От официального дилера Dendy до забвения — история магазина, определившего время

Сегодняшний мир консольного ритейла разительно отличается от ситуации двадцатилетней давности. Там — «легальные» клоны Dendy от «Стиплера» и горы жёлтых картриджей. Прокаты и сла-а-абенькая надежда, что когда-нибудь всё будет иначе (у тех, кто читал западную прессу). Здесь — официальные выкладки в крупнейших ТЦ страны. Редакция 4PDA решила пообщаться с человеком, управляющим магазином, который не только всем кризисам назло пережил эпоху клонов Famicom, но и продолжает радовать своих покупателей дивным миром видеоигр.

У новосибирцев название «Алькор» уже давно ассоциируется с чем-то из детства.»Здесь мне брали мою самую первую Dendy, — говорит один из горожан. — А мне Сегу, — дополняет второй.»А ещё помните эту рекламу: «Алькор — это между вокзалом и ЦУМом»», — начинает напевать знакомый мотив третий. За годы, прошедшие с времён »Играют все», магазин уменьшился в размерах, утратил прежний лоск, но всё ещё находится на привычном месте, как в рекламе — между вокзалом и ЦУМом.

Заходим. Нас встречает Андрей Макеев — директор, почётный «слоновед» со стажем и просто замечательнейший человек, руководящий этим филиалом детства вдали от шумных торговых центров.

От официального дилера Dendy до забвения — история магазина, определившего время

Андрей, здравствуйте. Вспомним начало девяностых. Видеоигры постепенно начали проникать в нашу страну вместе с падением железного занавеса. В связи с этим вопрос: как возник «Алькор»?

Как магазин, «Алькор» существовал и до появления бренда Dendy. Мы находились на этом же месте, однако продавали аппаратуру: «Вега», телевизоры. Это был где-то 1992 год. Тогда только зарождались первые коммерческие круги. Ну, и наш директор, будучи человеком интересующимся, нашёл в качестве параллельного бизнеса московский «Стиплер». Мы тут же заключили с ними монопольное дилерское соглашение — и начали торговлю. Дело пошло. Люди тогда уже видели так называемый «Китай», желетоны там разные. Это не считая отечественного ТВ-спорта, на который со всей округи мальчишки, включая меня, приходили в ЦУМ поглазеть, но стоил он каких-то неприличных денег за такой примитив. Любая приставка «среднего» уровня обходилась порядка ста долларов, но это уже была подъёмная для простого населения сумма.

Насколько сложно было наладить продажу видеоигр тогда? Вам приходилось объяснять людям, что такое Dendy и с чем её едят?

Единственной проблемой стала «борьба» с китайской продукцией. Понятно, что и сама Dendy, и игры для неё не были оригиналом, но они даже на ощупь намного приятнее, нежели эти здоровые жёлтые картриджи из самого дешёвого пластика. Плюс более качественная полиграфия. У народа был выбор, что брать: дешёвые консоли с рынка, либо что-то подороже, но получше [качеством]. Вот мы на том, что дороже, как-то и сыграли. Ещё, конечно, у нас был хороший сервис практически с момента появления самой Dendy.

Непосредственно я тогда трудился в техническом подразделении компании. Наша фирма была многопрофильной (например, помимо Dendy, занималась производством и установкой связной аппаратуры), и сложилась такая ситуация: объём продаж огромный — количество брака растёт. Однажды поломок стало так много, что гонять эти приставки туда-сюда из Новосибирска в Москву оказалось просто невыгодно. Вот тогда мы и начали интересоваться, что же такое Dendy и из чего она сделана. Оказалось, что всё крайне просто. «Алькор» начал ремонтировать эти приставки и прославился не только как магазин, где можно купить консоль, но также как точка, где оперативно справлялись с проблемами.

Известен слоган «Dendy — играют все». А действительно «играли все»? Какова аудитория приставочных игр в девяностые? Дети? Студенты? Рабочие?

Вы знаете, действительно играли все. Это нельзя назвать такой уж рекламной придумкой. У нас раньше был достаточно большой торговый зал, в котором висело шесть телевизоров. Обычно мы подключали где-то четыре Dendy, одну Mega Drive и одну Super Nintendo. Вот они в демонстрационном режиме и работали. Плюс у нас были мальчишки знакомые — завсегдатаи магазина — они на этих телевизорах Donkey Kong«ов проходили, а народ заходил, смотрел, интересовался. Действительно было видно, что «играют все».

Я тогда же ещё сервисом занимался. К нам приходили совершенно разные люди, пользователи приставок этих. Там и бабушки были, и мамы, и тёти, и дяди, и подростки, разумеется.

