От музыкальных инструментов до мототехники и промышленных роботов — история Yamaha
Обозреватель vc.ru изучил историю компании Yamaha, которая создавалась как производитель музыкальных инструментов, но позже расширила свою деятельность на другие отрасли, включая выпуск мотоциклов, снегоходов, гидроциклов, лодок, спортивного инвентаря. Сейчас Yamaha считается единой компанией, но разделена на два независимых направления — Yamaha Corporation и Yamaha Motor.
Yamaha является одной из старейших компаний мира. За свою почти 130-летнюю историю она прошла путь от мелкого производителя музыкальных инструментов до всемирно известной компании, работающей в нескольких отраслях. Достигнуть успеха японскому гиганту помогло умение работать в условиях жесткой конкуренции, внедрять инновации и выходить на рынки разных стран мира.
Биография Торакусу Ямаха. Создание компании
Основателем Yamaha стал Торакусу Ямаха, который родился в 1851 году. Его отец имел, судя по всему, самурайское происхождение, но служил дому Кисю-Токугава в качестве астронома. Не слишком почетная для самурая должность сыграла свою роль в становлении Торакусу. Он с детства был окружен книгами и оборудованием для астрономических наблюдений, а потому проникся интересом к технологиям.
Другим его увлечением были боевые искусства — он стал мастером в кэндо. В 16 лет он покинул родной город для того, чтобы продолжить оттачивать навыки, и позже преподавал уроки фехтования сотрудникам своей компании.
Молодого Торакусу Ямаха называют человеком с широким кругом интересов, способным упорно учиться для постижения всех аспектов интересующей его темы. Главным увлечением Ямаха стала техника. Начал он с часового дела, к изучению которого под руководством английского инженера приступил в 20 лет в городе Нагасаки.
Торакусу Ямаха
Достигнув в этом определенного мастерства, он переключился на изучение ремонта медицинского оборудования. Именно этим он в 32 года начал заниматься в небольшом японском городке Хамамацу, прославившись как мастер своего дела. Впрочем, заказов в Хамамацу было немного, а потому Торакусу был вынужден ремонтировать часы и искать другие возможности для дополнительного заработка.
Однажды к Ямаха обратился директор местной школы — у него был серьезная проблема из-за сломанного язычкового органа, или фисгармонии. Этот инструмент был привезен из США одним из местных уроженцев и подарен школе, когда здесь создавался класс пения. В Японии органы были редки, так что о нем знала вся провинция. Что именно случилось с органом, источники умалчивают, отмечая, что он попросту перестал издавать звуки. Решение директора школы обратиться к Ямаха было актом отчаяния — никто не представлял, как отремонтировать фисгармонию. Торакусу в этом тоже специалистом не был, но, взявшись за работу, сумел с ней успешно справиться.
В процессе работы инструмент настолько восхитил Ямаху, что он решил создать собственный. В конструкции он разбирался, так как успел увидеть каждую деталь. Помогал Ямаха создавать орган местный ювелир Кисабуро Каваи. Чтобы построить работающую модель, им понадобилось два месяца. Разработку они продемонстрировали в местной школе и педагогическом институте, где получили в основном отрицательные отзывы.
Впрочем, к этой оценке Ямаха и Кисабуро отнеслись скептически и решили представить разработку в Токийском музыкальном институте. С транспортом в то время было сложно, и по крайней мере часть пути пришлось переносить орган вручную. Отзывы опять были отрицательные — хотя директор института похвалил саму конструкцию, он также отметил, что инструменту необходима точная настройка, и посоветовал изучить музыкальную теорию. Ямаха с этой целью провел в Токио месяц, после чего вернулся в Хамамацу и взялся за создание нового органа. Трудился он, как и прежде, вместе с Кисабуро. Рабочий день у них начинался в пять утра и длился до поздней ночи.
