От программиста до главы одной из самых известных технологических компаний — биография основателя Xiaomi Лэй Цзюня


Обозреватель vc.ru изучил историю Лэй Цзюня, который начал карьеру программистом, успешно инвестировал в стартапы в КНР, а создав Xiaomi, за шесть лет превратил компанию в одного из самых известных производителей смартфонов и расширил её деятельность на другие отрасли. Сейчас китайский бренд переживает не лучшие времена, но, по словам Лэй Цзюня, худшее у компании позади.

Основатель компании Xiaomi Лэй Цзюнь прошёл путь от рядового программиста до одного из самых неординарных предпринимателей КНР. Его часто сравнивают со Стивом Джобсом, и между ними действительно можно найти определённые сходства. Впрочем, большинство склонно скорее говорить об отличиях между китайским и американским предпринимателями.

0d1c05920ea599.pngЛэй Цзюнь

Ранние годы Лэй Цзюня. Kingsoft

Лэй Цзюнь родился в 1969 году в небольшом городке Сяньтао в провинции Хубэй. Детство будущего предпринимателя прошло достаточно обыкновенно и не было отмечено какими-либо яркими достижениями.

О его семье известно немного. Отец был госслужащим. В школе Цзюнь был средним учеником и даже информатику отправился изучать в Уханьский университет только из-за того, что хотел дальше учиться вместе с другом. Вот и всё, что известно об этом периоде жизни Лэй Цзюня.

На тот момент компьютерные технологии в КНР изучались слабо, и Уханьский университет был одним из первых вузов страны, работающих в данном направлении. Несмотря на уникальный шанс, Лэй Цзюнь, судя по всему, не был вдохновлён открывающимися перспективами. Но ему не хотелось быть хуже остальных учащихся, поэтому он даже отказался от привычного распорядка, предусматривающего послеобеденный сон, и включился в учёбу.

В процессе ему понравилось разрабатывать программы, что существенно увеличило его интерес к обучению, потому с успеваемостью у Лэй Цзюня проблем не было. Но имелись другие трудности — компьютеров в университете было немного, и для того, чтобы получить к ним доступ, приходилось подолгу ждать своей очереди.

Лэй Цзюнь быстро приспособился к условиям и большую часть времени проводил в компьютерной лаборатории. Он научился занимать места тех, кто не приходил на занятия, был готов помочь, объяснить и даже сделать задание за кого-то другого и в целом проводил за компьютером больше времени, чем его однокурсники. Само собой, преподавателям подобная активность не нравилась и студента часто выгоняли с занятий, но он не оставлял попытки.

На первом курсе будущему предпринимателю попалась книга «Пламя Кремниевой долины». Она заставила его задуматься над созданием собственного дела. Но до этого было ещё очень далеко. В период обучения Лэй Цзюнь создал общество «Жёлтая роза» — для таких же увлечённых компьютерами, как и он. Участники занимались написанием программ и даже умудрились выгодно продать свою разработку — программное обеспечение для шифрования BITLOK 0.99.

Но бизнес-успехи предпринимателя в период обучения часто переоцениваются. Например, одно время была популярна версия о том, что Лэй Цзюнь стал миллионером ещё в университете. Точку в этой легенде поставил сам предприниматель, отметив, что в то время 10 тысяч юаней являлись огромной суммой, и столько денег у него, безусловно, не было.

В 1991 году Лэй Цзюнь окончил университет со степенью бакалавра компьютерных наук. Следующим шагом стал поиск работы. За этим он отправился в Пекин, где нашёл себе место в исследовательской лаборатории. Зарабатывал он хорошо, но особого удовольствия не получал.

Любимым местом будущего предпринимателя в Пекине стал район Чжунгуаньцунь, который обычно называли «Кремниевой долиной» КНР. Из-за сильной вовлечённости в технологическую жизнь столицы в научной деятельности Цзюнь долго не задержался.

В ноябре 1991 года в Пекине проходила технологическая выставка. Именно здесь Лэй Цзюнь познакомился с Цю Боцзюнем — сооснователем и вице-президентом компании Kingsoft. Последний пригласил Цзюня на деловой ужин. О предмете их беседы судить сложно, но Лэй Цзюнь, судя по всему, произвёл положительное впечатление на бизнесмена и вскоре получил предложение присоединиться к Kingsoft.

