От курьера до основателя «китайской FedEx» — биография основателя S.F. Holding Ван Вэя

Обозреватель vc.ru изучил биографию одного из богатейших людей Китая и главы логистической корпорации S.F. Holding — Ван Вэя, который в процессе создания компании сам работал в ней курьером, сумел построить из регионального предприятия лидера рынка КНР, работающего во многих странах мира, а также стал известен своим затворническим образом жизни и практически полным отказом от публичности.

Китай — богатая предпринимателями страна. Часть из них известна во всем мире, другие знамениты только на уровне своей страны или Азии.

К числу последних относится Ван Вэй — основатель и глава компании S.F. Express. На родине его называют одним из самых таинственных предпринимателей, что, впрочем, не мешает восхищаться его достижениями.

Благодаря успешному IPO cостояние Ван Вэя достигло $27,6 млрд. И хотя на данный момент оно сократилось до $25 млрд, интерес к предпринимателю и истории его успеха во всем мире существенно вырос.

6caf48d70c8d2f.jpg

Ранние годы предпринимателя. Создание S.F. Express

Ван Вэй родился в 1971 году в Шанхае. Его отец был переводчиком с русского языка в военно-воздушных силах, а мать преподавала в университете. Впрочем, прожил Ван Вэй в КНР не так долго и в семь лет вместе с семьей перебрался в Гонконг.

Жить на новом месте семье было нелегко. Ван Вэй окончил только среднюю школу и получил поверхностное образование. После этого он отправился помогать своему дяде, который владел небольшой печатной фабрикой.

В 1993 году он вернулся в КНР и создал курьерскую компанию S.F. Express в городе Шунде провинции Гуандун. Общий капитал основанной компании составлял 100 тысяч гонконгских долларов — около $13 тысяч. Эту сумму предпринимателю одолжил отец, что свидетельствует о том, что семья в то время жила неплохо.

В компании изначально было только шесть курьеров, причём одним из них был сам Ван Вэй. Однако подобная участь основателей курьерских компаний на первых этапах их существования не является редкостью и обычно идёт на пользу бизнесу. В компании имелся только один фургон.

Ван Вэй был одним из первых параллельных трейдеров — торговцев, покупающих в Гонконге продукцию, которая имеет налоговые льготы, а затем успешно сбывающих их в материковом Китае с накруткой. В первую очередь речь идёт о товарах первой необходимости (детские смеси, лекарства и другие продукты).

f1c604e9e418c8.jpg

Несмотря на достаточно скромные стартовые условия, S.F. Express уже к концу 1993 года имела отделения в Гонконге. В этом нет ничего странного, если разобраться в мотивации самого Ван Вэя при создании компании. В начале 90-х годов множество гонконгских фабрик стали переносить свою деятельность на материковый Китай. Причиной этого движения стал визит в Гонконг Дэн Сяопина, который огласил начало экономических реформ и политику открытости.

Большая часть предприятий перебралась в провинцию Гуандун, граничащей с Гонконгом. Именно тогда, поняв, какие преимущества эти изменения предоставляют для курьерского бизнеса, предприниматель поспешил воспользоваться возможностью.

Также нет ничего удивительного в том, что одним из направлений деятельности компании в начале её существования стала доставка товаров между Китаем и Гонконгом. В этом, казалось бы, ничем не примечательном бизнесе был один нюанс — государственная монополия на почтовую доставку не позволяла заниматься этим частным компаниям.

Ван Вэй в одном из своих редких интервью назвал этот бизнес «чёрной доставкой» и утверждал, что, если бы его тогда поймали, ему пришлось бы заплатить штраф. Он нелегально доставлял посылки из Китая в Гонконг в общей сложности 16 лет.

После начала работы компания сразу же оказалась вовлечена в ценовую войну. В ней Ван Вэй смог выстоять, снизив стоимость услуг до 40 юаней за посылку, в то время как цена у конкурентов составляла 70 юаней. Ключевым методом развития компании стал франчайзинг.

