От кондитерской фабрики до одного из ведущих игроков мирового рынка упаковки
История Huhtamäki.
Обозреватель vc.ru изучил историю финской компании Huhtamäki, которая была основана Хейкки Хухтамяки, прошла путь от кондитерской фабрики до одного из лидеров мирового рынка упаковки, а также стала известна сотрудничеством с рядом мировых компаний, в числе которых McDonald«s, Nestle, Unilever и KFC.
Хейкки Хухтамяки. Создание Huhtamäki
Хейкки Хухтамяки родился в 1900 году в семье пекаря в маленьком финском городе Лапуа. Отец будущего предпринимателя Вилхо Хухтамяки владел собственной пекарней и кондитерским магазином. За свою жизнь он успел попутешествовать, поработав в США, Норвегии и Швеции. В детстве Хейкки работал в отцовской пекарне.
Информации об этом периоде жизни предпринимателя немного. Одно из наиболее ярких событий в жизни Хухтамяки датируется 1917 годом — тогда он в качестве ученика кондитера работал в Санкт-Петербурге. Этот жизненный этап Хухтамяки неудачно совпал с Октябрьской революцией. В итоге, он был арестован, но сумел сбежать. Он пересек континент и побывал в Сибири и Японии, прежде чем вернулся на родину. Свои приключения Хухтамяки описал в книге.
Будущий предприниматель получил хорошее образование — известно, что в 1919 году он окончил бизнес-школу в городе Вааса. Через год, взяв кредит в банке, он основал кондитерскую компанию Huhtamäki Industries в городе Коккола. Бизнес начинался с небольшой фабрики. Весьма популярно мнение о том, что поддержку ему на первых порах оказывал тесть, который был одним из финских промышленников.
Huhtamäki стабильно развивалась и к началу 30-х годов стала одним из крупнейших игроков кондитерской отрасли в Финляндии. Это повлекло за собой расширение и диверсификацию бизнеса. В первую очередь приобретались близкие по направленности компании. В том числе несколько хлебобулочных предприятий в городе Турку.
Растущий ассортимент продукции и большое количество клиентов позволили компании продолжать активно расширяться. В 1940-х годах Huhtamäki впервые купила непрофильный бизнес — фармацевтическую компанию Leiras. В то время Huhtamäki уже была холдингом, работающим в ряде отраслей, начиная от кондитерских изделий и заканчивая одеждой.
Успешно работала Huhtamäki и в период Второй мировой войны. Известно, что компания была поставщиком продуктов для финской армии. На пользу благосостоянию Huhtamäki сыграла гибкая позиция Финляндии в период войны, которая позволила ей оказаться в числе государств, столицы которых не были оккупированы.
В 1952 году Хейкки Хухтамяки покинул пост руководителя Huhtamäki по состоянию здоровья. Однако сохранил за собой должность председателя. Несмотря на то, что Хухтамяки создал одну из известнейших финских компаний, о его жизни известно немного. Кроме предпринимательской деятельности, он активно занимался благотворительностью, в том числе жертвовал деньги Университету Турку.
Новым главой Huhtamäki стал Эркки Партанен. Пост генерального директора он занимал в течение 13 лет и за это время продолжил расширение компании на другие отрасли.
В течение 50–60-х годов компания поглотила ещё несколько компаний, в их числе производитель алкогольных напитков Marli, а также Mensa, выпускающая полуфабрикаты. Обе компании финские, более известна из них Mensa, так как специализировалась ещё и на производстве бумажных пищевых контейнеров. Именно её наработки послужили базисом для дальнейшей работы Huhtamäki в сфере упаковочной промышленности.
Несмотря на быстрое расширение на родине, перспективы достигнуть мирового успеха в избранных отраслях для Huhtamäki выглядели туманно. Например, в производстве кондитерских изделий на мировом рынке их ждала конкуренция с Mars, Hershey, Kraft Foods и рядом других производителей.
