Опережая время: экспресс-тест Toyota Prius

Впервые с Toyota Prius нового поколения я познакомился на российской презентации в конце марта, , а теперь мне представился шанс прокатиться на гибриде по улицам Москвы и оценить все его особенности.
a66012f01b6371f8aeb78743018ceff1_cropped
Александр Пономарёв
3 августа 2017 10:00

Обсудить 0

Prius в переводе с латыни означает «опередивший время» и, пожалуй, это неспроста. Сегодня Toyota Prius — самый популярный в мире «гибрид», а впервые появившись в 1997 году, он стал первым серийным автомобилем с гибридной силовой установкой. Первое поколение представляло собой седан с 1,5-литровым бензиновым двигателем, работающим по циклу Аткинсона, а также электромотором мощностью 33 кВт. При среднем расходе топлива в 5,1 литра на 100 километров «Приус» отличался весьма низким содержанием двуокиси углерода в выхлопных газах — всего 120 г/км. В 2003 году Toyota представила Prius второго поколения, который превратился в хэтчбек. Гибридная силовая установка получила компактные, лёгкие и более ёмкие аккумуляторы. Экономичность улучшилась на 15% до 4,3 литра на 100 км, а выбросы углекислого газа сократились до 104 г/км.

Третье поколение Prius увидело свет в 2009 году. Автомобиль прибавил в мощности на треть по сравнению с первым поколением, содержание двуокиси углерода в выхлопе сократилось на четверть, а экономичность улучшилась на 23%. Именно третье поколение гибридной модели получило массовую популярность на рынках всего мира, став не только самым продаваемым «гибридом», но и по-настоящему доступным широким кругам покупателей. Ездить на «Приусе» стало модно, он превратился в имиджевый автомобиль! На Toyota Prius с удовольствием ездили такие звёзды, как Натали Портман, Сальма Хайек, Скарлетт Йоханссон, Дженнифер Энистон, Мэрил Стрип, Хариссон Форд, Морган Фримен, Сандра Буллок, Шарлиз Терон, Пенелопа Круз, Леонардо Ди Каприо, даже Арнольд Шварценеггер! И многие другие голливудские знаменитости.

И вот перед нами четвёртое поколение Prius, ставшее первой моделью Toyota на базе новой глобальной архитектуры TNGA. Кузов нового поколения обеспечивает на 60% большую жёсткость на кручение и снижение массы на 50 килограммов благодаря использованию высокопрочных и особо высокопрочных сплавов, а также усилению нижней зоны центральных стоек крыши и мест соединения структурных элементов кузова. Капот и рамка двери багажника теперь сделаны из алюминия. Центр тяжести стал ниже на 25 миллиметров, посадка водителя — на 55 мм. Верхняя точка крыши смещена вперёд на 170 миллиметров, что в сочетании с заниженной плечевой линией добавляет силуэту спортивности. Кстати, о силуэте. Никогда ещё Prius не выглядел так ярко! Раньше это был эдакий типичный экокар, дизайн которого был заточен на максимально эффективные аэродинамические показатели. Но теперь всё изменилось — «Приус» смотрится эффектно и даже как-то неожиданно задиристо.

Японцы называют это Yu-Bi-Shin, что означает «инженерная красота». Не знаю, можно ли назвать новый Prius красивым, но в неординарности ему не откажешь. Узнаваемый треугольный силуэт модели теперь стал более низким и широким, а фары и фонари просто космические — замысловатые переплетения их форм хочется рассматривать и даже осторожно потрогать. По габаритам «гибрид» почти не отличается от модели третьего поколения. При одинаковой колесной базе в 2700 миллиметров новый автомобиль на 60 мм длиннее (4540 мм) и на 15 мм шире (1760 мм). Показатель аэродинамической эффективности удалось улучшить до 0,24 (у предшественника было 0,25). Низкая линия капота обеспечивает более низкий центр тяжести и улучшенную обзорность. Интересен и интерьер. Больше всего запоминаются центральный тоннель, зона селектора трансмиссии и спицы рулевого колеса, украшенные белым пластиком с искрящимся эффектом. Когда все вокруг увлекаются чёрным глянцевым пластиком, это по меньшей мере оригинально. И практично: на нём не так заметны царапины и потёртости. Более того, японцы обещают, что он практически не поддаётся механическим повреждениям, а технология производства запатентована Toyota.