На то время Вэй не владел крупным состоянием, конкурентов было много и компании требовался быстрый рост. Франчайзинг-стратегия полностью себя оправдала, и вскоре дочерние компании S.F. Express стали появляться почти по всей территории провинции Гуандун. Масштабирование на всю территорию КНР растянулось до 2000-х годов, и только в 2002 году компания стала работать в Восточном Китае.

Разумеется, Ван Вэй был далеко не первым владельцем курьерской компании, внедрившим подобный подход, и часть конкурентов тоже его использовала. Но в 1997 году предприниматель фактически монополизировал рынок курьерских услуг между провинцией Гуандун и Гонконгом.

S.F. Express контролировала около 70% операций в данном направлении. В этом же году Гонконг вернулся под контроль КНР, что привело к ещё большему росту рынка доставки и к ускорению роста бизнеса предпринимателя. Сам Ван Вэй стал мультимиллионером и наслаждался заслуженным успехом.

В 1999 году Ван Вэй на некоторое время оставил ежедневное руководство компанией. Правда, вскоре на S.F. Express посыпались жалобы, и предприниматель принял решение изменить модель работы. Он начал возвращать контроль над предприятиями, созданными под его франшизой.

Причиной стало то, что франчайзи нарушали условия и занимались строительством собственных локальных империй в обход Ван Вэя. Управление оказалось децентрализовано, что негативно влияло на работу.

Действия Ван Вэя его партнёрам, само собой, не понравились. Предпринимателю не единожды угрожали расправой, в том числе и преступные группировки. В целях собственной безопасности ему пришлось обзавестись телохранителями.

Развитие S.F. Express в начале 2000-х годов. Выход на рынок авиаперевозок

В 2002 году S.F. Express отказалась от франчайзинга. Предприниматель отказался от предоставления свобод отделам, и сейчас структура его компании больше походит на диктатуру, где всё работает, как единый механизм — без отклонений и задержек.

646e071e1c01cc.jpg

Штаб-квартира компании была перенесена в Шэньчжэнь. Подход S.F. Express к доставке также изменился. Желая упорядочить и структурировать работу, Ван Вэй стал разделять крупные города на районы, за которыми закреплял курьеров. Обычно по системе: один район — один курьер. Впрочем, в Пекине — городе с населением в 22 миллиона жителей — подход, скорее всего, отличался.

Кроме того, в практике компании появилось понятие ответственности за доставку, а курьеров начали жёстко контролировать. Тех, кто не исполнял работу качественно, вскоре увольняли. Новый подход и реструктуризация привели к росту числа клиентов.

Компания действительно уделяет курьерам особое внимание. По мнению Ван Вэя, они являются самыми уважаемыми сотрудниками S.F. Express, что не удивительно, учитывая их роль в ежедневной деятельности компании.

Форма оплаты в компании сдельная. Это значит, что зарплата каждого сотрудника зависит только от его усилий. Обычно эта сумма превышает 10 тысяч юаней в месяц. Как и полагается, от своих курьеров Ван Вэй требует скорейшего выполнения заказов при сохранении высокого качества услуг. Такое отношение в итоге стало одним из факторов, позволивших S.F. Express дорасти до сегодняшнего уровня.

Ван Вэй утверждает, что в компании нет чётко прописанного плана на день, и уровень обслуживания клиентов является более важным показателем, чем количество доставок. Впрочем, из-за сдельной формы оплаты курьерам нужно стараться и успевать больше остальных, и выдерживать уровень качества.

Компания гарантирует минимальный уровень дохода и предоставляет всевозможные бонусы и субсидии — как для самого работника, так и для его семьи. Как результат, S.F. Express славится низкой текучестью кадров, а значительная часть руководства «вырастает» из обычных курьеров.

