«Однажды появится платформа в десять раз удобнее и интереснее YouTube»
Интервью с основателем и генеральным директором компании CDNvideo Ярославом Городецким.
В избранное
В избранном
Дважды в месяц генеральный директор компании «Нетология-групп» и ведущий подкаста «Рунетология» Максим Спиридонов беседует с российскими предпринимателями в сфере цифровых технологий и интернета.
Редакция vc.ru публикует краткую версию интервью — о том, кому полезны, а кому жизненно необходимы сети доставки контента, как работает CDNvideo под контролем стратегического китайского инвестора и каким будет онлайн-видео через десять лет.
О госте — Ярослав Городецкий
- Родился в 1976 году в Москве.
- В 1998 году окончил Московский физико-технический институт по специальности «Телекоммуникационные сети и системы».
- С 1996 по 2005 год руководил подразделением проектов для российского рынка в Orange Business Services.
- С 2008 по 2010 год работал начальником отдела развития бизнеса в CDN-операторе NGENIX, а также в компаниях Alcatel, CPM и «Эквант».
- С апреля 2010 года — руководитель основанной им компании CDNvideo.
Впервые твоя компания заявила о себе на «РИФ-2010». Почему тогда ты решил, что услуги CDNvideo будут востребованы?
Когда мы только задумались о том, что стоит развивать CDNvideo, интернет-аудитория в Москве и Петербурге по численности была сопоставима с остальной частью русскоязычных пользователей. С каждым годом пользователей интернета в регионах становилось всё больше.
Мы поняли, что люди в регионах хотят загружать сайты, скачивать игры и смотреть видео с такой же скоростью, что и в столице. Этим мы и занимаемся уже семь лет, обеспечивая качественный доступ к контенту на всей территории страны, а теперь и во всём мире.
Что представляет собой ваша основная услуга?
CDNvideo — распределённый хостинг для тяжёлого контента. Храним видео, игры, статические файлы для сайтов. У нас сотни серверов в России и десятки тысяч — по всему миру. Если пользователь зайдёт на обслуживаемый нами ресурс из Владивостока, он получит файлы из Владивостока, зайдёт из Калининграда — получит файлы из Калининграда.
Ваши клиенты — компании, которые генерируют контент и предоставляют его пользователям, а вы обеспечиваете зеркалирование контента и ускоряете его доставку?
Совершенно верно.
Давай с примерами. Судя по вашему названию, главным образом это видеохостинги?
Действительно, мы начинали с видео. Первыми к нам обратились телеканалы. В 2010 году у телекомпаний уже были интернет-дирекции, но видео на сайтах они только начинали запускать. Качество онлайн-трансляций телеканалов в интернете было низким.
Сначала с нами сотрудничали крупные федеральные каналы, потом — нишевые. Особенно наш сервис полюбили музыкальные каналы, потому что, помимо качественной интернет-трансляции, мы предоставляем обширную аналитику по тому, как аудитория смотрит эфир, какие видео предпочитает, на каких клипах отключается. Это позволяет клиенту формировать контентную политику.
После услугами CDNvideo стали пользоваться и региональные телеканалы. Многие из региональных компаний запускают трансляции в интернете из-за риска лишиться эфирных частот.
Тогда же CDNvideo заинтересовались интернет-кинотеатры и видеохостинги. Сейчас большинство подобных российских компаний — наши клиенты.
Недостатка в клиентах у тебя нет?
Определённо нет. Более того, трафик у наших клиентов стремительно растёт, нам всё время приходится увеличивать мощность сети.
Когда вы создавали CDNvideo, смотрели на зарубежные аналоги?
Конечно. Сокращение CDN я узнал в 1998 году, когда открылась первая компания на этом рынке — Akamai Technologies. Приблизительно в то же время мой одногруппник писал диплом на тему «Как построить CDN».
Ты двенадцать лет вынашивал эту мысль?
Когда началось мощное развитие видео в России, когда набрали силу первые крупные российские видеохостинги, я вернулся к этой идее. Особенно впечатлили меня тогда суммы, за которые продали YouTube и Rutube. Я убедился, что именно в видео вскоре вложат большие деньги.
Насколько сложным оказался для тебя переход из наёмных менеджеров в предприниматели?