Затраченные усилия того стоили, и новая версия оказалась удачной. Ямаха одной успешной разработкой не удовлетворился и запустил собственное дело по производству органов. Фирма была открыта в 1888 году, помещением для мастерской служила кухня заброшенного храма, над которой Ямаха повесил вывеску Yamaha Fukin Seizojo («Фабрика Органов Ямаха»). Это было первое в Японии предприятие, занимающееся производством музыкальных инструментов, привезенных из Европы. Правительство весьма благосклонно оценило инициативу Ямаха и поддержало его. В 1889 году скромная компания предпринимателя доросла до сотни рабочих и выпускала 250 органов в год.
В 1890 году компания начала производить недорогие пианино, оценив, что они стали гораздо популярнее в США. В 1897 году Yamaha вышла на рынок Юго-Восточной Азии, вполне успешно работая здесь. В том же году компания изменила название на Nippon Gakki, что означает «японские музыкальные инструменты», и переехала в новое помещение в Хамамацу.
Особый интерес, с точки зрения развития компании, представляет 1899 год. В это время Ямаха впервые отправился в США, где побывал на фабриках, производящих фортепиано, многое узнал и позже использовал в собственной компании.
В этом же году один из инвесторов Yamaha решил вывести из компании деньги, переключившись на другого производителя музыкальных инструментов, и, что еще хуже, уговорил и других вложившихся в дело Торакусу. История Yamaha могла бы на этом и закончиться, если бы ее основатель не занял деньги, чтобы сохранить платежеспособность и выкупить доли у предавших его инвесторов.
До начала Первой мировой войны компания развивалась без лишних проблем и каких-либо особых изменений. Обычно отмечается, что в 1900 году в Nippon Gakki было налажено производство фортепиано, а в 1902 году еще и роялей. Кроме того, компания стала награждаться на международных выставках, став первой японской компанией в своем направлении, снискавшей подобную честь за рубежом. Среди наград стоит выделить гран-при на Louisiana Purchase Exposition в Сент-Луисе в 1904 году.
Nippon Gakki в период мировых войн
Первая мировая война позитивно повлияла на развитие компании. Немецкие губные гармоники перестали поступать на японский рынок, что открыло новую нишу для Nippon Gakki. Компания даже стала работать в этом направлении на экспорт. Ее гармоники продавались под брендом Yamaha.
Только этим направлением Nippon Gakki в этот период не ограничилась и, воспользовавшись ситуацией, усилила интеграцию всей линейки своей продукции на другие рынки и нарастила присутствие на японском. Впрочем, в этот период компания понесла потери. В 1916 году неожиданно умер Торакусу Ямаха, а через два месяца его партнёр Кисабуро Каваи.
Потерявшая обоих основателей компания не осталась без руководства — пост главы вскоре занял вице-президент Чийоману Амаро. У него были широкие связи в правительстве, что позволило существенно укрепить позиции компании в Японии. В период Первой мировой войны японская экономика переживала бурный рост, что позитивно повлияло и на Nippon Gakki, успешно действующей на рынках Азии. В 1920 году в компании работала тысяча человек.
Окончание войны оказало на Nippon Gakki негативное влияние. Рост курса йены отрицательно сказался на ценообразование компании, что повлекло падение продаж за рубежом. В 1922 году из-за пожара сильно пострадали заводы Nippon Gakki в Хамамацу и в Наказава.
Через год, когда компания, казалось бы, восстановила свои производственные мощности, ее ждало новое несчастье в виде Токийского землетрясения. Заводы компании вновь сильно пострадали, а офис в Токио был разрушен. Затем последовала крупная забастовка рабочих, с которыми Амано не шел на примирение более 100 дней, сдавшись только после того, как практически полностью исчерпался запас продукции на складах.
В общем, начало 20-х для Nippon Gakki явно не задалось, и ситуация выглядела печально. Многие источники называют чудом тот факт, что компания не обанкротилась в этот период. О способностях Амано как руководителя информации мало, но в таких условиях он сумел удержать компанию на плаву. Кстати, в 20-х годах Nippon Gakki нашла еще одну нишу — японское правительство стало заказывать у нее самолетные пропеллеры.
В 1927 году Амано покинул свой пост, а его место занял Кайчи Каваками. Он имел опыт руководства и стал главой Nippon Gakki по просьбе совета директоров. Каваками досталась компания в плохом состоянии и с внушительной суммой долга. Новый глава не растерялся, действовал быстро и эффективно, проведя реструктуризацию и сократив издержки. Предпринятые им меры позволили рассчитаться с половиной долгов всего лишь за 18 месяцев.