В компании на то время работали всего пять сотрудников. Это, впрочем, не помешало Лэй Цзюню сменить стабильную работу в лаборатории на стартап.

В Kingsoft он пришёл уже в 1992 году и стал её шестым сотрудником. Компания занималась офисными программами, антивирусным ПО и другими разработками. О первых годах работы Цзюня в Kingsoft информации мало. Он занимался разработкой и, видимо, вполне успешно справлялся с поставленными задачами. Так как всего шесть лет понадобилось Лэй Цзюню, чтобы пройти путь от шестого сотрудника до главы компании.

Огромной проблемой для Kingsoft стало компьютерное пиратство, лишившее её значительной доли доходов. Также на этом рынке в КНР было много конкурентов. Несмотря на это, Лэй Цзюнь успешно справлялся с руководством и постепенно cтал переориентировать компанию на работу в интернете.

Помимо основной деятельности, он уделял время и другим проектам. Наиболее известным из них стала электронная площадка Joyo.com — для торговли книгами, видео и музыкой. Сервис был создан в 2000 году, а уже в 2004 году Цзюнь продал его Amazon за $75 миллионов. Очевидно, что на тот момент предприниматель уже довольно хорошо оценивал потенциал интернета.

Уход из Kingsoft. Создание Xiaomi

После успешной продажи Joyo.com Лэй Цзюнь начал самостоятельно инвестировать в интересные проекты. В Kingsoft он проработал до 2007 года — момента, когда провел успешное IPO этой компании. Она, кстати, привлекла $99 миллионов, что, конечно, удовлетворяло всех акционеров.

Сам Лэй Цзюнь тоже владел акциями компании, а потому неплохо заработал. После своего ухода он сохранил место в совете директоров, а в 2011 году занял пост председателя. Обычно упоминается, что финансовые показатели Kingsoft в период, когда Лэй Цзюнь не возглавлял компанию, существенно снизились.

Причиной ухода из Kingsoft предприниматель назвал конец эры программного обеспечения в Китае и начало эпохи интернета — именно он стал интересовать Цзюня больше всего. Хотя создавать собственную компанию он не спешил, сфокусировавшись на инвестициях.

По состоянию на 2011 год он вложился в 20 компаний. В дальнейшем его инвестиционная деятельность не будет свёрнута, но окажется в тени достижений Xiaomi. В числе успешных инвестиций Лэй Цзюня — предоставляющая финансовые услуги Lakala Payment, площадка для онлайн-торговли одеждой Vancl и UCWeb, разработавшая мобильный браузер UC Browser.

Последняя обычно привлекает наибольшее внимание исследователей биографии предпринимателя. Дело в том, что к UCWeb он присоединился в качестве председателя. К тому же компания стала доминирующим игроком на рынке мобильных браузеров Китая. А в 2014 году Alibaba Group поглотила UCWeb, заплатив рекордные $3,8 миллиарда.

Лэй Цзюнь занимался инвестициями до 2010 года. Часть источников утверждает, что к этому времени Цзюнь уже стал миллиардером. Именно в 2010 году он вернулся к своей мечте построить компанию, и у него, наконец, было достаточно денег для этого.

Цзюнь принял решение связать деятельность с мобильными технологиями. Созданная компания получила название Xiaomi, что с китайского означает пшено или в другом варианте — зёрнышко риса. Изначально Лэй Цзюнь хотел назвать компанию Red Star, но имя уже было занято.

Всего в компании было восемь основателей. Кроме самого Лэй Цзюня, обычно упоминается его близкий друг Лин Бин, успевший до этого момента поработать в Microsoft и Google. Несмотря на неплохую команду и внушительный опыт работы самого Лэй Цзюня, предприниматель, безусловно, рисковал, ведь рынок мобильных технологий был успешно поделён между гигантами сферы и добиться на нём успеха можно было только выдержав конкуренцию.

Кстати, Лэй Цзюнь стал хорошим примером того, что стартапы не являются прерогативой молодости. На момент создания компании предпринимателю было 40 лет, он имел внушительный счёт в банке и вёл вполне спокойную жизнь.