  • Автомобили

    Valkyrie от Aston Martin: футуристический гиперкар для городских дорог

  • Автомобили

    Мал, да удал: тест MINI John Cooper Works

Сиденья более чем удобны, посадка хороша, а благодаря низкой подоконной линии обзорность просто великолепна. По крайней мере, вперёд и вбок, а вот в салонном зеркале картинку рассекает пополам задний спойлер. Благодаря более компактной батарее пол багажного отделения стал на 11 сантиметров ниже, чем в модели предыдущего поколения, а объём багажника составляет 502 литра. В основе гибридной силовой установки — бензиновый двигатель объёмом 1,8 литра, развивающий 98 лошадиных сил. Новые фазовращатели и электронная дроссельная заслонка позволяют снизить расход топлива до трёх литров на 100 километров. Ну что ж, проверим… А ещё мотор Prius может похвастать самым высоким среди всех серийных бензиновых двигателей уровнем термодинамической эффективности — 40%. Блок главной передачи и коробка передач объединены в едином корпусе — как у породистых спорткаров.

Трансмиссия состоит из двух электрических мотор-генераторов и бесступенчатого электромеханического вариатора с планетарным делителем мощности. Основная функция первого мотор-генератора — преобразование излишней энергии ДВС в электричество, которое запасается блоком никель-металлгидридных аккумуляторов. Именно он работает стартером при запуске автомобиля. Второй мотор-генератор исполняет роль тягового электродвигателя, а при активном режиме рекуперации энергии торможения также работает как генератор. «Приус» трогается с места, движется на небольших скоростях, задним ходом и в режиме электромобиля именно с помощью него. Второй мотор-генератор выдаёт мощность 53 кВт и крутящий момент 163 Н·м. Суммарная мощность гибридной силовой установки достигает 122 лошадиных силы, что обеспечивает время разгона до 100 км/ч за 10,6 секунды. Максимальная скорость составляет 180 км/ч. Блок высоковольтных никель-металлгидридных аккумуляторов из 28 модулей размещён под задним сиденьем.

Передняя подвеска нового Prius получила изменённые углы установки стоек Макферсона, а задняя теперь и вовсе полностью независимая, на сдвоенных треугольных рычагах. Но это всё теория, а как насчёт практики? Чтобы прокатиться на новом «Приусе», я принял участие в специальном тест-драйве, который Toyota организовала для того, чтобы клиенты могли оценить автомобиль в городских условиях. Местом старта был неслучайно выбран Центр прототипирования высокой сложности НИТУ «МИСиС» под названием «Кинетика», экскурсию по которому провёл его директор — знаменитый промышленный дизайнер Владимир Пирожков. Кстати, принять участие в тест-драйве Prius и увлекательной экскурсии по центру «Кинетика» можно будет ещё 26 августа и 23 сентября — достаточно лишь заполнить анкету на сайте Toyota. Количество мест ограничено, так что спешите — в Центре прототипирования высокой сложности НИТУ «МИСиС» есть на что посмотреть. «Кинетика» — это универсальная современная высокотехнологичная площадка, позволяющая генерировать, создавать, рассчитывать и строить в цифровом и аналоговом форматах любые, даже самые сложные индустриальные проекты.

Стоит отметить, что в России новое поколение Toyota Prius представлено в единственной, максимальной комплектации, которая включает семидюймовый сенсорный экран мультимедийной системы, два 4,2-дюймовых дисплея высокого разрешения и проекционный дисплей на лобовом стекле. Руль удобен, а вот к нефиксируемому крошечному селектору трансмиссии нужно привыкать. Разгоняется «гибрид» неплохо для своей мощности и массы, тормозит тоже вполне адекватно. Можно включить режим силовой установки Brake, в котором «Приус» при торможении не глушит бензиновый мотор, а при отпускании педали газа напористо тормозит двигателем. Сильнее, чем того ожидаешь. Зато батарея заряжается на глазах — экран тщательно демонстрирует водителю, что происходит в недрах автомобиля при движении, и это весьма интересно. Режимов работы силовой установки три: Power, Normal и Eco. Впрочем, есть ещё полностью электрический режим EV, но он работает только на небольшой скорости. У «гибрида» лёгкий руль и машина слушается его с удовольствием. Хороша и подвеска — в меру мягкая, но без раскачки. Но главное — что с экономичностью? Покатавшись по центру Москвы в субботу, я получил средний расход около шести литров на 100 километров в довольно активном режиме езды, не раздражая окружающих черепашьей скоростью.

Жаль, что у нас для владельцев гибридных автомобилей нет никаких льгот и поблажек — это хоть как-то могло бы подсластить пилюлю от стоимости нового «Приуса». А пока остаётся утешать себя тем, что потратившись на «гибрид», можно здорово сэкономить на топливе. Жаль только, что мало кто это понимает: у нас за эти деньги продолжают с удовольствием покупать более крупные и мощные Camry. Быть может, до того, чтобы понять и распробовать Prius, мы просто ещё не доросли?

©  Популярная Механика