От MVP до выхода на международные рынки

Предприниматели рассказывают, как создавали компании и почему обратились за помощью к McKinsey и фонду Winter Capital.

Материал подготовлен при поддержке конкурса «Первая высота»

С 2016 года консалтинговая компания McKinsey и инвестиционный фонд Winter Capital проводят конкурс «Первая высота». Это состязание между стартапами, в котором победители получают менторскую поддержку и деньги на развитие. В этом году конкурс проходит в третий раз, главный приз — инвестиции в размере $200 тысяч. Участники «Первой высоты» прошлых лет рассказывают, как участие в конкурсе помогло им переосмыслить свои проекты и выйти на новый уровень.

Particle

Particle — это платформа для поиска, анализа и скрининга данных. Её основатели — Татьяна Любимова и Илья Никольский — дружили с самого детства, а когда выросли, открыли рекрутинговое агентство. Два года назад они решили создать инструмент, который поможет автоматизировать процесс поиска кандидатов.

Татьяна Любимова и Илья Никольский, основатели Particle

Когда Любимова и Никольский решили принять участие в конкурсе «Первая высота», стартап был ещё на ранней стадии. «У нас была идея и прототип продукта, первые тесты с клиентами», — вспоминает Любимова. — «Те, кто уже протестировал Particle, говорили: «Вы делаете что-то очень классное, и, кажется, у этой идеи может быть более глобальное применение».

Основатели Particle не ожидали, что их выберут для участия в конкурсе. Для них подача заявки была авантюрой. Они оба были в Калифорнии, когда им позвонили и пригласили на полуфинал.

Конкурс проходил в два этапа. Мы выступали с питчами перед экспертами из McKinsey и Winter Capital. Сложнее всего оказалось преодолеть волнение перед выходом на сцену.

Татьяна Любимова

Любимова и Никольский слушали презентации других участников и думали, что у них самих мало шансов. У остальных команд уже были большие обороты, много клиентов. Но в итоге Particle оказался среди победителей — проект получил деньги на развитие и поддержку от менторов.

По словам Любимовой, это очень помогло компании: «Мы встречались примерно раз в месяц, рассказывали про узкие места и сложности. Эксперты предлагали тактические и стратегические решения. Это было сложно, но очень интересно».

Посмотреть на свой проект со стороны очень полезно. Это помогло компании построить детальный план развития, придумать, как можно применять новую технологию на глобальном уровне.

Сейчас Particle живет на две страны, работает с американскими хедж-фондами и компаниями. Чек, который члены жюри подписали летом 2016 года, до сих пор лежит в офисе компании.

Тем, кто собирается участвовать в конкурсе «Первая высота» в этом году, основатели Particle советуют составлять заявку и записывать видео как можно проще и понятнее, рассказать интересную историю о своем проекте. «Мы себя снимали на фронтальную камеру iPhone, и этого было достаточно», — говорит Любимова. Главное для экспертов вовсе не профессиональное видео, куда важнее увидеть продукт, который изменит рынок.

Heedbook

«Когда мы пришли на конкурс, у нас были MVP, пилотный проект и понимание рынка, но не было понятной бизнес-модели», — говорит Дмитрий Романов, основатель компании Heedbook.

Heedbook анализирует эмоции клиентов с помощью веб-камеры и оценивает их лояльность. Раньше компании в основном узнавали о настроении покупателей, прося их заполнять анкеты.

Романов подчёркивает, что при отборе на конкурс учитывают не только продукт, но и бизнес-модель компании. Также важны опыт, компетенция, экспертиза, которая есть у команды проекта. «Благодаря конкурсу мы поняли, то, какие люди участвуют в проекте и насколько они готовы его развивать — важный фактор успеха», — говорит предприниматель.

Дмитрий Романов, основатель Heedbook

Победа в конкурсе «Первая высота» стала главным событием для компании в 2017 году. Полгода команда Heedbook работала с менторами из McKinsey. На встречах обсуждали прогресс, формировали стратегические планы и финансовую модель, задавали вопросы. Консультанты делились контактами и связями. Также благодаря аналитикам из фонда Winter Capital предприниматели смогли глубже проработать бизнес-модель, скорректировать вектор развития компании и привлечь новых клиентов.

Heedbook успел запустить пилотные проекты с «Почтой России», TUI и другими компаниями, подписал договоры о сотрудничестве с интеграторами Softline и Glowbyte. «Ещё мы стали резидентами «Сколково», интегрировались в платформу Microsoft Dynamics и получили статус участника Microsoft AI Inner Circle», — рассказывает Романов.

Компания уже выпустила второй релиз своего продукта с расширенными функциями и разработала несколько новых продуктов — например, сервис биометрической идентификации и контроля сотрудников. Сейчас основатели компании собираются запустить пилотные проекты в нескольких банках и подписать контракты с ритейлерами и телеком-компаниями.

