Обзор мирового и российского фудтех-рынка: перспективные направления, крупные и локальные игроки и инвестиции

Команда сервиса по доставке еды Delivery Club написала для vc.ru колонку о том, как обстоят дела на мировом фудтех-рынке: собрала актуальные направления, крупных игроков и описала ситуацию в российском сегменте.

Согласно данным Business Insider, Food & Beverage — самый большой сегмент ритейла с ежегодным объемом продаж в $600 млрд, при этом всё еще обладающий крайне низкой долей проникновения онлайн-сервисов. И хотя этот рынок существует не первый год и на нём есть крупные компании, которые торгуются на бирже, сегмент всё ещё остается достаточно интересным.

2015 год стал самым горячим с точки зрения инвестиций для мирового фудтех-рынка: было закрыто 273 сделки на общую сумму $5,6 млрд, что более чем вдвое превысило показатели предыдущего года. Текущий год также ознаменовался несколькими крупными сделками, и подводить итоги ещё рано.

При взгляде на эту инфографику создаётся впечатление, что из всего многообразия проблем повседневной рутины традиционным способом решается только вопрос покупки еды и продуктов: именно этот сегмент пока не сдался в руки современных технологий. При этом рынок настолько крупный и многогранный, что даже ветераны этой сферы не могут похвастаться глобальным монопольным (или доминирующим) положением, как это может сделать, например, Booking.com или Uber в своих сегментах. И это хорошие новости не только для существующих игроков, но и для пионеров рынка.

Основные направления развития фудтех-рынка

Наблюдая за основными игроками этого рынка, мы можем выделить несколько мировых векторов развития:

  • Доставка из ресторанов. Пожалуй, самое масштабное направление. Это модель marketplace (во многом идентична Booking.com, только работает в сфере заказов еды из ресторанов), то есть компании работают как масштабные агрегаторы заказов, которые помогают людям сделать выбор среди многих ресторанов и в итоге передают заказ напрямую в выбранный. При этом компании зачастую сами предоставляют сервис по доставке. Подобный формат представлен как транснациональными игроками, такими как Delivery Hero и FoodPanda, так и локальными, но очень крупными, — например, китайский Ele.me.
  • Готовые блюда по запросу. Здесь могут использоваться разные модели, но в итоге это доставка готовых блюд или по расписанию, или по запросу. Выбор блюд обычно ограничен, но при этом меню разное на каждый день. Наиболее яркие мировые представители в этой нише — Sprig, Munchery, Maple. Сюда же с некоторой натяжкой можно добавить сервисы по доставке еды в офисы.
  • Наборы продуктов для готовки по подписке. Сервисы для тех, кто предпочитает готовить самостоятельно по предоставляемым рецептам и корзине продуктов. Удобство состоит в том, что клиенту привозят все необходимое для приготовления выбранного блюда в нужном количестве, обычно эти рецепты достаточно просты и быстры. Подобные услуги предоставляют такие компании как HelloFresh и Blue Apron, на российском рынке можно упомянуть о компании «Партия еды».
  • Доставка фермерских продуктов. Тем, кто хочет получать только свежие продукты «прямо с грядки», сервисы вроде FarmDrop и Farmigo предоставляют возможность заказывать напрямую у фермерских хозяйств.
  • Новые подходы в еде и напитках. Пока не ясно, какие у них перспективы и как новый подход в еде будет воспринят, но нельзя не упомянуть о таких ярких компаниях, как Impossible Foods и Juicero — их предложения в корне меняют традиционные представления о культуре питании. Будем следить за их успехами.

Я осознанно не стал описывать такие сервисы по заказу и доставке еды из обычных магазинов, как InstaCart, потому что в этой нише уже стали работать мощные игроки вроде Amazon и Google, поэтому сложно выделить это направление в отдельную нишу. Скорее всего это станет стандартной надстройкой обычного формата покупок, не имеющего food-специализацию.

Рынок меняется достаточно быстро, и возможно, мы ещё станем свидетелями как схлопывания ниш, так и появления новых, о которых мы ещё даже не подозреваем.

Какие направления являются наиболее перспективными

Самые крупные инвестиции по-прежнему идут в сферы доставки еды из ресторанов, как самую емкую и масштабную нишу. Особняком, конечно, стоят инвестиции в китайский сервис Ele.me от Alibaba в размере $1,25 млрд, что показывает как направление фокуса развития самой группы Alibaba, так и потенциал этого рынка в целом.

Особенности российского рынка

На российском рынке представлены практически все вышеупомянутые модели на разных стадиях развития. На любой локальный рынок накладывают отпечаток национальные особенности потребления продуктов, культуры посещения ресторанов и приготовления пищи.

К примеру, на Ближнем Востоке и в Азии в целом принято заказывать еду на дом, что обусловлено в том числе и климатическими особенностями, поэтому местные компании по доставке еды попадают в весьма благоприятную среду изначально.

Россия в этом смысле также имеет свои особенности, но в нашем случае это скорее тормозит развитие «классических» моделей. К примеру, в России относительно недавно появилась культура посещения ресторанов.

Пока ещё в большинстве случаев поход в ресторан расценивается, как особое событие, а не просто способ потребления пищи. Поэтому и сервисы по доставке еды из ресторанов воспринимаются как дополнительная, в какой-то мере даже праздничная услуга.

Мы осознанно работаем в этом направлении для преломления сложившихся привычек. К примеру, снижая минимальную сумму заказа, мы хотим донести мысль, что заказывать еду из ресторанов можно для себя каждый день, а не только по особым поводам и на большие компании.

Что происходит на российском рынке

Как уже было сказано выше, в России в большинстве случаев еда из ресторанов воспринимается скорее как элемент хорошей жизни, поэтому пока нельзя говорить о массовом распространении сервисов, связанных с едой. Последней крупной сделкой в фудтех-сфере оказалась сделка по покупке компании Delivery Club глобальной группой FoodPanda, что опять же подтверждает тезис о том, что большие вложения пока идут только в крупные сервисы по доставке еды.

Безусловно, на рынке есть и незанятые ниши, которые позволят заработать как основателям, так и инвесторам. Но стоит помнить, что это всё-таки ниши достаточно узкие, и либо они связаны с географическим положением (Москва или Санкт-Петербург), либо с удовлетворением специфического спроса. В ближайшее время не стоит ожидать появление большого игрока «из гаража», скорее всего, это будет расширение или объединение существующих игроков.

В целом Россия движется в общем тренде развития подобных сервисов за рубежом и перенимает наиболее успешные модели.

Какие возможные точки роста

Давать советы — это всегда неблагодарное дело, но можно с уверенностью выделить направления, где есть шанс достигнуть большого успеха:

  • Лидеры любого рынка всегда забирают себе львиную долю пирога, поэтому крайне важно «застолбить» своё место на новых направлениях, тем более, если есть уверенность в большом потенциале.
  • В этой сфере бизнеса огромное значение имеет скорость обслуживания и качество сервиса, так как это именно то, ради чего люди готовы отказываться от традиционных путей заказа еды. Тот, кто сделает ставку на одно из этих направлений (если не получится сделать это одновременно), в итоге сможет получить самых лояльных клиентов.

©  vc.ru