А были «проблемные» покупатели? Например, в Москве пользователями консольной лицензии становились частенько «чоткие» ребята из местных группировок. У «Алькора» с этим проблем не было?

Особых проблем не возникало, но вот «странные» пользователи попадались всегда. Знаете, это особенно актуально стало в начале двухтысячных. Тогда последним писком моды стала PlayStation 2. Просто в силу своей дороговизны. Это сейчас все привыкли — подумаешь, игра за 4000. А тогда эти «космические» цены воспринимались совершенно иначе на фоне копеечных картриджей. Вот в то время, помнится, был один клиент, который жил через дорогу. Мы к нему даже ходили приставку настраивать (учили подключать). Он как раз часто приходил к нам со всякими «претензиями» и «наездами». Что поделаешь — такая работа.

От официального дилера Dendy до забвения — история магазина, определившего время

Хорошо, а какие плюсы сотрудничества с «владельцем» Dendy были для магазина, торгующего видеоиграми?

Бренд, конечно же. Всё-таки «стиплеровские» Dendy и китайские — это две большие разницы. Даже на уровне пластмассы самой приставки. Не говоря уже о тактильных ощущениях от нажатия на джойстик. У нас были, кстати, интересные рекламные проекты. Тогда в «Алькоре» работал достаточно креативный менеджер, который придумал концепцию ролика-соревнования.

По сюжету там обыгрывался гоночный заезд с двумя командами. Одна из них — «команда Стиплер» на достаточно классическом юниоре и со знаменитым слоном за рулём, а вторая — сборная такого зачуханного китайского «Дендика», вокруг которого копошатся чудовища страшные из восьмибитных игрушек. Старт. Все едут. Наш слон прёт вперёд, а противники постоянно ломаются, колёса отлетают. К сожалению, такое видео реализовать не удалось. Уж не знаю, по какой причине — возможно, банально денег не хватило, или технологии ещё не позволяли.

Конечно, было качество. Люди уже тогда начали понимать, что такое китайское, а что условно «не китайское». Выбор был очевиден, хотя и сама Dendy (Classic, Junior) не собиралась в России или Европе.

От официального дилера Dendy до забвения — история магазина, определившего время

Как был устроен «Стиплер» изнутри? Каждый магазин сети Dendy был самостоятельным, или имела место т. н. «работа по франшизе» с правилами брендинга, выкладки и прочего?

У нас практически не было фрашизы в современном понимании этого слова, то есть корпоративных цветов, единого логотипа, централизованной рекламы — разве что слоник. *смеется* «Алькор» работал как полностью самостоятельное предприятие. Единственное ограничение, связанное со «Стиплером», касалось необходимости выкупать определённое количество товара. За это мы получали гарантию, что в нашем регионе никто не будет «левачить» под этим брендом.

В итоге мы полностью обслуживали «свою» территорию и были уверены, что где-нибудь в Ленинск-Кузнецке не возникнет бизнесмен, занимающийся тем же самым под маркой «Стиплера». Грубо говоря, пока мы набираем приставок и картриджей на миллион, к «Алькору» никаких вопросов нет, работайте на здоровье. Если же мы дали слабину и не смогли взять нужное количество товара, то «Стиплер» имел право начать искать партнёров в городах поменьше. Вот так это и работало. Но мы обычно справлялись. География «Алькора» простиралась далеко за пределы Новосибирска. У нас клиенты были от Казахстана и до Камчатки. К совсем контрафакту из Поднебесной это, разумеется, отношения не имело.

В связи с предыдущим вопросом: для «Стиплера» партнеры были хорошими друзьями или, как это нынче водится, «ещё один плюс к зарплате»? Какими были взаимоотношения между дилерами и «головой»?

В информационном плане ситуация тогда была гораздо проще. Интернета почти не было, а там, где он всё-таки присутствовал, всё сводилось к жутко медленному модему. В итоге секретарша полчаса ждала, пока получится законнектиться, и только потом получала письмо. Всё сводилось к сугубо деловой переписке — мы о «тим-билдинге» и прочем даже не знали. Обходились, замечу, без этого прекрасно. Есть товар — его нужно продать. Главное — деньги вовремя перечисляй и держи приемлемый процент брака.

С последним в самом начале нашего сотрудничества было непросто. Мы москвичам отправляли вообще всё. Сломался в приставке джойстик или блок питания — мы забирали полностью весь комплект, отдавали взамен другой, а сама коробочка отправлялась в Москву. Позже, как я уже говорил, «Алькор» наладил свой сервис, и поток отправляемого через всю страну брака резко сократился. Собственно, что там в Dendy ремонтировать? У нее в 90% случаев стабилизатор питания летел.