В 1962 году произошло ключевое событие в истории Huhtamäki — в отдельную компанию Pakkaus Oy было выделено подразделение, специализирующееся на производстве металлической и бумажной упаковки. Просуществовало оно недолго, поскольку руководство компании решило постепенно отказаться от выпуска металлической упаковки и выйти на рынок термоформованных пластмасс.
В 1963 году был открыт завод компании в городе Хямеэнлинна, который сейчас представляет собой крупное предприятие с производственной площадью в 50 тысяч квадратных метров, выпускающее около 1,5 млрд единиц продукции в год. Главное направление производства — картонные стаканчики для горячей и холодной продукции, а также одноразовые тарелки.
В 1965 году была создана дочерняя компания Polarpak. Ей отошло производство бумажной упаковки Huhtamäki. Оно показало быстрый рост и позволило Huhtamäki в 1970-х годах стать ведущим европейским производителем бумажных стаканчиков. Этим руководство Huhtamäki не ограничилось, и в 1972 году была запущена дочерняя компания — Pyrkijä, занимающаяся производством выдувных пластиковых контейнеров. На этот раз успехи были сомнительными, и уже в 1984 году Huhtamäki вышла с этого рынка.
В 1975 году новым главой компании стал Аско Таркка. На тот момент холдинг столкнулся с кризисом и переживал не лучшие времена. Huhtamäki имела проблемы практически во всех секторах, в которых была представлена, быстрый рост повлек за собой ряд управленческих проблем, неудачи дополнялись падением финансовых показателей.
Huhtamäki в течение 80–90-х годов
Таркка начал постепенно наводить порядок в компании. При нем было предпринято масштабное снижение расходов, реорганизация правления и сокращение персонала. Несмотря на предпринятые меры, выход из кризиса затянулся до 1980-х годов. В это же время началась активная экспансия Huhtamäki на международный уровень. Она коснулась целого ряда сегментов, в которых работал холдинг. Так, фармацевтическая компания Leiras стала одним из ведущих производителей контрацептивов.
В кондитерской отрасли компания активно действовала на рынке США. В 1983 году Huhtamäki приобрела американскую Leaf Candy Company. Затем с ней была слита Phoenix Candy. Общая компания сохранила название Leaf. В течение 80-х годов к Leaf присоединился ряд других кондитерских компаний.
Под её контролем оказалось по меньшей мере 14 фабрик. Постепенно Leaf осуществила успешный выход на европейский рынок. Активная работа, вопреки скептицизму специалистов, привела к тому, что в 90-х годах Leaf входила в топ-10 мировых производителей кондитерских изделий и была четвертым по величине производителем в Северной Америке. Особые успехи у компании наблюдались в продаже жевательных резинок и пастилы.
В течение 80-х годов Huhtamäki начала открывать филиалы по производству упаковки в других странах. Первой шла Германия, где дочернее предприятие Polarсup появилось в 1979 году. Затем компания вышла на рынок Великобритании, купив в 1982 году предприятие DRG Cups & Containers.
В похожем ключе прошел и выход на рынок Франции, где был выкуплен один из местных производителей и открыта компания Polarсup France. В это же время была предпринята неудачная попытка выхода на рынок США.
Это привело к изменению планов и интеграции на рынок Азии. Начала Huhtamäki с Сингапура, где в 1983 году открыла совместное предприятие Polarcup Singapore. Продолжались покупки в этом направлении и в Европе. В 1985 году в Испании была приобретена компания Pallarès Group, а через два года — немецкая Bellaplast. В середине 80-х годов холдинг предпринял попытку выйти на рынок алюминиевых аэрозольных баллончиков, но успехом она не увенчалась, и в 1988 году компания вышла из этого бизнеса.
К концу 80-х годов в сфере упаковки Huhtamäki успешно расширилась ещё и на Австралию и Новую Зеландию. В этот период холдинг состоял из 20 независимых бизнес-направлений, но далеко не каждое из них было успешным и имело необходимый потенциал для продолжения работы. Так началась распродажа бесперспективных подразделений Huhtamäki.