В 2003 году Ван Вэй использовал проблемы авиакомпаний, возникшие вследствие эпидемии атипичной пневмонии, и зафрахтовал пять самолетов для транспортировки собственных грузов. Это позволило S.F. Express стать первой частной компанией в КНР, использующей для доставки почты авиацию.

В 2009 году Ван Вэй решил работать в этом направлении самостоятельно. В результате была создана дочерняя компания S.F. Airlines. Её запуск был непростой задачей. S.F. Express следовало получить все необходимые для этого разрешения, и процесс затянулся. Так, запуск направления был отложен до 31 декабря 2009 года — тогда, наконец, состоялся первый полет.

В том же 2009 году было приобретено два самолёта. В 2016 году компания владела уже 36 авиасуднами.

97d4e321ad9ba3.jpgОдин из самолётов S.F. Airlines

К началу 2000-х годов, несмотря на стремительное развитие S.F. Express в Китае, недостатка в конкурентах у неё не было. Часть из них готова была предоставлять услуги гораздо дешевле, чем это делал Ван Вэй. Ему оставалось заниматься улучшением качества собственных услуг и делать всё для быстрейшего расширения. В 2005 году он взял в банке кредит $550 тысяч, оставив в залог собственную компанию.

Причиной стала вполне логичная оценка предпринимателем рынка доставки. На то время в КНР уже начался бум онлайн-коммерции. Успех Alibaba и Tencent имел для коммерческих компаний весьма положительные последствия в виде количества заказов. От S.F. Express и её конкурентов требовались скорость доставки и качество услуг.

О последнем предприниматель позаботился с самого начала и продолжал заниматься и в дальнейшем. В частности, одно из правил компании гласит, что обратившийся с проблемой клиент не может уйти с пустыми руками, не получив адекватной помощи в решении его проблемы.

В течение 2000-х годов компания не только расширяла сферу собственной деятельности и занималась созданием собственных грузовых авиалиний, но и пережила реструктуризацию. В 2008 году была создана материнская компания S.F. Holding, в которую вошли все активы Ван Вэя.

Международная экспансия, диверсификация и IPO

В 2007 году началась мировая интеграция компании. Она расширилась на Тайвань. Затем количество филиалов в других странах начало стремительно расти, и практически каждый год к ним добавлялись новые. Исключением был только 2009 год.

В 2011 году S.F. Express открыла дочернюю компанию в Японии. Изначально она разместилась в Токио, но через год появился дополнительный филиал в Осаке. Новый филиал занимался отправкой грузов из Японии в КНР и другие страны Азии, а также в США.

В 2012 году S.F. Express вышла на рынок США. Сперва она работала только в 13 штатах, но уже к 2013 году расширилась на все остальные. Выход на американских клиентов обещал серьёзную конкуренцию с другими компаниями, среди которых все та же FedEx.

Но S.F. Express не ставила цели по захвату внутреннего рынка США, предпочитая сконцентрироваться на доставке посылок из КНР. В 2014 году S.F. Express вышла на рынок России и Австралии.

На международном уровне китайская компания охотно работает в союзе с местными игроками для улучшения качества услуг. Например, в 2015 году S.F. Express совместно с эстонской государственной компанией Omniva создали предприятие Post11. Его целью стало обеспечение более быстрого и эффективного обращения товаров между КНР и Европой. Post11 имеет глобальные планы по мировому расширению. На момент основания ключевым рынком для предприятия стала Россия.

В России S.F. Express работает совместно с одним из лидеров рынка логистических экспресс-услуг — компанией DPD. Благодаря этому партнёрству российские клиенты получили возможность быстрой доставки от 10 дней. Разумеется, этот показатель зависит от города и региона, а также других особенностей транспортировки товаров.

На украинском рынке S.F. Express в сотрудничестве с «Новой почтой» в 2016 году запустили услугу экспресс-доставки товаров из КНР. Срок доставки, по предварительным результатам, сократился вдвое от среднего показателя и составляет около 15 дней.

