От болезни Альцгеймера страдают не только люди
Ученые нашли убедительные подтверждения тому в мозге престарелых шимпанзе. Эти результаты подстегнули давние споры о том, являются ли люди единственным видом, предрасположенным к этому заболеванию. До сих пор неизвестно, действительно ли у шимпанзе развивается синдром болезни — или же это всего лишь старческие мозговые изменения. Однако исследование шимпанзе поможет лучше понять природу этого заболевания, а также найти возможные более эффективные методы борьбы с ним. Но для начала ученые должны получить разрешение для проведения исследований.
Чтобы диагностировать болезнь Альцгеймера, надо установить наличие деменции, а также двух мозговых нарушений — амилоидных бляшек и нейрофибриллярных клубков. У многих других видов приматов (макаков-резусов, бабуинов и горилл) в старости тоже образуются бляшки, однако клубки либо отсутствуют, либо отличаются от тех, что наблюдаются у людей.
В новом исследовании, проведенном под руководством физического антрополога Мэри Энн Раганти (Mary Ann Raghanti) в Государственном университете Кента (штат Огайо), снова изучались шимпанзе. В 2015 году в США было объявлено, что местные шимпанзе находятся на грани вымирания. И тогда были запрещены все их инвазивные исследования. Теперь же у ученых — благодаря новому центру, собирающему образцы мозга умерших в зоопарках или исследовательских центрах шимпанзе, — появилась возможность изучить 20 особей (от 37 до 62 лет). Из этого числа у 13 были найдены амиолидные бляшки, а у четырех были также обнаружены нейрофибриллярные клубки.
Однако, как отмечает Раганти, исследуемые особи было невозможно проверить на когнитивные или поведенческие отклонения, поэтому пока нельзя говорить о наличии у них этого тяжелого заболевания. Но, добавляет исследователь, они — единственный вид, обнаруживающий те же характерные патологические признаки, что и у человека с развитым синдромом.
Нейробиолог в Массачусетском университете в Амхерсте Агнес Лакрёз (Agnès Lacreuse) проводила трехгодичное исследование 38 особей шимпанзе женского пола. Она обнаружила, что у 4 самых престарелых шимпанзе (все старше 50 лет) прогрессировало ухудшение пространственной памяти. Однако, по словам Лакрёз, этого недостаточно: нужно смотреть на потерю памяти, дезориентацию, расстройства сна и асоциальное поведение у шимпанзе. Только тогда можно будет судить о наличии или отсутствии когнитивного аспекта синдрома Альцгеймера.
Соавтор исследования нейробиолог Уиллиам Хопкинс (William Hopkins) считает, что появилась необходимость в более подробном изучении шимпанзе, однако он не уверен, что Национальные институты здравоохранения США (National Institutes of Health) поддержат даже поведенческие исследования. Не говоря уже об МРТ-сканировании мозга.
Противники исследований шимпанзе отмечают, что неинвазивные методы сегодня разрешены — ими могут пользоваться ученые. Однако допустить МРТ-сканирование мозга обезьян не представляется возможным: даже для людей, которые добровольно согласились на процедуру, она сопряжена с серьезным стрессом.
Исследование было опубликовано в журнале Neurobiology of Aging.