Каваками хорошо понимал причины, из-за которых компания начала терять свои позиции. Кроме непредвиденных обстоятельств типа пожаров и забастовок оставалась еще и конкуренция с импортируемыми инструментами. До роста курса йены Nippon Gakki выигрывала за счет более низких цен. Теперь же ситуация сильно усложнилась, и компании следовало самой задавать уровень качества и обходить конкурентов.
Для достижения этой цели Каваками в 1930 году открыл лабораторию по исследованию акустики. Это начинание позже окупится с лихвой и позволит Nippon Gakki стать сильным конкурентом для западных компаний. Их достижения Каваками ни в коем случае не недооценивал, а потому приглашал специалистов из других стран — в частности, из немецкой компании C. Bechstein — в качестве консультантов. В 1931 году именно Nippon Gakki создала систему акустики для японских концертных залов Diet.
В 30-х годах рыночные условия в Японии стали гораздо более благоприятными. Все дело в росте образовательной системы страны, которая повлекла за собой увеличения заказов музыкальных инструментов. Каваками воспользовался ситуацией, выпустив на рынок более дешевые гитары и аккордеоны, чем у конкурентов, и на этом заработал.
В период войны Nippon Gakki, как и остальные японские компании, перешла на производство для военных нужд. Выпускать технику она была не приспособлена, а потому сконцентрировалась на металлических пропеллерах, бензобаках, крыльях и других компонентах. Впрочем, свою сферу она полностью не оставила и в 1942 году умудрилась выпустить на рынок первую акустическую гитару.
Война для компании, благодаря государственным заказам, была прибыльным периодом, но имела негативные последствия. После бомбардировок у Nippon Gakki уцелел только один завод, а ее общее состояние наряду с разорением японской экономики определенное время не позволяло компании работать на привычном для себя уровне.
Nippon Gakki в 50–60-х годах. Создание Yamaha Motor
Сильно помогла компании полученная Японией финансовая помощь от США. Страна постепенно восстанавливалась, а Nippon Gakki начала производить ксилофоны и гармошки. Через полгода ее ассортимент расширился на привычные органы, гитары, аккордеоны и трубы. Выпуск фортепиано был вновь начат в 1947 году. В этом же году компания стала активно работать на международном рынке. В 1948 году рост продаж вновь обеспечило японское Министерство образования, запустившее программу музыкального обучения.
Кайчо Каваками оставался во главе компании до 1950 года, после чего передал пост своему сыну — Геничи. Именно он начнет расширять присутствие компании в других отраслях, постепенно превратив ее во многоотраслевой конгломерат. Во многом в этом ему помогло восстановление японской экономики, впрочем, о Геничи Каваками обычно говорят как о талантливом руководителе и ставят в один ряд с Хондой, Матсуситой и Моритой. Перед вступлением на должность он прошел карьерный путь в компании, успев поруководить производством.
Геничи Каваками
В 1954 году усилиями Каваками было запущено мотостроительное направление компании. Судя по встречающимся воспоминаниям предпринимателя, заняв пост главы Yamaha, он задумался над расширением ее на другие отрасли. В конце концов Каваками обратил внимание на производство мотоциклов, а специалисты Yamaha смогли убедить главу компании в положительных сторонах выхода на этот рынок.
Перед тем, как заняться выпуском мотоциклов, Каваками вместе со своими инженерами посетил немецкие заводы, работающие в этой отрасли и познакомился с производством изнутри. Разработка, судя по всему, заняла у компании несколько лет.
В 1954 году появился первый мотоцикл компании, получивший название Ya-1 и характерное прозвище «Красная стрекоза». За основу была взята одна из моделей немецкого производителя DKW. Ya-1 имела двигатель на 125 кубов. Модель считается удачной, но была мало распространена ввиду высокой стоимости — 138 тысяч йен.