Первым продуктом компании был не телефон, а прошивка MIUI для смартфонов и планшетов на Android. Cчитается, что она сочетает в себе лучшие качества iOS и Android. Совмещение достоинств двух операционных систем оказалось удачным решением, а потому у MIUI быстро появилась целая армия фанатов.

Вскоре популярность прошивки вышла за пределы КНР, и Лей Цзюнь понял, что первая попытка увенчалась успехом. Постепенно MIUI получила признание как одна из лучших прошивок в мире и продолжает активно использоваться не только Xiaomi, но и другими производителями. Подкупает и подход компании к её обновлению, которое происходит чуть ли не каждую неделю.

Лэй Цзюнь был большим поклонником iPhone и решил создать собственную его версию, но с некоторыми отличиями. В первую очередь речь шла о значительном снижении стоимости с сохранением всех функциональных возможностей. Кроме того, предприниматель собирался бросить вызов известному стереотипу о том, что продукция из КНР является низкокачественной.

В 2011 году был создан первый телефон компании — Xiaomi Mi1. Телефон получил двухъядерный процессор с тактовой частотой 1,5 ГГц, камеру в 8 мегапикселей и другие технические особенности, позволяющие называть Mi1 современной разработкой.

c2461b62a26055.pngXiaomi Mi1

Операционной системой стала Android 4.1 MIUI. На момент выпуска телефон стоил около $317. Чтобы добиться такой цены, компания отказалась от целого ряда стандартных подходов, в том числе сэкономила на рекламе, оформлении упаковки и отказалась от офлайн-продаж.

Лэй Цзюнь считает, что по-настоящему хороший продукт не нуждается в ярких рекламных кампаниях. Главным орудием продвижения Mi1 стали социальные сети, в которых у Цзюня был внушительный список подписчиков. Предприниматель сохранил эту практику и даже сегодня сам охотно общается с пользователями в Weibo и других соцсетях, а также в канале MiTalk. Так он получает обратную связь от огромной аудитории и помогает внедрять новые функции в продукты.

Способность Xiaomi работать с аудиторией достаточно широко освещается. Кроме общения в соцсетях, компания проводит встречи со своими поклонниками, в том числе и знаменитый фестиваль фанатов Xiaomi. Одним из интересных элементов последнего является день онлайн-продаж со скидками.

ea8332f0213faa.jpgПрезидент компании Лин Бин отвечает на вопросы фанатов по телефону, 2015 год

Изначально предприниматель реализовывал продукцию через сайт, хотя постепенно нашёл дистрибьюторов и запустил собственные торговые точки. Таким образом всего за 12 минут и 41 секунду было продано 150 тысяч Xiaomi Mi1. Правда, подобный успех был достигнут и благодаря оптовым покупателям.

Постепенно модель продаж улучшалась. Компания стала заранее сообщать о технических характеристиках новой модели, после чего назначать официальную дату её продаж через свой сайт. В магазинах продукция появляется несколько позже и стоит дороже.

Ориентация на онлайн-продажи существенно упрощает работу компании и позволяет сэкономить. Xiaomi получает возможность продавать устройства сразу с завода и не нуждается в складах. Кроме того, компания производит каждый смартфон не менее 18 месяцев, к концу этого срока его комплектующие обходятся гораздо дешевле, что отражается на стоимости устройства.

Часть смартфонов компания реализует по себестоимости. Подобная практика кажется не выгодной только на первый взгляд, ведь в то же время Xiaomi продаёт собственные мобильные сервисы и развлечения, за счёт чего получает значительную часть прибыли.

Среди интересных сервисов компании можно вспомнить мессенджер MiTalk, представляющий смесь iMessage и Blackberry Messenger. В 2016 году была представлена платёжная система Mi Pay. Кроме того, Лэй Цзюнь постепенно приобретает доли в различных популярных в стране сервисах вроде Youku (крупнейший видеопортал в КНР).

Цзюнь также отказался от самостоятельного производства телефонов, заключив соглашения с компаниями Foxcon и Inventec.