Кроме работы в основном направлении, Ван Вэй также расширил свой бизнес на отрасль электронной коммерции. В этом же году был запущен sfbest.com. Этот сервис занимается продажей продуктов питания и напитков премиум-уровня, которые производят компании-партнёры. А S.F. Express, разумеется, берёт на себя доставку заказов.

Также компания увеличила количество сервисов и в основном своём направлении. Был запущен SF Buy, направленный на доставку китайским онлайн-покупателям товаров из США. Предполагается, что процесс будет занимать до 10 дней.

sfbest.com

У компании много сервисов, однако чёткую хронологию их появления и внедрения указать сложно ввиду скудности информации о ранних периодах S.F. Express. У компании есть своя платёжная система — SF Pay. Она имеет ряд стандартных функций, вроде оплаты счетов и отправления денег другому пользователю.

Компания предоставляет широкий спектр услуг для трёх категорий — обычных клиентов, покупателей через площадки для электронной коммерции и бизнес-клиентов. Среди них, например, экспресс-доставка в тот же день, на следующее утро и другие.

В 2014 году компания продолжила работу на рынке онлайн-коммерции. Вскоре общественность обратила внимание на открытие магазинов Heike, представляющих собой странное сочетание обычной и онлайн-торговли. S.F. Express открыла более 500 точек в 70 городах Китая. Компания планирует расширение до 4 тысяч магазинов.

Типичный Heike представляет собой помещение со множеством фотографий товаров с QR-кодами на стенах. Кроме того, здесь имеется два-три сенсорных экрана для доступа к полному перечню. Фотографии на стенах — лишь малая часть реального объёма продукции. В компьютере представлено гораздо больше позиций, так как он имеет доступ к товарам нескольких интернет-магазинов, сотрудничающих с Heike. Поэтому ассортимент магазина очень широкий.

Процедура заказа очень простая. Клиент выбирает продукт на компьютере или сканирует QR-код. Затем нажимает кнопку «Купить», совершает заказ и на следующий день получает выбранный товар. S.F. Express взимает со своих партнёров комиссию и рекламные сборы.

a2e100ead33aad.jpgОдин из типичных магазинов Heike

Большинством СМИ запуск Heike был встречен позитивно, и их даже стали называть новой формой o2o-торговли. Впрочем, репортер Shanghai Daily, осуществивший покупки в Heike, нашёл в нём определённые недостатки.

Например, в Heike не было Wi-Fi, несмотря на обилие QR-кодов, которые нужно сканировать. Цены на фотографиях и сайтах отличались иногда в большую, а иногда и в меньшую сторону. Вдобавок, не ясно, зачем человеку идти за онлайн-покупками в магазин, если они могут сделать их из дома.

Последнее объяснялось тем, что в Heike человек может посмотреть, померить или попробовать товар перед покупкой. Однако в наличии в магазине всё равно представлено гораздо меньше товаров, чем на сайтах.

Все ошибки учитывались и исправлялись. Вскоре Ван Вэй расширил сферу деятельности Heike, внедрив комплекс всевозможных дополнительных услуг. Среди них бронирование авиабилетов, банкомат, прачечная, ремонт бытовой техники и другие. Это существенно увеличило круг возможностей клиентов Heike.

В этом же году были оглашены планы по расширению комплекса логистических услуг в Европе и увеличению аэрофлота до 100 самолетов к 2018 году. Правда, в 2016 году эта цель была подкорректирована, и теперь наращивание флота к указанной отметке планируется к 2020 году.

Также в 2014 году были оглашены интересные цифры о каналах получения доходов компании. Так, например, 10% приходится на сотрудничество с Alibaba Group, 70−80% — курьерские услуги для бизнеса.

В 2015 году компания контролировала в общей сложности 10 тысяч центров, половина из которых находилась в Китае. Дополнялось всё это собственным аэрофлотом, автопарком в 15 тысяч транспортных средств и развитой инфраструктурой. Количество сотрудников компании составляло около 340 тысяч человек.