Впрочем, запуск был признан удачным и уже в 1955 году это направление было выделено в дочернюю компанию Yamaha Motor. Yamaha продвигала Ya-1 с помощью участия в гонках. В отличие от других производителей мотоциклов, ей удалось успешно выступить в первых же своих гонках в Японии. Сначала было третье место в Fuji Ascent Race, а затем победа в Asama Highlands Race. При этом Ya-1 нельзя было назвать гоночным мотоциклом.
Yamaha Ya-1
Запуск Yamaha Motor казался вполне успешным. Завод компании выпускал на первых порах всего лишь 200 мотоциклов в месяц, и на внутреннем рынке его ждала сильная конкуренция с Honda, но в целом перспективы Yamaha выглядели позитивно.
Желание победить Honda заставляло руководство компании идти на риск. Следующая модель мотоцикла, известная как YD-1, стала первой сделанной инженерами Yamaha самостоятельно. Вера руководства в способности собственных сотрудников после успешного старта сильно выросла, а потому идея казалась правильной. Повлияло на уверенность Yamaha и слияние с научно-исследовательским институтом Hamamatsu в 1956 году. Оптимистические прогнозы обернулись крупными неприятностями. YD-1 имела технические недоработки, что привело к разочарованию клиентов Yamaha и как следствие к падению доли рынка с 13% до 3%.
Все нужно было начинать с нуля, и, чтобы сохранить репутацию компании, ее руководство пошло на неоднозначный шаг, отозвав проданные мотоциклы и устранив неполадки. Конструкторские ошибки были исправлены, а Yamaha продемонстрировала свою лояльность к клиентам. Улучшенная версия YD-1 получила название YDS-1 — в будущем она обеспечит Yamaha мировое признание.
Пока конструкторы Yamaha исправляли свои ошибки, руководство совершало новые. Оно хотело вернуть утраченные позиции, расширив линейку собственной продукции сразу же двумя моделями — мотороллером SC-1 и мопедом MF-1. Будь у конструкторов побольше опыта, идея и вправду могла принести солидные дивиденды, но на тот момент компания все еще переживала процесс становления и оказалась неспособна воплотить все на должном уровне. SC-1 и MF-1 оказались неудачными и были восприняты рынком отрицательно.
По мнению некоторых источников, это едва не закончило историю Yamaha Motor, но компанию спасло устойчивое положение Nippon Gakki на рынке музыкальных инструментов и все тот же YDS-1, успешно выступающий на гонках и привлекший внимание мировой общественности.
Yamaha YDS-1
В 1958 году команде Yamaha Racing удалось сравнительно успешно выступить, заняв шестое место на Гран При Каталины. Это достижение выглядит гораздо весомее, если учесть, что в процессе гонки мотоцикл слетел с трассы. Ремонт затянулся, что привело к потере восьми позиций, но гонщик смог немного восстановить положение.
На этом выступлении компания не остановилась и продолжила выступать на международном уровне. В 1961 году Yamaha принимала участие в так называемых Больших призах. В этом же году ей удалось занять шестое место на Isle of Man TT. Последние были своеобразным выставочным соревнованием, куда крупнейшие мотопроизводители привозили лучшие модели. Войти здесь в первую шестерку было огромным достижением. За целый сезон гонщик команды Ито зарабатывал очки на всех гонках, в которых сумел финишировать.
Успехи неминуемо приводили к росту продаж, что было на руку Yamaha. В 1964 году в команде было уже четыре гонщика, и Фил Рид выиграл первое в истории Yamaha чемпионство и Кубок Конструкторов. Более того, удалось впервые победить Honda, что ввиду соперничества между компаниями сделало победу еще более важной.
В 1960 году официально стартовали продажи в США, хотя первый мотоцикл Yamaha был продан в этой стране еще в 1958 году. Все дело в том, что сначала компания работала через посредников, а в 1960 году решила действовать самостоятельно.
В течение 60-х годов компания выпустила на рынок несколько ярких моделей, упрочивших ее положение. В 1961 году был представлен гоночный мотоцикл компании TD1, основой для которого стал YDS-1. Эта модель еще на стадии прототипа показывала превосходные результаты. Во время гонок ее преимущество подтвердилось и обеспечило успешные выступления в гоночных соревнованиях сначала в Японии, а позже и в мире.