Мне очень помог переход из крупной компании в небольшую. Сначала была Orange, за ней — Alcatel. Потом я перешёл в небольшой интегратор CPM. Там я не был акционером, но видел, как они работают, помогал им. Тогда я и заразился предпринимательским духом.
Что стало спусковым крючком, нажатие на который запустило переход?
Я отчётливо понимал, как сделать бизнес. Был уверен, что команда, которую я могу собрать, построит его. Осознавал, что у меня хватит знаний, что я сумею найти минимум десяток клиентов, которые купят у меня услугу. И что деньги тоже найду. Пазл сложился.
Деньги были инвестиционными или личными?
Инвестиционными. Сначала от бизнес-ангелов, от друзей, к которым я обратился. У знакомых взять деньги было проще всего, но проектом уже на тот момент интересовались фонды, банкиры.
Каково психологически сменить режим и стать ответственным за всё и всех?
Я понимал, на что иду. Помню свои ощущения, когда через квартал после запуска бизнеса увидел, сколько мы тратим ежемесячно. Зарабатывали мы раз в десять меньше прибыли, деньги кончались. Я понял, что надо активнее работать. Если бы не было чувства ответственности, ничего бы не получилось. У наёмного менеджера такой проект закрылся бы ещё в самом начале.
С самого старта продаж в 2007 году iPhone не воспроизводил Flash-ролики.
По корпоративной легенде, это обстоятельство сослужило вам добрую службу. Каким образом?
Apple выпустила протокол HLS и заявила, что iPhone и iPad будут проигрывать видео в интернете только через него. Началась гонка: кто первым реализует протокол у себя и сделает на его базе готовую услугу.
Мы были первыми и пришли с этой услугой в крупные телекомпании, в частности, в ВГТРК. Есть версия, что государственные телеканалы начали искать решения трансляции видео на устройствах Apple после того, как Дмитрий Медведев (президент России с 2008 по 2012 год — vc.ru) встретился со Стивом Джобсом.
Сомневаюсь, что это было сделано исключительно ради Медведева, но в то время российские чиновники массово покупали iPad. На эту технику надо было транслировать государственные телеканалы, что мы и помогли сделать.
Какие ещё события помогли в развитии компании?
Олимпиада в Сочи была для нас трамплином: за счёт неё мы выросли в два раза как по выручке, так и по объёму сети, по объёму оказываемых услуг, а также привлекли дополнительное финансирование от венчурных инвесторов.
Следующий знаменательный момент — сделка, которая прошла в 2017 году: доли российских инвесторов выкупили инвесторы китайские — стратеги, лидеры рынка CDN в Китае (китайская компания Wangsu Science & Technology, оказывающая услуги доставки контента под брендами ChinaNetCenter и Quantil, приобрела контрольный пакет в CDNvideo в мае 2017 года, — vc.ru). Теперь мы часть крупной международной компании.
Год основания: 2010.
Штат: 65 человек в московском офисе; в головной компании Wangsu — 3500 человек.
Структура владения: 70% акций — у Wangsu, 30% — у генерального и технического директоров.
Количество серверов в парке: в объединённой сети CDNvideo и Wangsu — более 86 тысяч.
Количество клиентов: более 650.
Годовой оборот: около 200 млн рублей.
Откуда возникли китайские инвесторы и почему они купили значительную часть вашего бизнеса?
Они нашли нас сами. Они искали возможности для международного развития, потому что добились лидерства в Китае, а вот за пределами страны их доля была мизерной. Раньше они пытались открывать дочерние компании в других странах, но на российский рынок решили выйти путём приобретения готового бизнеса.
Каково с ними сотрудничать? Насколько они как акционеры комфортны с точки зрения взаимодействия?
Пока мне всё нравится. Они поддерживают нас. У инвесторов большой опыт в бизнесе. Наши решения тоже оказались ими востребованы. Всегда хорошо иметь старшего товарища, с которым можно посоветоваться и который не ограничивает тебя в операционной деятельности.
В каком режиме вы взаимодействуете?
Переписываемся в WeChat, публикуем ежемесячные отчёты. Меня многие пугали тем, что обязательно приедет «смотрящий». Ничего подобного не произошло. Работаем с Wangsu Science & Technology конструктивно. Мы даже чаще инициируем диалог, чем наши китайские коллеги.