Существует мнение, что для девяностых «Стиплер» стал своего рода «СофтКлабом», просто торгующим пиратками. Это справедливое суждение, или очередная попытка перетасовать факты?

Абсолютно не согласен. Давайте всё-таки разделять понятия. Тогда, помимо «стиплеровских» поставок, были ещё и «китайцы» — это уже огромные объёмы. Став приличным сервисом, «Алькор» частенько ремонтировал так называемую барахолку. Знаете, какое там разнообразие присутствовало при более низких ценах? За какие-то копейки можно было купить пусть и уродливую, но вполне рабочую Dendy. *Андрей берет с полки современный аналог такого клона и демонстрирует его в качестве наглядного примера*. Именно поэтому 90% — это, скорее, относится к «белому» московскому рынку, нежели к ситуации в целом по стране.

Тут вот ещё стоит что добавить. Когда был «Стиплер», у нас в ЦУМе на первом этаже в лучших «проходных» местах торговали видеокассетами с популярными фильмами отвратительного качества, работала совершенно легально студия звукозаписи, тиражировавшая гораздо более близких к нашему законодательству исполнителей. О какой «пиратке» на рынке игр могла идти речь? Покупатель того времени оставался уверен, что раз он что-то приобрел, то значит, что он заплатил именно ту цену, которую этот продукт стоит в нашей стране. Само понятие «пиратства», как мне кажется, сформировалось после расцвета Dendy.

Сейчас, по сути, в отношение вещей, у которых нет осязаемого правообладателя, мало что изменилось. Есть более-менее качественные клоны, а есть такое, на что чихнёшь — оно и развалится. На удивление, такое китайское творчество берут даже охотнее более дорогих аналогов. Зачастую это молодые люди, которые в детстве в «Танчики» (Battle City) рубились. Им хочется повторить тот опыт под пивко. А для этого приставка с зашитыми ромами внутри подходит как нельзя лучше. Пусть и уровня барахолки по качеству.

Если не секрет, дилеры понимали сами, что торгуют, мягко говоря, не совсем легальным товаром? Или, как простые геймеры, тоже свято верили, что всё, что на жёлтых картриджах со слоновьей наклейкой — легально?

Полагаю, нет. Была вера в то, что раз из МСК, значит, «чисто» там всё, не то, что тюками из Урумчи. *улыбается* Столица всегда вела жёсткую маркетинговую политику по отношению к регионам. Приезжали их специалисты, общались с нашими предпринимателями, заключали контракты, что в условиях информационного вакуума не позволяло узнать, что где-то там есть «чистый» Famicom.

Мне кажется, что стоило проявить какую-то инициативу и торговать в начале девяностых настоящими приставками. Деньги тогда у народа водились. К нам из Эмиратов возили грузовиками технику разную, а сами люди умудрялись покупать первые сотовые телефоны, например. Тогда вместо одного «мобильника» можно ведь было машину приобрести. Но ничего — брали, и оставались довольны. С другой стороны, кто его знает, пошёл бы бизнес при наличии настоящего Famicom или NES. Кроме того, мы цен на оригинальный товар того времени не узнаем теперь, наверное. Тогда региональной ценовой политики по отношению к нашей стране не было четко сформированной. Мы на их бизнес-картах были огромным «белым пятном».

В середине девяностых «Стиплер» захотел легализоваться. В частности, компания начала распространять настоящие Super Nintendo. Вся эта реклама с «совершенной игровой системой». Изменилось ли что-то в отношениях между дилерами и «головой» в те времена?

Глобальных изменений не произошло. Из оригинальных консолей тогда на прилавках Super Nintendo присутствовала, Panasonic 3DO, но это были настолько единичные продажи, что погоды они не делали. Ещё мы какое-то время возили оригинальную Mega Drive, но китайцы довольно быстро «схантили» её. Понятное дело, что покупателю по цене больше клоны нравились. Dendy, SEGA — вот что составляло топ-лист геймера тех лет.

Какое было хотя бы примерное процентное соотношение продаж между MD и SNES? 1 к 10? 7 к 10?