4e502bcdb75ae5.jpg

Главной инновацией 2017 года стал запуск в Китае доставки дронами. Речь идёт об удаленных горных районах на юге страны, доставка в которых с помощью обычных методов затруднена. Для работы в этой отрасли был заключен альянс с производителем дронов XAircraft.

Тестировать этот вид доставки курьерская компания начала ещё в 2013 году. Используемые дроны могут поднимать груз до 10 килограмм, максимальное расстояние — 20 километров. За день подобным способом было доставлено около тысячи грузов.

В 2016 году S.F. Express наконец получила разрешение от правительственных органов КНР на строительство первого специализированного грузового аэропорта в стране. Переговоры заняли около года. Планируемый аэропорт, вероятно, станет крупнейшим в своём роде объектом в Азии.

По мнению компании, важным фактором является близкое расположение к городам КНР, производящим 80% ВНП Китая. Согласно имеющимся сведениям, речь идёт о строительстве комплекса в радиусе двухчасового перелёта от данных городов. Поэтому предположительным местом его размещения называют город Энчжоу.

В 2016 году операционная прибыль компании достигла отметки в 56 миллиардов юаней. В этот же период основной интерес привлёк выход S.F. Express на Шэньчжэньскую биржу. Для этого компания воспользовалась методом обратного поглощения, купив компанию Maanshan Dingtai Rare Earth & New Materials.

Публичное размещение состоялось 24 февраля, и к моменту окончания торгов акции S.F. Holding выросли на 59%. Вместе с ними выросло и состояние Ван Вэя, достигнув отметки в $27,6 млрд. Это позволило ему занять третье место в рейтинге богатейших людей Китая.

Многие источники отмечают, что столь успешное первое публичное размещение связано не столько с успехами компании, сколько с хитрыми маневрами самого предпринимателя.

Ничего противозаконного Ван Вэй не сделал, а лишь неординарно подошёл к размещению. На торги он выставил только около 3% компании. Затем перед самим размещением выплатил бонусы сотрудникам. Многие из них, очевидно, доверяя компании и её главе, решили потратить полученные деньги на акции.

По версии Bloomberg, они открыли около 20 тысяч аккаунтов для того, чтобы приобрести акции. Благодаря стремительному росту спроса цена существенно выросла, что и сказалось на результатах первого публичного размещения. Впрочем, на данный момент состояние предпринимателя сократилось до $25 миллиардов.

Личность предпринимателя, методы руководства и планы развития S.F. Express

Сам Ван Вэй служит примером для сотрудников. Он более 20 лет работает по 14 часов в день, вовлечён во все аспекты работы компании и может дать дельный совет сотрудникам разного уровня. Знающие его люди утверждают, что работает он вовсе не ради денег, ведь в таком случае уже давно продал бы S.F. Express FedEx или UPS, не раз предлагавших за компанию внушительную сумму.

Несмотря на свои успехи, предприниматель по-прежнему предпочитает оставаться в тени. Даже его фотографий в сети не так много. Гонконгский журнал Next, пожелавший немного узнать о методах работы и образе жизни Ван Вэя, даже внедрял своего репортёра в качестве курьера, но результаты этой затеи оказались достаточно поверхностными.

Выйти на предпринимателя сложно не только журналистам, но и частным инвесторам. Последние в своё время были готовы заплатить 500 тысяч юаней посредникам, способным организовать обед с Ван Веем.

Ван Вэй избегал инвестиций со стороны до 2013 года — момента, когда стало известно, что с помощью вложений предприниматель собирается обеспечить дальнейшее расширение компании. Причём краткосрочное финансирование его не интересовало, ему были необходимы долгосрочные стратегические вложения.

Узнав об этом, на него сразу же вышло несколько крупнейших инвестиционных компаний. В том числе CITIC Capital, которая для вложений в компанию Ван Вэя вошла в консорциум вместе с Oriza Holdings и China Merchants. Совместно им удалось приобрести не больше 25% акций S.F. Express. До этого момента Ван Вэй контролировал 99% акций собственной компании.