Xiaomi в 2012 и 2013 годах. Расширение линейки продукции

В 2012 году появилось несколько версий Xiaomi Mi1, наиболее известной из которых является Mi1S. Он имеет ряд отличий от изначальной версии, но больше всего знаменит широким разнообразием цветов корпуса, среди которых оранжевый, серый, красный, фиолетовый и другие. За год было продано более миллиона Mi1.

Говоря о Мi1, стоит упомянуть о подходе Xiaomi к клиентам. Когда в Мi1 обнаружился брак, Лэй Цзюнь не стал приносить извинения и обещать всё исправить, а сразу начал активно действовать: в Пекине оперативно появились мастерские, в которых клиентам компании помогали абсолютно бесплатно.

Эта акция считается хорошим примером клиентоориентированности в сочетании с продвижением. Благодаря действиям Лэй Цзюня о компании вновь заговорили, а информация про бракованные телефоны отошла на второй план.

Но 2012 год отмечен для компании не столько модификацией Мi1, сколько выходом Xiaomi Mi2. Он поступил в продажу в августе и сразу привлёк внимание новообретённых поклонников продукции компании. Смартфон позиционировался как единственный в мире телефон с четырёхъядерным процессором стоимостью $300. Mi2 действительно стал одним из самых доступных телефонов с отличными характеристиками.

В смартфоне установлены четырёхъядерный процессор мощностью 1,5 ГГц и графическое ядро GPU Adreno 320, есть экран, поддерживающий разрешение 1280×720 и оперативная память — 2 ГБ. Первые 50 тысяч Xiaomi Mi2 были проданы через сайт меньше, чем за три минуты. Это же количество удалось реализовать через сервис микроблогов Sina Weibo за пять минут.

Кроме того, покупатели зарезервировали еще 1,3 миллиона смартфонов. В течение 11 месяцев компания продала более 11 миллионов устройств. Особенно популярным стала версия Mi2S, опередившая на определённое время продажи Apple в КНР.

В 2012 году компания привлекла $216 миллионов, и её стоимость оценивалась в $4 миллиарда. Это были не первые внешние инвестиции, до этого в Xiaomi уже вкладывали $120 миллионов.

В 2013 году компания запомнилась несколькими новинками: новым смартфоном Xiaomi Mi3, запуском линейки бюджетных телефонов Xiaomi Redmi1, телевизором Xiaomi Мi TV, а также оглашением планов по созданию собственных планшетов.

Несмотря на большое количество премьер, основное внимание привлёк смартфон Мi3. Он стал флагманской моделью компании и получил четырёхъядерный процессор с тактовой частотой 2,3 ГГц. Мi3 поставил несколько рекордов продаж, став одним из самых популярных телефонов в КНР.

811ae16b6052a2.jpgXiaomi Mi3

Первая модель Мi TV слабо освещалась источниками не из Китая. Это был «умный» телевизор, работающий на одной из версий MIUI, с приличной функциональностью, в том числе с поддержкой 3D.

Xiaomi Redmi1 по характеристикам уступал Мi3, что оправданно для бюджетной модели. Недостатки скрашивала цена — чуть ниже $200. Телефон был представлен в пяти разных расцветках и благодаря стоимости и неплохим техническим характеристикам нашёл своих покупателей. Отзывы о нём обычно смешаны: кто-то хвалит, кто-то ругает, называя китайской поделкой.

За год было продано 18,7 миллионов смартфонов. Компания стала пятым по величине мобильным брендом в Китае. Это пока было далеко от лидерства, о котором мечтал Лэй Цзюнь, но компания безусловно закрепилась на рынке и, учитывая рост продаж и финансовые показатели, имела серьёзные перспективы.

В 2013 году был анонсирован запуск первого магазина компании в Пекине. Он получил название Mi Home. Магазин по виду напоминает Apple Store. В Mi Home есть две специальные комнаты, где представлена продукция для дома, список которой до 2017 года существенно увеличился.

07fc8e79f7a554.jpg

Другая особенность магазина заключается в том, что он представляет собой ещё и выставочный зал. В нём демонстрируется целый ряд продуктов, которые нельзя купить, но можно посмотреть. Новые телефоны Xiaomi представлены здесь в качестве образца, а приобрести их можно через сайт. К 2016 году компания владела уже 54 магазинами.