Язык общения английский?
Да. Чтобы работники не боялись общаться с китайцами, мы в компании организовали курсы китайского языка. Но пока, честно говоря, ни разу им не пользовались. Хотя многие успели окончить целый курс, получили диплом о начальной стадии знания китайского. Считаю, всё впереди.
Настолько сложен китайский?
Он простой, в нём почти нет грамматики. Во многом китайский менталитет определяется языком. «Я делаю» и «я сделаю через полгода» — это одно и то же слово. Там нет времён, поэтому если что-то надо делать, то это надо делать сейчас. В Китае нет настолько долгосрочного планирования, как на Западе. Такая культура — что-то делать в авральном режиме, — мне кажется, близка российской.
По оценке Markets & Markets, объём мирового рынка CDN составил в 2016 году $6,05 млрд и обещает достигнуть отметки $23,22 млрд к 2021 году при среднегодовом росте на уровне 31%.
Насколько велик рынок CDN в России?
Думаю, сейчас — до миллиарда рублей.
Пока немного. А какую динамику ты наблюдаешь?
Динамика есть, особенно касательно объёма трафика, пропускаемого через сети; тут огромный ежегодный рост. В деньгах, конечно, поменьше: во-первых, люди просят о скидках при росте объёма трафика, приходится им эти скидки давать. Во-вторых, не у всех клиентов благоприятное финансовое положение, и конкуренция сегодня острая. Но в целом рынок перспективный, и он находится на подъёме.
На рынке главную роль по-прежнему играет видео?
Да. Но всё более заметен становится игровой бизнес, по крайней мере по динамике роста. Хотя, с точки зрения абсолютных объёмов, на видео приходится большая доля.
Под игровым бизнесом ты подразумеваешь обеспечение связи игроков, стримы, что ещё?
Не только. И стримы, и загрузку приложений. Сейчас нашим клиентом является Steam. Все игры, которые загружаются через магазин Steam на территории России, скачиваются с наших серверов.
Также многие разработчики мобильных игр используют нас для докачки графики и звука в свои приложения, чтобы было быстрее, чем из App Store, чтобы не пугать пользователей большим «весом» приложений. Например, чтобы размер у приложения был не 500, а пять мегабайт.
Видеоконтента становится всё больше. Что ты думаешь о текущем положении вещей и каким видишь развитие событий?
У каждого современного телефона есть неплохая камера. Благодаря тому, что развились технологии кодирования, каждый человек может записать видео и сделать его общедоступным в интернете. Всё это благотворно влияет на нас и наших коллег по цеху. От парадигмы «один человек вещает, вся страна слушает» мы переходим к другой — «вся страна вещает и слушает». Вместо столбца «один умножить на неизвестную» появилась матрица «неизвестную умножить на неизвестную».
Будет вещать вся страна?
Уже вещает. У многих детей десятки тысяч подписчиков.
Сохранится ли значительное количество создателей видеоконтента и повысится ли среднее его качество?
По логике вещей — да. Люди понимают, что видео — более доходчивая форма подачи контента и взаимодействия, многие блогеры переходят на видео. Дети попросту разучиваются читать, им гораздо проще смотреть картинки.
Но разучиться воспринимать видео куда сложнее, чем разучиться читать. Поэтому, вероятнее всего, ситуация будет развиваться в том же русле. Может быть, 2D-видео уступит место какому-нибудь 360-градусному видео или VR, голографическому видео, когда оно станет так же доступно.
Для поколения, которое родилось уже после эпохи телевидения, наверное, создадут более качественный контент.
По прогнозам экспертов, к 2021 году 80% глобального интернет-трафика составит онлайн-видео, 77% от видеотрафика будут доставлять через сети CDN.
Как ты относишься к такому прогнозу?
Я с ним полностью согласен. Мы наблюдаем бурный рост видео, притом что в основном передаём контент телеканалов, а не UGC-ролики, которые загружаются преимущественно в соцсети и на видеохостинги.