В 1989 году на место Таркка к руководству компании пришёл Тимо Пелтола. При нем реструктуризация холдинга и распродажа направлений приобрела глобальный масштаб. Он определил одной из ключевых целей фокусирование на небольшом количестве отраслей, в которых Huhtamäki может стать одним из мировых лидеров. К началу 90-х годов их было выбрано три — кондитерская, фармацевтическая и производство упаковки.
Изменения особенно коснулись упаковочного подразделения Huhtamäki. С помощью покупок других компаний оно продолжало расширяться на ряд европейских стран, в числе которых Нидерланды, Португалия и Италия. Уже к 1994 году это направление стало вторым по величине в Huhtamäki, и на него приходилась треть выручки.
В 1993 году компания вышла на российский рынок. Вскоре был запущен завод в Ивантеевке в Московской области. До этого Huhtamäki уже успела поработать в СССР — в период Олимпиады 1980 года. К 2000-м годам компания превратилась в одного из крупнейших игроков на рынке РФ и сотрудничала как с производителями напитков и еды, так и с сетями общественного питания. Несмотря на то, что Huhtamäki работает по всему миру, российский рынок остаётся одним из ключевых для холдинга.
В 1995 году компания начала работать в Таиланде. Huhtamäki начинала с одного производства, а в 2015 году владела уже двумя крупными заводами. Общее количество сотрудников составило 900 человек. Успехи в Таиланде связаны с подписанием соглашений с рядом местных и глобальных игроков. К числу последних относятся гиганты вроде Mars и Nestle.
В том же году ситуация изменилась. Уже порядком «урезавший» бизнес Huhtamäki Пелтола решил, что компании необходимо сфокусироваться исключительно на производстве упаковки. Сперва была продана фармацевтическая фирма Leiras. Покупателем стала немецкая Schering AG. Сумма сделки составила $318 млн c учетом имеющихся у компании долгов.
Существует мнение и о другой причине продажи Leiras. Дело в том, что, возглавив компанию, Тимо Пелтола рассматривал в качестве основного именно фармацевтическое направление. Определенное время оно вполне оправдывало возложенные ожидания.
В 1983 году финская компания начала производить и вывела на рынок революционное изобретение в отрасли контрацепции — подкожный имплантат Norplant. Его создателем был американский биохимик Шелдон Сигал, глава биомедицинского подразделения «Совета по народонаселению». Norplant получал в основном позитивные отклики, что гарантировало Leiras солидную прибыль.
На рынок США Norplant был выведен в 1991 году. Распространением занималась местная фармацевтическая компания American Home Products Corporation (сейчас компания в составе Pfizer).
За первый год продажи Norplant в США составили $141 млн. Дальше дела шли ещё лучше, пока не настал 1994 год. Именно тогда на American Home Products обрушились иски из-за того, что клиенткам не сообщили о ряде побочных эффектов имплантата, отрицательно влияющих на женское здоровье. Закончилось всё исками со стороны около 36 тысяч пострадавших американских женщин.
Кроме American Home Products Corporation в разбирательства был вовлечен ряд компаний, так или иначе связанных с возникшей ситуацией. В их числе была и Leiras. Угроза длительного разбирательства, не до конца ясные последствия для дальнейшего развития компании и желание защитить акционеров стали важным аргументом в вопросе продажи Leiras.
В 1996 году Hershey выкупила кондитерский бизнес Huhtamäki в Северной Америке. Через три года азиатские и европейские активы в этой сфере были приобретены датской компанией CSM. Стоимость сделки составила $446 млн. С этого момента Huhtamäki сконцентрировалась исключительно на упаковочной отрасли.