Xiaomi в 2014 году. Международная интеграция

В 2014 году продолжилось развитие различных линеек компании. Появились модификации Readmi1 и MI3, а также вышел новый флагман Xiaomi Mi4. Был представлен Readmi 1S, получивший процессор Snapdragon 400, также компания выпустила три версии бюджетного фаблета Readmi Note. Упоминания заслуживает и Xiaomi Readmi Note 4G — благодаря поддержке 4G его называют идеальным телефоном для интернет-пользователей.

Новый флагман компании — Xiaomi Мi4 — получил четырёхъядерный процессор Qualсomm Snapdragon 801 с частотой 2,5 ГГц, 5-дюймовый Full HD-экран, основную и фронтальную камеру в 13 и 8 мегапикселей соответственно. Впрочем, обсуждение вызвали не технические характеристики, а дизайн телефона, в котором нашли сходство с iPhone 5.

Общественность разделилась на две стороны: одни называли Xiaomi плагиатором, а другие, наоборот, считали, что у компании вышла самобытная разработка. Но, очевидно, что дизайнеры Xiaomi хорошо поработали: модель получилась значительно тоньше и легче, чем у конкурентов, также был представлен широкий выбор сменных панелей — более 20 версий.

Mi4 сразу начал бить рекорды продаж. Первая партия этих смартфонов ушла за 37 секунд. Стоимость модели считалась лояльной и составляла $324. 2014 год в целом оказался для компании удачным — она выполнила свой план продаж в 60 миллионов телефонов. Правда, по мнению специалистов консалтинговой и исследовательской компании Gartner, этот показатель составлял 56,5 миллионов.

В 2014 году также был представлен первый планшет компании — Xiaomi MiPad. Отзывы о нём расходятся: есть оценки как с похвалой дизайна и характеристик, так и с жалобами на заторможенность интерфейса и некачественную сборку. Гаджет получил четырёхъядерный процессор Nvidia Tegra с частотой 2,2 ГГц, 2ГБ ОЗУ и 7,9-дюймовый дисплей. Первая партия планшетов — 50 тысяч штук — была продана за четыре минуты.

В том же году на фоне споров о копировании дизайна iPhone 5 произошла перепалка президента Xiaomi Лин Бина с главой отдела дизайна Apple Джонни Айвом. Началось с того, что Айв в одном из интервью обвинил Xiaomi в воровстве идей и назвал смартфоны китайской компании «ужасными».

Ответ Лин Бина был довольно деликатным. Президент компании отметил, что Айв заблуждается и Xiaomi занимается созданием уникальных продуктов. Также он предположил, что Айв никогда не пользовался гаджетами Xiaomi и предложил ему абсолютно бесплатно протестировать один из смартфонов.

Этот ответ не привёл к дальнейшему обострению ситуации, но и никак не повлиял на мнения тех, кто считал, что Xiaomi многое подсматривает у конкурентов.

В течение 2014 года, помимо смартфонов и планшетов, компания успела представить целый ряд других продуктов. Вышел Xiaomi Mi TV2 c 49-дюймовым экраном, чипсетом MStar, 2 ГБ ОЗУ и специально разработанным MIUI-TV на базе Android 4.3. Его стоимость составляла около $642. За месяц было продано около 37 тысяч телевизоров.

Также была представлена телевизионная приставка Mi Box Pro, поддерживающая видео формата 4К. Она получила четырёхъядерный процессор Amlogic Cortex A9 с частотой 2,0 ГГц и графическую систему Mali 450 MP6.

Тогда же компания выпустила первую модель фитнес-трекера — Mi Band 1. Он отличался низкой ценой — всего $13. Изначально он был совместим только с Android 4.3 и выше. За 100 дней было продано более миллиона фитнес-трекеров. В 2015 году появился обновлённый Mi Band 1S, который, помимо уже имеющихся функций шагомера и отслеживания фаз сна, обзавёлся ещё и пульсометром.

В 2016 году был представлен Mi Band2. В отличие от ранних версий у него появился небольшой экран, отображающий показания датчиков и время. Он получил все функции Mi Band 1S, а также стал сообщать пользователю с помощью пиктограмм и вибрации о различных входящих и напоминать, что пользователь засиделся и ему следует пройтись.

