Мои конкуренты либо умрут сами, либо я их съем».
Влияние Пино обычно объясняется его политическими связями. Наиболее известный из его друзей — Жак Ширак — несколько раз публично защищал предпринимателя. Они подружились, когда Пино ещё был малоизвестен, а Ширак служил мелким чиновником. По возможности они поддерживали друг друга и в результате дружба сильно помогла им обоим.
Об их взаимоотношения ходит одна интересная и немного мистическая история.
В 1976 году Пино отговорил Ширака отправится в деловую поездку на поезде из-за собственного предчувствия. Оказалось, что предприниматель не ошибся — поезд был взорван террористами, а Пино превратился в человека, спасшего жизнь премьер-министру Франции.
Об интуиции предпринимателя ходят легенды. Его подчинённые утверждают, что он часто руководствовался ею во время сделок, а противники считают её лишь частью образа, не имеющей никакой связи с действительностью.
У Франсуа Пино три сына — Франсуа-Анри, Доминик и Лоуренс. Наиболее известен из них Франсуа-Анри — и не только из-за того, что возглавляет семейное дело, но и благодаря жене — знаменитой актрисе Сальме Хайек.
Франсуа-Анри Пино у руководства отцовскими компаниями
В 2005 году Франсуа Пино решил передать пост генерального директора и председателя PPR своему сыну Франсуа-Анри. Последний прошёл солидную практику в отцовском бизнесе и с 2003 года был председателем Artemis.
Во главе компании он прославился как руководитель, сконцентрированный на стратегических целях и предоставляющий руководителям подразделений большую свободу. Каждый из менеджеров высшего звена имеет телефон Франсуа-Анри и может решить любой вопрос или проблему напрямую.
Первые его попытки реорганизовать отцовский бизнес наткнулись на оппозицию со стороны Пино-старшего. Ему не понравилась затея с продажей торгового бизнеса, и провернуть её Франсуа-Анри в полной мере смог лишь через несколько лет. В 2006–2008 году он продал Orcanta, Kadeos, оставшийся 51% Printemps, а также бренды Citadium и Made in Sport.
Взамен ему удалось приобрести ритейлера охотничьего снаряжения и спортивных товаров The Sportsman’s Guide. В 2007 году он осуществил покупку, сравнимую с поглощением Gucci. За $7,1 млрд был приобретен 62,1% акций производителя спортивной одежды Puma, что существенно укрепило позиции холдинга в этой сфере.
В 2008 году Пино-младшему пришлось получить опыт в руководстве конгломератом в кризисный период. Первые предпринятые им действия обрели не очень приятные последствия.
Сокращение почти 1200 человек, работавших в Conforama и Fnac, привело к тому, что бывшие сотрудники организовали акцию протеста и не выпускали Франсуа-Анри из автомобиля в течение часа. Позже стало известно, что Пино собирается сконцентрироваться на роскоши и спортивной одежде, окончательно избавившись от нецелевых направлений.
Из-за этого началась распродажа сторонних активов, включавшая в себя постепенную продажу отдельных составляющих Redcats, которая занимается международной дистрибуцией модной одежды и товаров для дома. В 2011 году была продана сеть Conforama.
За этим последовало несколько громких покупок. За $608 млн был куплен бренд Volcom, выпускающий повседневную одежду и снаряжение для зимних видов спорта. В этом же году за $484 млн был куплен модный дом Brioni. Покупки делались исходя из главной стратегии конгломерата и постепенно превращали PPR в одного из главных конкурентов LVMH в сфере роскоши.
В 2011 году сменилось руководство Gucci. Вместо отлично показавшего себя Полета новым президентом и генеральным директором стал Патрицио ди Марко. Под его управлением Gucci взялась за развитие своей сети продаж, к 2014 году увеличив количество магазинов до 485. При этом 80% продаж приходится именно на сеть бренда.
В 2013 году был куплен контрольный пакет люксового бренда Christopher Kane. Пино намерен заняться его мировой экспансией, и специалисты оценивают дальнейшие перспективы этой идеи весьма высоко.
В это же время холдинг начал активно расширяться в сфере изделий из кожи. Сначала был приобретен итальянский завод Caravel Pelli Pregiate, занимающийся дорогостоящими видами кожи. В 2013 к конгломерату был присоединен завод France Croco, специализирующийся на производстве крокодиловой кожи высокого качества.
В этом же году PPR сменила название на Kering. Cвязано это с продажей части активов. Новое имя происходит от бретонского слова «ker», что значит дом, а «ing» выражает идею движения. Artemis принадлежит 40,78% акций Kering. Франсуа-Анри Пино утверждает, что одним из главных рынков компании является Китай, обеспечивающий 25% продаж Gucci.
В 2014 году в Gucci началось снижение продаж в том числе и в КНР. В 2015 году стало известно, что из компании уходят Ди Марко и Джаннини. Новым генеральным директором стал Марко Биццари, а креативным директором — Алессандро Микеле. Этот дуэт во главе модного дома добился увеличения финансовых показателей Gucci. Выручка компании выросла в 2015 на 4,8%, а в 2016 на 12,7%.
В Puma ситуация не настолько радостная, как в Gucci, из-за неудовлетворительных финансовых показателей. В прессе фигурирует информация о возможной продаже спортивного гиганта. В 2017 году стало известно, что Франсуа-Анри Пино покинул совет директоров Puma, что породило новую волну слухов.
Общий рост прибыли Kering в 2016 году составил 17%. Выручка достигла отметки $13, 2 млрд. Чистая годовая прибыль — €814 млн. Глобальной целью конгломерата является увеличение продаж до €24 млрд к 2020 году.
Франсуа Пино из-за его бизнес-подходов часто сравнивают со спрутом и называют рейдером. Его состояние достигло $17,2 млрд, а в холдинг входит целый ряд крупных брендов. Предприниматель официально не руководит своей империей, но контролирует работу сына и по мере надобности даёт советы. Франсуа-Анри неплохо справляется и без отцовского вмешательства. Многоотраслевой конгломерат PPR превратился в сконцентрированный на роскоши и спортивной одежде холдинг Kering.
© vc.ru