По моим наблюдениям, из всего ядра аудитории пользователи SNES’а составляли всего 10–15% от всего объёма продаж. Dendy и SEGA приобретали до 85% всех любителей видеоигр. Это касалось не только цены, но и доступности картриджей. От игр для Mega Drive у нас полки ломились, чего не сказать про SNES. Последнюю мы ещё более-менее подняли за счёт проката, поскольку, повторюсь, игры по 600 рублей тогда уже было как-то накладно брать. В итоге Super Nintendo оставалась прерогативой мажоров, а Dendy и SEGA любил пролетариат. *смеётся*

От официального дилера Dendy до забвения — история магазина, определившего время

Ну вот «Стиплер» помер. Какие были ощущения? Что началось после того, как с рынка ушел легальный пират?

С точки зрения продаж изменений не произошло. Свято место пусто не бывает. Появились «Сюбор», «Симбас». Стало тяжелее работать сервису, поскольку объём брака увеличился буквально в разы. Ну и, смотрите — народ же видит, что покупает. Именно тогда начался тренд »А вот нам бы такую, как раньше». Сначала «Стиплер» новинки постоянно выпускал. Junior, Classic в двух версиях, а потом их не стало. Кстати, насчёт картриджей. С этим делом у «Стиплера», по крайней мере в нашем регионе, всегда плохо было. Да, они качественные: приятный пластик, коробочки, но ассортимент позиций оставлял желать много лучшего. Плюс цена, которая аудиторию порой откровенно отпугивала. И это несмотря на то, что у «Стиплера» всё было на микросхемах, а у «китайцев» на «капле», которая дешевле в производстве и чаще выходит из строя. Мы бы брали у них на самом деле гораздо больше игр, окажись они в состоянии предоставить необходимый ассортимент.

Не секрет, что во времена Sony PlayStation гораздо меньше производителей контрафакта стали задумываться о качестве своей продукции. Постоянные зависания, поток кое-как переведённых на русский игр. Это был какой-то процесс «по ухудшению», или падение качества продукции произошло сразу после того, как сгинул «Стиплер», а на рынок пришёл пират дикий?

К тому времени на прилавках уже лежали только клоны Dendy, хорошие и не очень. В той же Москве Simba«s и Kudos как-то сразу поделили эту нишу, условно говоря, «качественного пиратства», и до сих пор они в ней работают. «Соньки» стали существенно хуже уже после того, как появилась PSone — облегчённая версия «толстушки». И чем дальше Sony продвигала эту модель, тем менее качественной она становилась. Видимо, это политика компании такая: цены валим, приставки делаем менее «стабильными». Что же касается дисков, то они с самого начала как были «не шибкие», так и остались. Грубо говоря, с закрытыми глазами и на ощупь можно сразу определить, какой из дисков лицензионный, а какой — творчество народных умельцев. Чего нельзя было проделать с картриджами того же «Стиплера».

То есть, люди при прочих равных брали некачественные переводы, лишь бы там буквы русские были?

Абсолютно верно. Цена решала всё. Ну, а коли не запустилась игра, можно прийти и просто обменять её на другую. У нас, если вы обратили внимание, до сих диски для PlayStation 2 берут. Мы как работаем: сохраняете чек, если что пошло не так — приносите, и продавцы заменяют товар другим. Людей это устраивает, даже несмотря на то, что сама приставка у нас несколько лет не продаётся. К слову, любители одних лишь русских версий появились не сразу, а настоящие хардкорщики до сих пор отдают предпочтение английским релизам.

Не было желания перейти на продажу легальных игр ещё во времена PSone? Вот вы, как директор магазина-монополиста, видели в свободной продаже настоящие «чёрные» диски для PlayStation?

Нет, тогда тренда такого не было. Какой смысл продавать на одной полке дешевый контрофакт, и тут же выставлять дико дорогую лицензию? Кто её брать-то будет? Вот стоит у нас сейчас на полке PlayStation 4 — и что? Люди заходят и говорят:»Ооо, да-а-а, дайте мне Dendy». Вот было бы так, что идёшь по улице, а у тебя сто тысяч в кармане, заходишь и говоришь:»Тридцать тысяч? А давайте! ». А когда человек получил десять тысяч зарплаты, какая ему PlayStation? Какая лицензия? Тут бы поесть было что.

Даже ведь, что самое интересное — человек, который привозил PlayStation 2, за дорого купленную из-за рубежа, приходил к нам в сервис и говорил:»Ребят, сделайте что-нибудь, чтобы она пиратку читала».

От официального дилера Dendy до забвения — история магазина, определившего время

Бывали случаи, когда люди приходили и просили, допустим, настоящий Crash Bandicoot или Syphon Filter? Или, как в девяностые, никто и не подозревал про их существование?