3883e204fc2d00.jpgMi Band 2

Компания работает в огромном количестве направлений, начиная с аксессуаров для смартфонов и другой мобильной техники, заканчивая Wi-Fi-роутерами и телевизорами. Рассказ о всех продуктах компании мог бы превратить эту статью в своеобразный каталог Xiaomi.

Помимо активного расширения собственной линейки, Лэй Цзюнь в этот период начал приобретать доли в китайских сервисах. За $300 миллионов он заполучил долю в принадлежащем Baidu видеосервисе iQiyi. Также был приобретен пакет акций в китайском аналоге YouTube — Youku Tudou. Теперь компания стала наращивать собственные активы и в производстве контента.

Кроме того, компания вышла сразу в десять стран, в том числе в Таиланд, Малайзию, Филиппины, Индию, Россию, Бразилию и Турцию. Не везде экспансия проходила гладко. Например, выход на индийский рынок, где удалось успешно продать 500 тысяч смартфонов, был омрачён конфликтом с Ericsson.

Компания подала иск, обвинив Xiaomi в нарушении её патентов на Edge и 3G. Втягиваться в длительную борьбу Лэй Цзюнь не стал, предпочтя пойти на компромисс. Xiaomi договорилась платить Ericsson с каждого проданного смартфона по $1,57.

В декабре 2014 года Xiaomi привлекла $1,1 миллиарда инвестиций, что привело к увеличению рыночной стоимости компании до $45 миллиардов.

Xiaomi в 2015 и 2016 годах. Инновационная продукция и первые трудности

В 2015 году компания продолжила расширять линейки смартфонов. Появились версии Mi4: бюджетная — Mi4i и продвинутая — Mi4C. Был выпущен Readmi 2, получивший целый ряд улучшений, в том числе новый процессор, более обтекаемый дизайн, поддержку LTE и многое другое. К концу года появилась упрощённая версия этого смартфона — Redmi 2A.

Также компания представила новую версию своего бюджетного фаблета Xiaomi Redmi Note 2. Благодаря всесторонней проработанности модели она в своё время была даже популярнее следующего Xiaomi Readmi Note 3, который появился в декабре 2015 года. Главными инновациями в нём стали сканер отпечатков пальцев и металлический корпус. Впрочем, технические характеристики по-прежнему были на уровне.

Наиболее известными из новинок 2015 года стали Xiaomi Mi Note и Xiaomi Mi Note Pro — первые представители флагманской линейки фаблетов. Разница между ними заключалась в разрешении экрана, мощности платформы и графики, а также в объёме оперативной памяти. В целом оба телефона получили высокие оценки и стали популярны.

Также в этом году был представлен новый планшет компании — Xiaomi Mi Pad 2. Он получил четырёхъядерный процессор Intel Atom x5-Z8500 с частотой 2,24 ГГц, тонкий металлический корпус, 8-мегапиксельную основную и 5-мегапиксельную фронтальную камеры. Продавался он в двух версиях — 12 ГБ и 64 ГБ. По традиции планшет показал рекордные продажи — первая партия версии на 64 ГБ была продана за одну минуту.

Компания представила и другие продукты. Одним из них стал «умный» велосипед YunBike C1. Его история началась с того, что Лэй Цзюн проинвестировал 10 миллионов юаней в стартап Yunmake. Благодаря этому в 2015 году появился YunBike C1 — гибридный велосипед, оснащённый электродвигателем на 36 или 180 Вт.

К числу особенностей YunBike C1 относят систему автоматической подачи питания при подъёме, что упрощает процесс езды для велосипедиста. Также предусмотрена возможность синхронизации YunBike C1 со смартфоном, что позволяет отслеживать скорость, местоположение, следить за уровнем расхода энергии и управлять фарами.

c901c09ec75cab.jpgYunBike C1

В 2015 году компания столкнулась с определёнными проблемами, связанными с продажей смартфонов. Это направление приносит ей около 85% выручки, но у Xiaomi серьёзные конкуренты — LeEco, Huawei, Vivo, Apple, Samsung и другие.