В 1964 году появилась модель YA6. Он имел несколько неординарных конструкторских решений, среди которых система раздельной смазки, что сделало его первым в своем роде среди серийных моделей.
В 1967 году был представлен первый в мире мотоцикл двойного назначения DT1. Считается, что делали его исходя из потребностей американского рынка. Жители США в то время практиковали переработку мотоциклов для мотокроссов под обычные дороги. Yamaha решила предоставить им модель, подходящую для обеих целей, и добилась успеха. DT1 отлично себя показал на бездорожье и получил чрезвычайную популярность не только в США, но и в Японии. Именно эта модель привела к популяризации в Японии мотопутешествий по пересеченной местности и гонок по бездорожью.
Каждая вышедшая модель или привносила в отрасль инновации, или же становилась очередной ступенькой к интеграции новых технологий. В любом случае, к концу этого периода Yamaha зарекомендовала себя в мире и считалась не новичком, а компанией с сильными позициями, успешно конкурирующей с другими производителями мотоциклов.
Успехам в этой отрасли Каваками отчасти обязан уверенному положению на рынке музыкальных инструментов. В 50–60-е годы Nippon Gakki продолжала успешно работать в этой отрасли, попутно внедряя инновации. В 1950 году компания считалась мировым лидером по производству роялей. Останавливаться на достигнутом никто не собирался. Именно потому в 1950-х годах компания вышла на рынок магнитофонов, а затем начала производить электронные музыкальные инструменты.
В 1954 году компания начала популяризировать свою продукцию путем открытия музыкальных школ Yamaha Music School. Кроме Японии, эти учебные заведения постепенно появились в США, Европе, Латинской Америке и Азии. В Японии эта инициатива быстро принесла плоды, существенно расширив внутренний рынок. В 60-х годах компания начнет еще и финансировать фестивали и концерты.
В 1959 году был представлен первый транзисторный электроорган D-1 Electone. Этот революционный инструмент дал начало целой серии и торговой марке Electone. Впрочем, несмотря на преимущества разработки, у модели имелись недостатки, главным из которых можно считать выразительность звука, он был слишком резким и отрывистым. Каваками относился к этой разработке иронично и называл электроорган «музыкальной игрушкой».
Параллельно Nippon Gakki создавала дочерние компании. В 1958 году был открыт филиал в Мексике, а через два года представительство в Лос-Анжелесе. Тогда же был заключен контракт на поставку 53 роялей с Лос-Анджелесским Советом по образованию. Он стал важным клиентом компании и делал заказы на поставку инструментов для школ в течение семи лет, чем упростил Каваками работу на рынке США.
Годовой объем производства фортепиано в 1966 году составлял 100 тысяч штук, в то время как в 1960 году этот показатель составлял всего лишь 24 тысяч. Так компания Каваками стала мировым лидером по этому показателю. Само собой, только на этом компания не остановилась, начав расширять производство духовых инструментов, экспортируя их в США.
В Штатах компания работала успешно во многом из-за того, что предоставляла цены ниже работающих здесь компаний при высоком качестве продукции. Успехи Nippon Gakki на рынке фортепиано вызвали негативную реакцию американских производителей, которые пытались добиться повышения тарифов на ввоз в США этих музыкальных инструментов. Впрочем, достигнуть успеха в этом начинании им не удалось, а потому доминирование Nippon Gakki продолжилось.
Работа на рынке музыкальных инструментов и производство мотоциклов были не единственным направлением работы в течении 50-х годов. В это время компания проводила исследования в сфере металлов, а их результаты нашли применение в 1958 году. Именно тогда компания начала работать в судостроительной отрасли.
В 1960 году был выпущен катер CAT-21. Кроме того, Yamaha начала выпуск подвесных моторов. Компания успешно работала на рынке, выпуская патрульные катера и рыбацкие шхуны. Одним из крупнейших заказчиков компании стало японское правительство, приобретающее катера для береговой охраны. В итоге компания стала крупнейшим производителем в сфере композитного судостроения Японии.