Из лицензии мы видели только то, что шло в комплекте с PlayStation. Это были либо демо-диски, либо бандлы. Чёрные или синие, а так, нет, не было фирменной продукции. Тут ещё вот в чём дело: сами приставки к нам приезжали уже, как правило, модифицированными. Доходило даже до того, что на прилавках лежали консоли с заводской китайской чиповкой.

Собственно, самих лицензионных дисков для PlayStation никто не просил, но бывали случаи, когда человек приходил и требовал, чтобы ему «расчиповали» консоль. Дескать, ребят, после установки модификации у приставки качество картинки ухудшилось, или звука. А раньше у неё был »тако-о-о-ой звук»,»та-а-а-к-и-е краски изумительные»! Разумеется, мы пытались его убедить, что чиповка как таковая не влияет ни на качество графики, ни на звук. Но он упёрся:»Нет, пиратка — это фуфло; сделайте мне обратно». Несколько раз такие люди попадались, причём не только на PlayStation 2, но и на первой.

«Хочу лицензию» началось только с Xbox«а, когда в онлайне начали гонять. Вот они возьмут где-нибудь взломанную консоль, наиграются, а потом приходят к нам обратно и говорят:»А нам нужен Live. Уберите прошивку». Делаем.

Существует мнение, что сейчас невозможно продавать игры, если магазин находится в своём помещении, и что все продажи — из потоковых торговых центров. Вы согласны с этой точкой зрения?

Абсолютно согласен. Как раз года два назад наш «Алькор» из крупнейшей розничной точки в городе — монополиста! — превратился окончательно в музей-магазин. Эти два года мы зря, конечно, трудились: надо было сразу закрываться, когда стало ясно, что всё, это конец. Видеоигровая розница уже «упала» и постепенно переместилась в онлайн-лавки по типу OZON. Магазины в ТЦ выживают за счёт постоянного потока проходящих клиентов.

От официального дилера Dendy до забвения — история магазина, определившего время

Непосредственно к нам, как правило, забредает «ностальгирующее поколение» от двадцати и старше. Вот идут люди по улице, заходят, и такие:»О-о-о, ничего себе! Смотри, у меня такая была ведь! ». Или »У меня отец здесь первую Dendy мне покупал, у меня был такой картридж», и всё в таком духе. А бывает и так, что приходят взрослые дяденька и тётенька, и берут себе Dendy, причём барышне важно, чтобы там Mario был, а мужчине — чтобы «Танчики».

Интересный аспект всего этого — приставки с уже зашитыми играми. Когда они появились, объёмы продаж резко упали. Ведь основной доход всегда был от картриджей. А сейчас у нас Mega Drive можно найти, где уже под сотню хитов — и «Червяк-Джим», и «Аладдин» и Mortal Kombat 3.

Сейчас Россия постепенно возвращается к своим приставочным корням. PlayStation 4 лидирует в списке консольных продаж. Вы, я смотрю, в числе прочего и играми для неё торгуете. А какой он, современный геймер, в сравнении с геймером девяностых?

В наше время, купив приставку, человек хотел поиграть во всё. Попробовать каждую бродилку или стрелялку. Современному геймеру нужен исключительно «ТОПчик». Вот вышла Grand Theft Auto V — всем нужна GTA V сегодня же. Завтра она уже будет не актуальна, равно как и всё остальное. Или выходит Mortal Kombat X. Его сметают с полок в день релиза, а на завтра — история повторяется.

Именно поэтому сейчас просто нет смысла создавать максимально широкий ассортимент позиций. Лежать ведь будут мёртвым грузом, если купили не у тебя в день старта, а у конкурента через дорогу. Раньше считалось нормальным взять игру, которая вышла, условно, пять лет назад. Нынче этого нет.

У нас, что интересно, PlayStation 2 была гораздо популярнее PSone. В «Алькоре» очередь стояла за кредитами, чтобы приобрести именно её. По сути, PS2 можно назвать «второй Dendy», в неё играли все. В Новосибирске консоли начали возвращаться во времена PlayStation 2.

Как вы думаете, что станет с «Алькором» в нынешний кризис? Вы ведь и 98-й год пережили, и спад интереса к приставкам. Что дальше?

«Алькор» едва ли выживет. К сожалению, это конец. Опт мы закрыли год назад, а сам магазин планируем ликвидировать в течение ближайших двенадцати месяцев. Есть всего один вариант — продавать товар-бомбу, вроде «стиплеровской» Dendy, но такого предложения сейчас на рынке нет. Смысл барахтаться? Увы, рано или поздно всё заканчивается.

Автор текста: Сергей Жигальцев

Источник:  4pda.ru


©  4PDA