На 2015 год компания ставила цель продать 100 миллионов смартфонов, но в итоге её пришлось подкорректировать до 80 миллионов. На деле же было продано только 70 миллионов — показатель, который оказался гораздо ниже ожиданий и всего на 10 миллионов больше, чем в 2014 году. Впрочем, это не помешало компании стать лидером по этому показателю в КНР.

Настоящие испытания для Xiaomi пришлись на 2016 год. Во втором квартале продажи смартфонов компании на рынке КНР упали на 38,4%. Подобный удар был связан с упрочением позиций конкурентов и повлёк за собой снижение оценки компании. Стоимость Xiaomi с $45 миллиардов уменьшилась до $4 миллиардов.

Это закономерно повлекло волну суждений о том, что компания была переоценена, у неё нет своих технологий, она не способна выйти на рынки Западной Европы и США ввиду отсутствия права на патенты и так далее. Компанию осуждали за активные инвестиции в другие стартапы и слишком широкий ассортимент продукции.

Обнаружились и другие проблемы Xiaomi. К ним относится низкая лояльность клиентов — только 37% пользователей их смартфонов при смене телефона снова выбирают продукцию компании.

Всё это не помешало Xiaomi в 2016 году выпустить 11 смартфонов, среди которых была и модель Mi5. Также в продажу поступил Xiaomi Redmi Note 3 Pro, получивший новый чипсет, возможность использовать вместо второй SIM-карты MicroSD и другие инновации.

Тогда же появился Xiaomi Mi Note 2, но наряду с отличным дизайном и хорошим процессором данная модель имела некоторые недоработки и сравнительно высокую для Xiaomi цену — $700.

Далее был представлен фаблет с расширенной функциональностью Xiaomi Mi Max и безрамочный Xiaomi Mi Mix. Кроме того, была выпущена модификация Mi4C — Mi4S. И ещё одним новым смартфоном компании стал Xiaomi Readmi Note 4 с десятиядерным процессором с тактовой частотой 2,1 ГГц, новой камерой и цельнометаллическим корпусом.

В том же году компания успела представить 40-дюймовый Mi TV2, получивший весьма лестные отзывы благодаря техническим характеристикам и цене. Компания также вышла на рынок ноутбуков, выпустив Mi Notebook Air. У него было две версии: младшая с более слабой конфигурацией и меньшим экраном и старшая — с более внушительными параметрами. Разумеется, различаются и цены — $575 и $750 соответственно.

В продаже появились первые смарт-часы компании — Huami Amazfi, оснащённые процессором с частотой 1,2 ГГц, 512 МБ оперативной и 4ГБ встроенной памятью, а также влагозащищённым корпусом. В них есть функции пульсометра, шагомера, счётчика калорий. Huami Amazfit показывают информацию о входящих звонках и сообщениях, а также дают возможность использовать Alipay.

Одними из самых интересных инноваций компании в 2016 году cтали суббренд MiJia (название переводят как «умный» дом Xiaomi») и экосистема Mi Ecosystem. В это же время был представлен один из первых продуктов под маркой MiJia — «умная» рисоварка MiJia Induction Heating Pressure Rice Cooker, которой можно управлять с помощью приложения в смартфоне. Кухонный прибор работает более, чем с 200 марками риса, и имеет около 2450 режимов готовки.

Пользователь может отсканировать штрихкод с пачки, чтобы подобрать идеальную программу приготовления. Кроме рисоварки, частью экосистемы стали водоочиститель Mi Water Purifier 2, передающий информацию о качестве воды через Wi-Fi, колонка Bluetooth Speaker, воспроизводящая музыку со смартфона через Bluetooth, маршрутизатор Xiaomi Mi Router 3, умный пылесос Xiaomi Mijia Vacuum Cleaner, умный телевизор Mi TV и другие устройства, количество которых постоянно растёт. Управляется всё с помощью общего приложения Mi Home.

В конце 2016 года стало известно, что компания запустила онлайн-банк Sichuan XW Bank. Сделано это было в целях диверсификации бизнеса Xiaomi на другие отрасли. Партнёрами Xiaomi cтали New Hope Group и Chain Hongqi. Функционировать онлайн-банк начал в 2017 году.

Годовые результаты оказались неутешительными для Xiaomi: падение продаж на 26%, вылет из пятёрки крупнейших производителей смартфонов и падение стоимости компании. Лэй Цзюнь принял решение больше не оглашать информацию о количестве проданных за год телефонов.