Сам Ван Вэй утверждает, что он из людей, предпочитающих находиться в тени и жить, как все, не создавая вокруг себя лишнего шума. Компания ему нужна для реализации собственной мечты, а не для зарабатывания денег.

В своем единственном интервью на вопрос о причинах успеха S.F. Express он скромно отметил, что им просто повезло. Сейчас, добившись внушительного успеха, Ван Вэй ставит более глобальные цели, расширяя собственную компанию не только в рамках КНР и Азии, но и в других странах мира.

О личной жизни предпринимателя известно не много. Он женат, но не спешит представлять свою семью общественности. От одного из богатейших людей КНР ждут дорогостоящих покупок и экстравагантных увлечений. В этой сфере известно только о том, что он владеет домом в Гонконге стоимостью в $45 миллионов.

Однако Ван Вэй рассказывает, что, когда он добился первого значительного успеха и стал мультимиллионером, то вовсе не был аскетичен в покупках и, наоборот, тратил огромные суммы, которые были ему совершенно не нужны. Предприниматель признался, что в то время был слишком самодовольным. Пройти через этот период Ван Вэй смог благодаря жене, которая помогла ему умерить пыл и перенаправить энергию на буддизм.

Несмотря на то, что Вэй придерживается столь мирной философии, его считают жёстким предпринимателем, не делающим поблажек ни конкурентам, ни собственным сотрудникам. Последние часто вынуждены трудиться не меньше своего босса, который, к тому же, отлично понимает всю специфику работы тех же курьеров и способен быстро оценить их ошибки и недоработки.

Впрочем, характеристику они дают ему весьма лестную, называя идеалистом с сильным чувством социальной ответственности, который относится к ним с глубоким уважением.

Не обошлось в биографии предпринимателя и без информации о сотрудничестве с правительством. В преддверии выхода на биржу всплыли некоторые факты об акционерах S.F. Express. Среди них числится бывший министр торговли КНР и друг Ван Вэя — Лин Жейинг.

Несмотря на то, что он покинул правительство в 2010 году и сейчас занимается бизнесом, эта информация заставила многих порассуждать о роли властей в успехах компании. Однако В КНР большинство предпринимателей старается найти общий язык с правительством, поэтому большой сенсации в этом нет.

b46f3f6465f9bb.jpg

Ван Вэй по-прежнему стремится расширять охват компании на другие отрасли, в первую очередь на электронную коммерцию. Сеть Heike, несмотря на все авансы, пока не добилась прорывного успеха. Впрочем, планы по диверсификации компании Ван Вэй не отменил, и с учётом удачного публичного размещения S.F. Express сосредоточит больше внимания на новых направлениях.

Сегодня главными целями компании являются: мировая интеграция, расширение собственного транспортного парка и развитие инфраструктуры, в частности, строительство аэропорта.

Для всего мира успешный выход S.F. Express на биржу выглядит настоящей сенсацией, ведь компания практически не освещается СМИ, находясь в тени более известных гигантов КНР. Но для Китая достижения компании довольно закономерны — на родном рынке S.F. Express, несмотря на обилие конкурентов, является лидером.

Успехи компании связаны не только с её собственными инновациями и неординарными подходами, но также и с чрезвычайной популярностью китайской продукции в сфере электронной коммерции. Многомиллионные заказы с площадок для онлайн-торговли стали отличным фундаментом для международной интеграции.

Ближайшие планы S.F. Express по экспансии и онлайн-коммерции выглядят чрезвычайно амбициозно и, похоже, компании вполне по силам их реализовать. Сам Ван Вэй, неожиданно для многих вошедший в тройку богатейших людей КНР, — пример китайского предпринимателя, сделавшего миллиарды не на онлайн-продажах и высоких технологиях.

©  vc.ru