Романов советует: если вы участвуете в конкурсе «Первая высота», всегда будьте предельно честны с менторами, не бойтесь задавать любые вопросы и глубоко прорабатывайте каждое задание, которое вам дают. А также постарайтесь четко определить уникальное ценностное предложение вашего продукта.

«Собака-гуляка»

Когда Наталья Шипшилей завела маленького щенка, с ним нужно было гулять три раза в день. У неё не всегда хватало на это времени, и пришлось искать помощницу. Именно тогда Шипшилей задумалась о том, что хорошо было бы сделать сервис, который помогает людям в таких ситуациях. Ведь найти ответственного и профессионального выгульщика иногда бывает очень сложно.

Оказалось, что на эту идею есть спрос. Уже в первый месяц вместо запланированных ста заказов на выгул компания получила целых триста. Так Шипшилей поняла, что у проекта есть будущее.

Наталья Шипшилей, основательница сервиса «Собака-гуляка»

Конкурс «Первая высота» помог компании выйти на новый уровень. «Мы закрыли инвестиционный раунд на полмиллиона долларов. Во время конкурса в команде было четыре человека, а сейчас уже почти тридцать», — говорит Шипшилей.

Пока основатели готовили презентации и готовились к устным выступлениям, они смогли проанализировать свой проект, определить сильные стороны и найти слабые места. «Когда мы рассказываем потенциальным инвесторам о наших когортах, все сразу хотят продолжать разговор», — говорит Шипшилей.

Но есть и сложности: многие воспринимают «Собаку-гуляку» как нишевый бизнес. За время конкурса основатели поняли, что нужно развенчивать этот миф, детально рассказывать о том, как обстоит дело у подобных компаний на Западе.

Например, есть миллиардные компании WagWalking и Rover.com — это хороший пример того, что у petcare-индустрии неплохие перспективы.

Чтобы попасть на конкурс, Шипшилей вместе с командой две недели усердно готовилась. Всем, кто собирается принять участие, она советует обращать внимание на детали и тщательно продумать презентацию. «Покажите в своей презентации, что вы понимаете, что делаете. Что вы знаете, что нужно вашим клиентам. Представьте объёмы адресуемого рынка, покажите амбициозность целей. А они должны быть очень амбициозными и реализуемыми», — говорит предпринимательница.

Simple Invest

Simple Invest — это мобильный сервис для простых инвестиций на бирже. Он не только упрощает сам процесс инвестирования, но и сопровождает клиента, дав необходимые знания и ориентиры от профессиональной среды, чтобы его будущий опыт был успешным.

Ярослав Грапов, основатель Simple Invest

По словам основателя проекта Ярослава Грапова, конкурс «Первая высота» помог компании изменить стратегию, привлечь полтора миллиона долларов и запуститься. Но при этом Грапов напоминает — в любом конкурсе или акселераторе очень важно сохранять собственное мнение.

Точку зрения экспертов, как и родителей, стоит выслушать, поблагодарить. Но не следовать вслепую. Каждый человек размышляет, основываясь на собственном опыте. Он не всегда актуален в вашей ситуации.

Ярослав Грапов

«Налогия»

«Налогия» — это сервис по подготовке и подаче налоговых деклараций на возврат НДФЛ. Основатель Сергей Цаболов привез идею бизнеса из США. Он учился госуправлению в Harvard Kennedy School. Во время учебы ему нужно было подать налоговую декларацию, и тут он узнал, что это можно сделать удаленно.

Сергей Цаболов, основатель сервиса «Налогия»

Через несколько лет, уже вернувшись в Россию, он вспомнил об этом опыте и решил, что можно попробовать построить свой бизнес. Он вложил в него личные накопления, и в 2014 году с помощью «Налогии» клиенты сформировали около пяти тысяч платных деклараций.

На сегодняшний день мы успели продать проект. Так что, наверное, «Налогия» — нетипичный участник конкурса. К тому же мы не дошли до финала.

Сергей Цаболов

Тем не менее, по словам предпринимателя, «Первая высота» помогла проекту — с помощью экспертов его удалось глубоко проанализировать сервис и лучше осмыслить его будущее. Оказалось, что за короткое время донести до членов жюри большой объем информации очень непросто. Цаболов предупреждает: чтобы преуспеть, лучше заранее отрепетировать выступление и выделить его ключевые моменты. Всем, кто только думает об участии в «Первой высоте», он советует обязательно подавать заявку и постараться сделать её максимально качественной — жюри будут очень внимательно её изучать.

«Первая высота» — это конкурс для российских стартапов. В этом году победитель получит инвестицию в размере $200 тысяч. В обмен на инвестиции фонд Winter Capital получит 10% в проекте.

Чтобы принять участие в конкурсе, нужно зарегистрироваться на сайте, загрузить в личный кабинет презентацию своего проекта, записать двухминутный ролик о своем стартапе и опубликовать его на YouTube. Заявки принимаются до 12 августа.

Зарегистрироваться

#партнерский #стартапы

©  vc.ru