В письме сотрудникам Цзюнь объяснял, что главная проблема заключалась в том, что компания взяла слишком высокий темп, и отмечал необходимость подтянуть упущенные в процессе бурного роста элементы. В целом глава компании назвал итоги 2016 года довольно позитивными, добавив, что худшее уже позади.

54 магазина Mi Home продали продукции на $14,5 миллионов, доходы от интернет-сервисов удвоились и достигли $1 миллиарда, продажи в Индии превысили $1 миллиард, а к системе Xiaomi Mi Ecosystem присоединилось около 50 миллионов устройств. Кроме того, компания подала более 16 тысяч международных патентных заявок, часть из которых уже утверждена.

На текущий 2017 год Лэй Цзюнь анонсировал открытие 200 магазинов и поставил цель довести их число до тысячи к 2020 году. Новая розничная стратегия, интернет-финансы, искусственный интеллект, глобализация и технологический прогресс были определены в качестве ключевых направлений компании. Основной задачей на будущий год стало увеличение дохода до 100 миллиардов юаней (около $14,5 миллиардов).

Личность Лэй Цзюня. Сравнение с Джобсом и взгляды на бизнес

Говоря о Лэй Цзюне, нельзя не вспомнить его прозвище «китайский Стив Джобс». Между ними и правда есть что-то общее: стиль одежды, формат презентации продуктов, умение заимствовать хорошие идеи у конкурентов и, наконец, строить крупные компании.

Но куда важнее отличия между предпринимателями. Лэй Цзюнь не славится таким же буйным характером, как Джобс, он не высокомерен и на многое готов ради своих клиентов.

ce532988a2dc49.png

Сам Лэй Цзюнь весьма уважительно отзывается о Джобсе, но вместе с тем утверждает, что американский предприниматель, вероятно, не смог бы достигнуть успеха в КНР. Существенным препятствием стал бы не соответствующий китайской культуре перфекционизм главы Apple.

По мнению Лэй Цзюня, американским компаниям для успешной работы в Китае стоит научиться идти на компромиссы. В стране, где многое зависит от правительства, такое умение является одним из ключевых.

Цзюнь выступает против сравнения Xiaomi и Apple. Он часто указывает на отличия в корпоративной культуре и подходах между компаниями. Китайский бизнесмен акцентирует внимание на том, что разработки Xiaomi не выпускаются в атмосфере секретности и пользователи всегда имеют возможность протестировать новую продукцию. В отличие от Apple Xiaomi позволяет самостоятельно улучшать программное обеспечение, менять аккумулятор и в целом ведёт себя более дружественно по отношению к потребителю.

Что по-настоящему роднит Лэй Цзюня и Джобса, так это трудоголизм. Создатель Xiaomi во время запуска компании работал по 100 часов в неделю, и со временем его график не стал мягче. Он избегает разговоров о личной жизни и предпочитает больше времени уделять бизнесу. Впрочем, встречается информация о его хобби, не связанных с работой. Одним из главных увлечений Лэй Цзюня является скалолазание.

За сравнительно короткий срок Цзюнь построил компанию мирового уровня на весьма конкурентном рынке. Его состояние на данный момент составляет $6,8 миллиардов.

Главная мечта предпринимателя — достичь того, чтобы каждый человек мог насладиться новыми технологиями. Разумеется, в первую очередь он имеет в виду продукцию Xiaomi. Он стремится к тому, чтобы разработки его компании продавались по всему миру и каждый мог ощутить преимущество китайских инновационных технологий.

Цзюня часто обвиняют в копировании: практически всюду в контексте рассказа о компании упоминается о том, что Xiaomi использует технологии конкурентов. Но многие прогрессивные гиганты доказали, что это совсем не мешает компаниям достигать успеха. Кроме того, Xiaomi значительно укрепилась в области собственных разработок.

Несмотря на ранние успехи, сейчас компания пребывает не в лучшем положении и её будущее пока не очевидно. Но поклонники верят в то, что Xiaomi ещё сможет потягаться в своей отрасли с Samsung и Apple.

Статьи по теме

©  vc.ru