От гида по торговым центрам Украины до сервиса планирования круизов в США и других странах

cover.jpg

Как Алексей и Марина Шумаевы пришли к созданию CruiseBe — в материале издания MC Today.

Алексей и Марина Шумаевы — молодая украинская семья. После свадебного путешествия они решили создать планировщик досуга во время круизов CruiseBe, прошли в далласский акселератор Tech Wildcatters и переехали в США.

В интервью для MC Today Алексей и Марина рассказали об идее создания CruiseBe, своих предыдущих проектах, отличиях ведения бизнеса в США и Украине, а также поделились опытом участия в бизнес-инкубаторе.

Первые стартапы пара делала под украинский рынок

Алексей и Марина познакомились десять лет назад — вместе учились в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко. На последних курсах они начали встречаться.

«Работать на кого-то не хотелось. Понимали, что нужно делать свой проект», — вспоминает Алексей. Так как Марина была программистом, а Алексей — маркетологом и дизайнером, решили запустить студию сайтов.

«Мы сделали пару сайтов, но быстро поняли, что хотим запускать стартапы», — говорит Алексей.

Первый проект пара запустила в 2013 году: «Это была своего рода социальная сеть для сантехников, нянь, ремонтников и мужей на час — смесь Uber и LinkedIn». Работники могли делиться там опытом и находить клиентов. Чем-то похожим сейчас занимается Kabanchik.ua.

Но проект так и не выстрелил. Из-за неопытности основатели сразу вышли на рынки нескольких стран — Украины, России, Белоруссии и Казахстана. И проекту не хватило ресурсов на развитие.

«На сайте зарегистрировалось около двух тысяч работников, но они были сильно распылены по городам. Уже потом поняли, что нужно было начать с одного города», — рассказывает Марина.

Следующий проект пары — «ТРЦ-гид», который помогал сориентироваться в торговых центрах. «В лучшее время сайт посещали 30–35 тысяч человек в месяц. Мы сотрудничали со многими торговыми центрами, от Dream Town до «Проспекта», — объясняет девушка.

«В 2014 году рынок просел: во время Майдана людям было не до походов по торговым центрам. Не нужно было даже статистику собирать. Ты приходишь в торговый центр в субботу днем, а там не больше 100 человек. В регионах ситуация была еще хуже. Решили заморозить проект», — вспоминает Марина.

Идея CruiseBe возникла во время свадебного путешествия

Закрыв «ТРЦ-гид», пара вспомнила об идее, которая возникла у них во время свадебного путешествия. В 2013 году Алексей и Марина были в круизе и удивились, что нет сервисов, которые помогали бы спланировать подобные путешествия.

Информацию приходилось собирать из разных источников — от «Википедии» до TripAdvisor. Это занимало много времени. Так и началась работа над CruiseBe — планировщиком досуга во время круиза.

Так как главный круизный рынок находится в США, проект сразу начали готовить под местный рынок: «Мы понимали, что выйти туда без опыта будет тяжело — подали заявки в десять американских акселераторов».

«Первый акселератор, который был готов нас взять, оказался из небольшого города с населением до 100 тысяч. Мы не особо хотели туда ехать, к тому же в текущий набор уже не успевали, а следующий был аж через полгода», — рассказывает Алексей.

«О том, что мы проходим в далласский акселератор Tech Wildcatters, узнали, когда шестой час стояли в застрявшем поезде «Интерсити» по дороге из Днепра в Киев. Это было зимой: в вагоне десять градусов тепла, связь появляется редко. И тут на email приходит письмо, что нас ждут на интервью в Далласе», — вспоминает пара.

Алексей и Марина считают, что им в каком-то смысле повезло, потому что у них уже была открыта американская виза: «Нам нужно было лететь туда через две недели, оформить все документы с нуля мы бы никак не успели».

Акселераторы — это в первую очередь о нетворкинге

Отбор в Tech Wildcatters состоял из трех этапов: заявка, психологический тест (могут ли участники быть предпринимателями, готовы ли брать на себя риски) и личная встреча.

«В финальном этапе участвовало 50–60 стартапов, прошли — 10–15, в том числе и мы. Обычно программы в акселераторах длятся три месяца и на этом все заканчивается. Мы же, несмотря на то, что прошло почти полтора года, до сих пор приходим в офис стартап-инкубатора и общаемся с менторами — они нам всячески помогают», — говорит Алексей.

Акселератор помог Шумаевым разобраться с тонкостями ведения бизнеса в Америке: «Узнали много юридических нюансов: как зарегистрировать компанию, платить налоги».

Менторы научили правильно общаться с клиентами, вести переговоры с партнерами, корректировали план развития:»80–90% о стартап-культуре мы не знали вообще, хотя думали, что ничего особо нового здесь не получим».