Исследовательские достижения в этой сфере были использованы и в другом направлении, появившемся в компании в 50-х годах — производстве спортивной экипировки. Компания продолжила исследования в сфере металлов и применяла результаты в создании электроники. В дальнейшем она выйдет на рынок котлов и систем базового отопления, превосходно используя для этого полученные сложные сплавы.
Развитие компании в 70-х годах
В 1970-х годах Nippon Gakki активно работала во всех имеющихся направлениях. Так, продолжилось развитие серии Electone, которая в 1973 году получила новую флагманскую модель — синтезатор GX-707, позже изменивший название на GX-1. Эта модель известна тем, что ее использовал целый ряд известных музыкантов, среди которых Кит Эмерсон, Джон Пол Джонс и Рик Райт.
Yamaha GX-1
На основе GX-707 в 1974 году был представлен одноголосый синтезатор SY-1. Он мог воссоздавать звуки целого ряда музыкальных инструментов, среди которых гитара, фортепиано и флейта. Важной инновацией стал регулятор силы нажатия на клавишу.
В 1976 году использовались технологии GX-1 и в синтезаторе CS-80. Он поддерживал 8-голосную полифонию и имел пятиоктавную динамическую клавиатуру. CS-80 получил целый ряд полезных функций, благодаря которым обрел заслуженную популярность. В конце 70-х компания переключилась на выпуск компактных моделей синтезаторов и при этом начала снижать стоимость своих разработок. Особое расширение получила линейка CS, в которую добавилось несколько интересных и инновационных моделей.
Компания продолжала выпускать и другие музыкальные инструменты, просто успехи на рынке синтезаторов более известны и заметны. Говоря о другой продукции этой направленности, нужно вспомнить гитары Yamaha, которыми пользовались всемирно известные музыканты вроде Боба Дилана. В 1979 году Nippon Gakki имела выручку в 15 млрд йен и продолжала наращивать этот показатель.
Yamaha СS-80
Продолжилось в 70-х годах и развитие Yamaha Motor. Дочерняя компания запомнилась выпуском неординарных мотоциклов. Cреди них нужно упомянуть XS1. Этот мотоцикл стал первой разработкой Yamaha, получившей четырехтактный двигатель. Особого успеха XS1 не добилась. Модель должна была конкурировать с Honda CB750, что сделать не вышло из-за конструкторских решений Yamaha.
На рынке в то время были гораздо популярнее четырехцилиндровые двигатели, которые использовала Honda. XS1 же получила двухцилиндровый и осталась в тени конкурентов. Впрочем, стоит отдать Yamaha должное — они не остановились на достигнутом и выпустили несколько модификаций этой модели, добившихся успеха на рынке.
Кроме XS1, в течение 70-х годов было представлено большое количество других моделей мотоциклов. Каждая из них была чем-то примечательна, но некоторые особенно выделялись. Так, например, в 1973 году был представлен Yamaha TX500, оснащенный двухцилиндровым двигателем.
Этот мотоцикл имел несколько инновационных особенностей по сравнению с другими мотоциклами в своем классе и был достаточно популярен. Впрочем, наряду с преимуществами имелись и недостатки, в том числе и проблемы с двигателем. Например, мотоцикл пробуксовывал, если несколько секунд работал на холостом ходу. С подобной проблемой можно было столкнуться, остановившись на светофоре.
Yamaha TX500
В 1974 году была представлена модель YZ250. Этот кроссовый мотоцикл получил двухтактный двигатель и стал единственной на момент выпуска серийной моделью, имеющей моноамортизатор.
Также стоит упомянуть об XT500, еще одном мотоцикле двойного назначения, получившим всемирную популярность благодаря совей нацеленности на путешествия. Французский гонщик Сириль Неве на этой модели выиграл две гонки «Париж-Дакар».
В 1977 году была создана дочерняя компания Yamaha Motor Corporation USA. Ее главной целью стало продвижение мотоциклов компании в США и дальнейшее покорение этого рынка.
Кроме того, в 70-х годах компания добилась успеха и на рынке снегоходов. Здесь Yamaha Motor начала работать еще в 1967 году, представив модель SL-350. Разработки в этой сфере были начаты в 1965 году, впрочем, тестирование прототипа снегохода YX15 закончилось неудачей. SL350 была готова лишь в 1967 году, и 270 моделей из 300 созданных сразу же отправились на продажу в Северную Америку.
