Опубликована схема первой системы связи с Луной
Космические аппараты типа Е-1 разрабатывались в СССР с 1957 года. Запуск автоматической межпланетной станции Е-1 №1 состоялся в сентябре 1958 года, но аппарат был утрачен при разрушении ракеты-носителя, что случилось и со станциями Е-1 №2 и №3 в октябре и декабре того же года. В январе 1959 года состоялся запуск станции Е-1 №4 и он оказался успешным. После выхода станции на траекторию полёта к Луне её назвали «Космическая ракета», а затем переименовали в «Луну-1».
Спустя двое суток после запуска аппарат Е-1 №4 прошёл на расстоянии 5900 километров от поверхности Луны и вышел на гелиоцентрическую орбиту. Радиосвязь с автоматической межпланетной станцией продолжалась 62 часа до полного разряда аккумуляторов. Хотя целью полёта было достижение лунной поверхности, «Луна-1» стала первым в мире космическим аппаратом, который развил вторую космическую скорость, преодолел притяжение Земли и стал искусственным спутником Солнца.
Линия связи с аппаратом была разработана в московском НИИ-885 (сегодня — ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина») в рекордные сроки — менее чем за год! — в условиях нехватки информации о Луне и возможных помехах в радиообмене. Инженеры предполагали, что ионосфера вокруг Луны может нарушить корректность радиоизмерений координат Е-1 и скорости аппарата.
Для организации дальней космической связи за основу были взяты немецкая радиолокационная станция «Большой Вюрцбург», вместе с комплектом конструкторской документации вывезенная из Германии, и американская SCR-627, полученная из США по договору ленд-лиза. У них инженеры взяли поворотные устройства, допускающие вращение антенн по азимуту и углу места, а сами антенны предполагалось существенно доработать.
Комплекс связи с «Луной-1» планировали разместить в крымском городе Симеиз, где были установлены два рефлектора эффективной площадью 70 и 120 квадратных метров, а также радиолокационная станция «Большой Вюрцбург». Аппаратуру измерения дальности, скорости и приёма телеметрии должны были установить на горе Кошка. Приёмная часть комплекса связи должна была остаться стационарной, а передающая — мобильной на грузовиках ЗиЛ-151.