Финансирование — далеко не главное, что дает акселератор. Обычно это небольшая сумма, которой хватает, чтобы пройти программу, сделать какой-то минимальный продукт и, возможно, запустить первую рекламу.

Алексей Шумаев
сооснователь CruiseBe

Главное — нетворкинг: «Акселератор — это некий посредник между стартапами и менторами. Вы находите «своего» человека и потом общаетесь с ним. Так мы познакомились с Андресом Фабрисом, который более 25 лет в индустрии путешествий — многому у него научились».

Как работает CruiseBe и как его монетизируют

Сейчас CruiseBe это сайт, мобильное приложение для iOS и чат-бот в Facebook. «Изначально же мы просто собрали информацию о всех портах и городах — когда корабль стоит где-то по восемь часов, люди хотят узнать, что там можно посмотреть».

За пару дней до выступления перед инвесторами в акселераторе пара решила добавить функцию агрегатора. Чтобы человек мог просто выбрать свой круиз и его дату, и программа сама построит маршрут и предложит варианты досуга.

«Круизные лайнеры огромные. Чтобы на них не потеряться, людям выдают бумажные карты, как в далеком прошлом. Цены на интернет на борту могут доходить до $30 за час или до $300 за весь круиз, поэтому ими мало кто пользуется. Мы же добавили в наше приложение возможность загружать карты в офлайн и строить маршруты по лайнерам — как в Google Maps, сейчас это работает на 40 кораблях», — добавляет Алексей.

В среднем каждый месяц через CruiseBe люди строят две тысячи круизов, посещаемость сайта — 15–20 тысяч человек в месяц. У мобильного приложения — восемь тысяч скачиваний.

Команда CruiseBe небольшая. Кроме Алексея и Марины, проектом занимаются еще несколько людей. Также есть шесть-семь специалистов по контенту и программистов на аутсорсе.

Монетизация проекта происходит за счет рекламы в приложении и на сайте. Возможность смотреть информацию о круизе, корабле и отдельном порте тоже стоит денег. Также можно приобрести премиум-подписку, чтобы отключить рекламу и получить доступ ко всем платным функциям. Платная подписка на год стоит $19,99, а скачивание одного круиза для просмотра в офлайне — 4,99.

Алексей рассказал, что сейчас их проектом интересуются несколько крупных компаний: «Они хотят лицензировать наши данные — будем зарабатывать еще и на Big Data».

Чат-ботом пользуются несколько человек в день, это больше задел на будущее

«Также у нас есть чат-бот в Facebook с элементами искусственного интеллекта», — говорит Марина. Раньше это был просто бот, коммуникация с которым происходила путем выбора предложенных вариантов ответа в формате «Да или нет». Теперь же он умеет распознавать речь человека и поддерживать диалог.

«Мы сделали так, чтобы бот не только помогал найти информацию по круизу, но и развлекал человека: играл с ним в викторину или предлагал узнать порт по фотографии», — добавляет Алексей.

Чат-бот CruiseBe оценили эксперты: «Мы выступали на конференциях в Майами и Сан-Франциско с докладом о нем. Были на одной сцене с представителями Facebook, Airbnb и Expedia. Осенью расскажем о боте в Лас-Вегасе».

«Несмотря на то, что сейчас все говорят о чат-ботах, ими пользуются не так много людей. У нас — несколько человек в день. На рынке путешествий почти у всех похожая ситуация. Кроме того, возраст нашей аудитории — за 40 лет, они пока не сильно доверяют ботам», — рассказывает Марина.

При этом пара говорит, что они не могли проигнорировать это направление — будущее однозначно за чат-ботами: «Мы прекрасно понимали, что это больше работа на перспективу и сразу отдачу мы не получим».

Чат-бот превратился в техподдержку 24/7 и избавил основателей от необходимости отвечать на банальные вопросы, вроде «Покажите мне план этого корабля».

Разница между бизнесом в США и Украине

Американцы очень открыты. При желании можно достучаться до любого человека, даже до руководителя крупной компании. Мы однажды общались с вице-президентом American Airlines — написали ему на почту, и он помог нам советом. Мне кажется, даже с Цукербергом пообщаться можно.

Алексей Шумаев
сооснователь CruiseBe

«Когда мы начинали у себя, много кто морозился. В США тоже могут отказывать в чем-то, но делают это с улыбкой, что гораздо приятней. Правда, сейчас у нас на родине ситуация изменилась — люди стали более открытыми», — считает Шумаев.

Но в открытости американцев есть и минус. По словам Алексея, они все очень любят раздавать советы, даже если не разбираются в теме.

«Нам часто советуют добавить какие-то функции на сайт, пару раз мы на этом попались. Не проанализировав предварительно необходимость элементов, потратили месяц на разработку, а в итоге ими никто не пользовался», — вспоминает Алексей.

#Украина

©  vc.ru