Yamaha SL350
Лишь в 1968 году этот снегоход был представлен в Японии, но, несмотря на затраченные ранее усилия, потребовал доработки. Продажи стартовали осенью, и со временем Yamaha добилась успеха, несмотря на изначальные препятствия. В течение 70-х годов компания выпустила около 10 моделей снегоходов, в частности, всемирно известные Prestige и Enticer. В 1980 году она захватила лидерство на рынке.
Еще одним направлением работы компании стало производство промышленных роботов. Первые успехи компании в это сфере пришлись на вторую половину 70-х годов. Именно тогда был создан первый промышленный робот компании. Изначально они создавались Yamaha Motor для использования в собственном производстве, а на рынок компания выйдет лишь в 1980-х годах.
Судостроительное направление холдинга также активно работало в течение 70-х годов. Компания, как и прежде, вполне успешно выпускала катера, подвесные моторы и яхты. Впрочем, этому направлению обычно уделяется мало внимания, учитывая успех компании в производстве мотоциклов. Стоит также упомянуть, что Yamaha в 70-е годы запустила продажи машинок для гольфа.
В целом 70-е годы оказались чрезвычайно успешными для компании, и это при том, что в 1977 году Каваками покинул пост главы компании, избрав в качестве преемника своего сына Хироси. В 1980 году Геничи занял эту должность вновь и сохранял ее еще три года. Причиной возвращения Каваками-старшего на пост президента называют семейные разногласия.
Nippon Gakki и Yamaha Motor в 80-е годы
В 1980-х годах Nippon Gakki столкнулась с трудностями, которые усложнят развитие холдинга в это десятилетие и не позволят красиво отпраздновать столетие компании. Одной из главных проблем стала Yamaha Motor. Как и прежде, эта дочерняя компания пыталась сдвинуть с пьедестала Honda, выпустив несколько новых моделей и наращивая производство.
Победить не удалось, а жесткая конкуренция принесла отрицательные последствия — примеру Yamaha последовали другие производители мотоциклов, и рынок столкнулся с перепроизводством, нанесшим ущерб всем компаниям. До того успешная Yamaha Motor оказалась должна $1 млрд.
Впрочем, Nippon Gakki на тот момент владела лишь 39% своей дочерней компании и понесла больше репутационные, чем финансовые убытки. Здесь стоит подробнее рассказать о взаимоотношениях между Nippon Gakki (сейчас она более известна, как Yamaha Corporation) и Yamaha Motor.
Несмотря на то, что автомобилестроительное направление официально является дочерней компанией, взаимосвязаны они сейчас слабо. Материнская компания владеет 12,21% Yamaha Motor, что все равно делает ее крупнейшим акционером компании.
Список других акционеров представляет особый интерес ввиду того, что здесь встречаются одни и те же учреждения. Среди них Mitsui, Trust Custody Service Bank, Japan Trustee Service Bank и State Street Bank and Trust Company. Yamaha Corporation имеет более низкие финансовые показатели по сравнению с дочерней компанией и в управлении они не слишком друг от друга зависят, но учитывая общих акционеров можно предположить, что взаимосвязь между компаниями гораздо сильнее, чем кажется.
Часть источников утверждает, что компании стали действовать более независимо друг от друга еще в 1955 году, когда Yamaha Motor была отделена от Nippon Gakki. Впрочем, учитывая, что Геничи Каваками до 1974 года занимал пост президента в обеих компаниях, однозначно утверждать нельзя.
В начале 80-х ситуация на рынке продолжила усугубляться, когда уставшая от конкуренции с иностранными компаниями американская Harley-Davidson добилась повышения тарифов на импорт в США японских мотоциклов. Это отрицательно сказалось на позициях Yamaha на этом рынке, ведь у компании здесь не было собственного завода.