YouTube по-прежнему главная мировая видеоплатформа. За ней пытается угнаться Facebook со своими трансляциями. Кто из интернет-гигантов может потеснить их на рынке — Apple, Google? Возникнут ли новые заметные игроки?
Я наблюдаю за китайским рынком, где YouTube запрещена и бурно развиваются видеосервисы, которых в западном интернете попросту нет.
Там бешеную популярность приобрели местные клоны Periscope и они уже гораздо лучше оригинала. С помощью трансляций человек собирает вокруг себя десятки тысяч пользователей и легко монетизирует это внимание.
В Китае очень популярны сервисы с короткими роликами, каких у нас почти нет, за исключением редких не очень удачных проектов. Длительность видео в таких сервисах ограничена 20–30 секундами, по ним легко делать навигацию, и людям хочется смотреть всё новые и новые записи такого формата.
На Западе пространство для подобных проектов вытеснила YouTube. Любой, кто хочет снять видео, в первую очередь пойдёт на YouTube и там, скорее всего, останется.
Страна, которая была в догоняющих, пошла в своём развитии дальше, чем те, где давно выделился лидер, который не даёт рынку развиваться. Но интересные стартапы с новыми бизнес-моделями попытаются сместить YouTube. Однажды появится платформа в десять раз удобнее и интереснее YouTube. И трафик начнёт органически перетекать на неё.
Какие тренды определят ближайшее будущее онлайн-видео?
Сейчас активно развивается видео »360 градусов», но пока реализовать технически сложно. Если делать полную трансляцию такого видео в высоком качестве, то нужно, чтобы полоса пропускания на пользователя составляла десятки мегабит, чего не выдержат никакие современные сети.
Вопрос в том, будут ли люди покупать устройства для просмотра 360-градусного видео. По-моему, будут. Но в перспективе это не та технология, на которую хочется перейти и на которой хочется остаться.
Вскоре на повестке дня окажутся голографические технологии, и лет через десять у тебя и у меня в кармане будет устройство, способное проигрывать настоящее 3D-видео — пространственное, без всяких очков, без отрыва от окружающего мира. Я верю в это.
А какой будет роль искусственного интеллекта в развитии видео?
Он уже неплохо развит. У CDNvideo есть решения, которые позволяют определять, что демонстрируется на видео, индексировать его и запрещать в онлайн-режиме, например, если зритель — ребёнок.
Как вариант, возможна глубокая интеграция с мессенджерами, которые будут дополнять те объекты, которые мы наблюдаем на видео, формировать из них сообщения.
Сценариев много. Главное, чтобы была стартап-среда, которая всё это превратит в устойчивые бизнес-модели. А нынешние технологии лет через десять будут казаться доисторическими.
Видео вообще самая естественная среда для человека. Когда мы сидим друг напротив друга — это тоже практически видео. Мне кажется, большая часть рекламных денег перекочует в сферу интернет-видео, сюда же перетечёт и креатив.
Блиц
Когда ты написал последнюю строчку кода?
В 2002 году.
Ты готов платить за связь в два раза больше, но быть на 5G со скоростью в гигабит?
Да. Хотя не знаю, зачем.
Будешь открывать новый бизнес или CDNvideo — это дело твоей жизни?
Пока дело моей жизни. Но ни от чего нельзя зарекаться.
Кто тебе симпатичнее — Брэнсон, Тиньков или Маск?
Павел Дуров.
Почему?
Потому что все перечисленные всё-таки из поколений, который были даже до меня, до сорокалетних. А я больше верю в поколение, которое идёт после меня.
Чем оно отличается от предыдущих?
Меня в них привлекает неуёмная энергия созидания. Вдобавок они не видели, как [привычный мир] рушился у них на глазах. Или видели, но в совсем раннем возрасте. По-моему, у них должно всё получиться в жизни и в строительстве нового общества.
Сколько времени максимум ты в состоянии прожить без интернета?
Жить без интернета я люблю. Но я один раз купил телефон без интернета и выкинул его через неделю. Вернее, положил его в ящик и опять купил смартфон. Но мне очень понравился тот опыт. Сразу родилась масса идей, которые захотелось реализовать.
Это интервью — сжатое изложение 318 выпуска аналитической программы «Рунетология». Полная версия — на Soundcloud.
#интервью #рунетология
© vc.ru