Предпринятая распродажа позволила сосредоточиться на амбициозной цели по достижению мирового лидерства в отрасли упаковки. Благодаря средствам, вырученным от продажи, Пелтола смог начать масштабную кампанию по приобретению активов в этой отрасли. В 1997 году были куплены работающая в Гонконге и Австралии Pacific World Packaging, турецкая Gûven Plastik и итальянская Monservizio Bibo.
В 1998 году Huhtamäki обзавелась активами в США. За $202 млн была приобретена компания Sealright. Покупка поспособствовала укреплению положения Huhtamäki на рынке — компания стала одним из ведущих производителей упаковки для мороженого в мире. В этом же году Huhtamäki купила ещё две компании — американскую Tetra Corporation и бразильскую Brasholanda.
В 1999 году состоялась одна из наиболее известных сделок в истории компании. За €952 млн была поглощена голландская компания Van Leer NV. Последняя была одним из лидеров на мировом рынке упаковки с оборотом в €2,8 млрд.
Объединенная компания получила название Huhtamäki Van Leer NV. Под этим названием холдинг просуществовал до 2001 года, пока руководство не избавилось от подразделения промышленной упаковки Van Leer Industries, продав его американской Greif за $620 млн. Название холдинга вновь было изменено на Huhtamäki.
Huhtamäki в период 2000-х годов
После еще нескольких покупок в 2001 году предпринятая кампания была прекращена. Следующим шагом стала инициированная руководством Huhtamäki глобальная программа, направленная на разработку новых видов упаковки.
Одна из наиболее известных торговых марок компании — Bioware. Это бренд экологической, биоразлагаемой одноразовой посуды и других видов упаковки. Продукция часто использовалась в ряде массовых мероприятий.
В частности, выпущенные Bioware биопластиковые стаканы для пива используются на большинстве главных немецких футбольных стадионов. Также эта продукция нашла применение в нескольких римских школах и в здании парламента Финляндии.
Ещё одна известная торговая марка — Chinet, которая выпускает сверхпрочную одноразовую посуду из формованного бумажного волокна. Помимо прочности, преимущество продукции заключается в том, что она биоразлагаема.
Широкий ассортимент — не единственная причина успеха Huhtamäki. Секрет финского производителя упаковки в его клиентах. Они фактически разделены на два сегмента — Foodservice и Consumer Goods. К числу первых относятся операторы сетей заведений быстрого обслуживания, кофейни, производители напитков и другие.
В сегмент Consumer Goods входят производители молочной продукции, мороженого и полуфабрикатов. В числе компаний, с которыми сотрудничает Huhtamäki, — McDonald«s, Nestle, Unilever, KFC, Coca-Cola, Baskin Robbins, Lactalis, Ice Berry и многие другие.
В 2002 году продолжилась активная интеграция Huhtamäki на рынки других стран. В этот раз компания вышла на украинский рынок. Свое производство на первом этапе было решено не открывать, и продукция в основном импортировалась из Польши.
В 2004 году Тимо Пелтало покинул пост руководителя компании. Новым главой стал Хейкки Таканен. При нем Huhtamäki продолжила расширяться в упаковочной отрасли. В этом же году был открыт упаковочный завод во Вьетнаме. Здесь выпускалась продукция для внутреннего рынка.
Таканен находился во главе Huhtamäki сравнительно короткий промежуток времени — почти три года. В 2007 году в результате плохих финансовых результатов Таканен оставил пост генерального директора Huhtamäki. До назначения нового руководителя компанию возглавлял финансовый директор Тимо Салонен. Новый глава был представлен в 2008 году. Им стал Юкка Моисио, успевший поруководить Ahlstrom Corporation.
Моисио, как и его предшественнику, пришлось делать всё, чтобы уменьшить или компенсировать затраты на сырьё. В том числе он искал способы перейти на более дешевые материалы, централизовал распространение продукции и рассматривал возможность повторного использования переработанного сырья. Первая упаковка Huhtamäki, выпущенная из вторично переработанного ПЭТ, появиласьв апреле 2008 года.