Ситуация начала налаживаться с приходом нового президента Хидето Егучи в 1983 году. Он имел собственные взгляды на развитие компании и поспешил воплотить их в жизнь. Главным направлением его деятельности в 1983 году стала реорганизация Yamaha Motor, программа получила название «Новая Yamaha». Ее целью стала поддержка воплощения инициатив обычных сотрудников компании. О реализации этой программы и основных изменениях в работе Yamaha Motor в этот период информации мало. Исходя из официальной истории компании, уже через два года усилиями Егучи доход Yamaha Motor начал расти.
Изменения в руководстве позитивно влияли на выпуск новых мотоциклов, которых в этот период было достаточно много. Среди известных моделей стоит выделить XV750 Special, которая создавалась конкретно под рынок США и в итоге стала основой для серии Virago.
В 1984 году был представлен легендарный Yamaha V-Max. Выпуску этой модели предшествовала интересная история разработки. Конструктор модели Акира Араки тщательно изучал американский рынок и увлекался драг-рейсингом. Одна из гонок этого типа проходила на мосту Миссисипи. Здесь себя отлично показала модель Suzuki Katana. В Yamaha до этого момента уже были планы в этом направлении, и Акира ускорил процесс. Популярно мнение, что одной из целей разработки стало опередить Suzuki Katana. На соревнования Араки отправился вместе с двумя специалистами из Yamaha. Также он привлек к разработке дизайнера Джона Рида.
Совместными усилиями они за месяц создали эскиз будущего мотоцикла. В процессе разработки конструктором Yamaha удалось выполнить поставленную задачу создав первый японский хот-род с разгоном до 100 км/ч за 3,2 секунды и мощностью 142 лошадиных силы. Yamaha V-Max уже на момент представления получила восторженные отзывы аудитории и в итоге была удостоена награды «Мотоцикл Года». Модель пережила множество модификаций и считается одной из классических разработок Yamaha.
Yamaha V-Max
В 80-х годах Yamaha Motor изменила свои подходы к производству, начав переносить его на рынки других стран, чего раньше компания избегала. Все дело в том, что японская экономика в 80-е годы переживала спад, что при высоком курсе йены делало производство в этой стране процессом не дешевым. Японские производители же часто захватывали иностранные рынки за счет более низкой цены.
Пытаясь сохранить это преимущество, Егучи и начал расширять производство на другие страны и добился ожидаемого эффекта — Yamaha Motor вопреки проблемам Японии чувствовала себя к концу десятилетия достаточно уверенно. Нельзя не упомянуть, что первое производство Yamaha Motor открыла в Индонезии еще в 1974 году.
В 80-х годах произошло еще одно важное событие в истории Yamaha Motor — создание IM, специального подразделения, занимающегося выпуском промышленных роботов. Именно в это время руководство, оценив перспективы разработки CAME, используемой на линии производства мотоциклов, решило, что его можно продавать другим компаниям.
Несмотря на привлечение в это подразделение инженеров, ранее занимавшихся подобными разработками в Yamaha, и набранных специалистов, первый запуск IM не удался. Вся проблема оказалась в конкуренции на внутреннем рынке, в итоге приведшей в 1982 году к расформированию отдела. Впрочем, работавшие в IM специалисты не успокоились, мечтая продолжить работу. Им удалось убедить работать в этой сфере Катсухико Цутию, возглавившего технический отдел.
В 1983 году в Токио проходила международная выставка роботов, и было решено, что IM должна в ней поучаствовать. У команды было всего два месяца, чтобы подготовить все необходимое для стенда компании. Несмотря на то, что представленные IM разработки нельзя было назвать революционными и они не привлекли внимание общественности, после выставки с компанией все же связался один заинтересовавшийся производитель. Именно он обеспечил возможность дальнейшего развития этого подразделения. Постепенно Yamaha стала стабильно получать контракты на производство промышленных роботов и добилась успеха в том числе и на мировой арене.
Nippon Gakki в течение 80-х годов работала достаточно нестабильно, хотя позиции на рынке все же не утратила. Именно в этот период был выпущен синтезатор DX-7. Он считается одним из самых популярных и распространенных синтезаторов в истории. Всего было продано около 160 тысяч DX-7. По общему мнению, успех этой модели связан с сочетанием компактности, низкой цены, отличной функциональности.
© vc.ru