В 2008 году положение Huhtamäki, вопреки предпринятым мерам, было не в лучшем состоянии. Компания сократила долг с €748,5 млн до €587,2 млн. Однако операционная прибыль снизилась с €283 млн до €216,8 млн при убыточном четвертом квартале. В 2009 ситуация неожиданно изменилась в лучшую сторону, несмотря на то, что по прогнозам ожидалось ухудшение из-за падения продаж на 10%. Операционная прибыль выросла до отметки в €338,6 млн за счет увеличения стоимости продукции.
В 2008 году был начат стратегический пересмотр бизнеса, специализирующегося на выпуске жестких пластиков для потребительского рынка. Он включал в себя реструктуризацию этого направления в Европе. В 2011 году были предприняты меры по сокращению трат в подразделениях Foodservice Plastics в Италии, Германии и Великобритании.
В этом же году были проданы заводы в Финляндии, Франции, Польше и Турции, выпускающие промышленную упаковку из жесткого пластика. Также Huhtamäki избавилась от офисов продаж в Германии и Литве.
В начале 2010 года Huhtamäki, как и прежде, имела проблемы в связи с высокой стоимостью сырья. Казалось, что работать стало легче в 2011 году, когда уровень цен на материалы стабилизировался, а спрос на упаковку в странах с активно растущей экономикой оставался высоким. Хотя и там Huhtamäki имела проблемы из-за курса валют. В итоге, операционная прибыль снизилась по сравнению с 2010 годом и составила €308,5 млн.
В 2012 году Huhtamäki приобрела одного из ведущих производителей пищевой упаковки в Азии — компанию Josco. Затем был проведён ряд сделок в США. Наиболее известной из них стало приобретение производителя бумажной одноразовой посуды Winterfield в 2012 году.
Также компания выкупила производственное предприятие в городе Батавия, штат Иллинойс. Следующим шагом стало строительство на его месте более современного завода, для чего руководству пришлось дополнительно инвестировать $60 млн.
В 2013 году стало известно и о расширении производства компании в России. В 2014 году Huhtamäki приступила к строительству завода по выпуску одноразовой посуды в Татарстане, который был открыт в 2015 году.
В 2014 году Huhtamäki продала своё подразделение Huhtamäki Films. Оно специализировалось на производстве и обработке полиолефиновых пленок, мелованной бумаги и других материалов в этом направлении. Продукция Huhtamäki Films используется в медицинской отрасли, а также в строительной, автомобильной, упаковочной и полиграфической промышленности.
В этом же году произошло событие, подпортившее репутацию Huhtamäki как лояльного работодателя. На заводе компании в американском городе Коммерс прошла забастовка рабочих. Она была вызвана недовольством сотрудников оплатой и условиями труда. Забастовку поддержали «Организация объединенных профсоюзов» (USW) и другие профессиональные объединения в семи странах мира.
В 2015 году Huhtamäki получила штраф в €15,5 млн от Европейской комиссии за участие в картеле, действующем во Франции и в Северо-Западной Европе. В общей сложности членами картеля стало восемь производителей упаковки и два дистрибьютора. Общая сумма штрафов составила €115,8 млн.
В 2017 году руководство Huhtamäki уже успело анонсировать ряд расширений на другие страны. В том числе было объявлено о создании производства одноразовых стаканчиков на Украине. Также стало известно о планах по продаже завода в КНР. Речь идет о предприятии стоимостью около €14 млн в Гуанчжоу.
В этом же году был представлен одноразовый бумажный стаканчик AdtoneTM, которые обеспечивает большие рекламные возможности. Он получил термоактивируемую термохромную этикетку с QR-кодом. Отсканировав её, клиент попадает на целевую страницу сайта.
Сегодня количество сотрудников компании превышает 17 300 человек, а её продукция доступна в 34 странах мира. В 2016 году оборот Huhtamäki составил €2,9 млрд, а операционная прибыль — €509,2 млн.
© vc.ru