Обозреватель Recode описала свои впечатления от поездки на самоуправляемом автомобиле по Кремниевой долине

Самоуправляемый автомобиль, созданный Google, прошёл долгий путь. Сегодняшняя демонстрационная экскурсия по кампусу Google в Маунтин-Вью и его окрестностям на белом самоуправляемом Lexus оказалась куда меньше похожа на обычную поездку с осторожным водителем, нежели я себе представляла.

Конечно, автомобиль соблюдал правила дорожного движения, но помимо этого, набрав скорость, он сумел объехать грузовик, выезжавший на нашу полосу, чтобы можно было продолжать движение без остановки.

Возможно, это самообман, но, сидя на заднем сидении, я, по крайне мере, не чувствовала себя в опасности. Автомобиль останавливался перед пешеходами, даже если те переходили дорогу в неположенном месте, притормаживал на повороте, когда не было видно, какой свет горит на следующем светофоре, и добавлял газ, когда опасался, что на нашу полосу может повернуть автобус.

google-selfdriving-experience-537764a1c8Один из двух десятков тестовых моделей Lexus от Google, наматывающих круги по Маунтин-Вью, отрабатывая сценарии

За время проекта автомобили Google самостоятельно проехали порядка 700 тысяч миль, и при этом ни разу не становились виновниками аварии, хотя в них несколько раз врезались сзади. Они никогда не превышают разрешённую скорость, за исключением случаев, когда человек, сидящий на месте водителя, даёт однозначное разрешение превысить допустимую на шоссе скорость максимум на 10 миль в час, чтобы оставаться в потоке.

На основании данных от датчиков, лазера и камеры — GPS был бы не слишком точен — автомобиль однозначно знает, где он находится вплоть с точностью до сантиметров. И да, на центральной приборной панели есть большая красная кнопка для полного отключения системы.

google-selfdriving-experience-53776577efФотография из обзора The Verge

Но, несмотря на то, что моё доверие к системе укрепилось, у меня не осталось оптимистичного впечатления, что самоуправляемые автомобили — это то, чего стоит ждать в ближайшем будущем. У меня сложилось отчётливое понимание, что автомобили без водителя от Google ещё весьма далеки от этапа коммерциализации. Выпущено всего лишь пара десятков тестовых моделей Lexus. А карты с дистанционным детектированием по технологии «Лидар» (Lidar) составлены всего лишь для 2 тысяч миль дорог, и только по ним сейчас способны передвигаться машины Google.

Спустя пять лет с момента начала проекта, команда Google по самоуправляемым автомобилям сейчас находится в стадии тонкой настройки. Все двадцать автомобилей выезжают на улицы почти каждый день, с двумя «водителями-тестировщиками», чтобы те делали записи о том, где автомобиль мог бы лучше вписаться в поворот или — как во время моей пробной поездки — достаточно ли точно автомобиль оценил опасность выезда автобуса на его полосу.

Какое-то время около 100 сотрудников Google принимали участие в тесте «собачьего корма» (то есть пользовались продуктом, который сами производили) — самоуправляемые авто подвозили их в офис. Теперь автомобили занимаются решением вопросов с проблемными участками дороги, вроде сложных перекрёстком или мест проведения дорожных работ.

Выступая на пресс-конференции Google X по поводу открытия выставки самоуправляемых автомобилей в «Музее компьютерной истории» неподалёку от головного офиса Google, руководитель команды по программному обеспечению Дмитрий Долгов рассказал, как всё сильно изменилось.

«В далёком 2009 году, когда мы начинали, всё было из рук вон плохо», — честно признал он. «Можно было провести на парковке полчаса, и улучшение было на 300 процентов. А теперь всё не так просто. И нам действительно нужно постоянно ездить и выяснять новые проблемные ситуации».

google-selfdriving-experience-537764d27aКоманда Google, работающая над самоуправляемым автомобилем, и их творение

Но есть проблемы, от решения которых Google ещё очень далека — например, вождение при плохой погоде, которая может помешать работе датчиков. По словам Долгова, в дождь самоуправляемые авто всё ещё испытывают сложности, в особенности на трассе, где другие машины поднимают брызги. На данный момент они столь же хороши, как люди, управляющие машиной в условиях сильного тумана. А проблему вождения в условиях снега команда даже ещё не начинала решать.

И хотя многих, кто не доверяет Google в его всепоглощающих направлениях деятельности, возможно, не слишком обрадует лидерство компании в деле разработки самоуправляемых машин, нетрудно представить себе, насколько лучше и безопаснее может стать мир, если появятся надёжные и высокоэффективные самоуправляемые средства передвижения.

Это снизило бы количество дорожных происшествий, —, а ведь это основная причина гибели людей в возрасте от 4 до 34, при этом в 90 процентов случаев виной всему — человеческий фактор. Это повысило бы мобильность пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, а также обеспечило безопасность начинающим водителям. Дороги тоже могли бы стать более эффективными — очевидно, они могли бы успешно справляться даже с максимальным уровнем загрузки, тогда как сейчас движение бесперебойно только в том случае, если автомобили занимают не более 8 процентов дороги. К тому же, во всём мире постепенно машины могли бы стать общественным видом транспорта —, а это значит, что освободилось бы огромное количество различным ресурсов, включая, например, парковочные места.

ОК, отлично. Так когда же появится рыночная версия самоуправляемого автомобиля Google?

Директор проекта по самоуправляемому автомобилю Крис Урмсон полагает, что это случится в срок от трёх с половиной до шести лет, то есть в 2017 или к 2020 году. Даже после убедительного тест-драйва, я считаю, что это слишком оптимистичные обещания, учитывая, сколько всего ещё нужно сделать — создать карты для гораздо большего количества дорог, заключить договора с производителями и дистрибьюторами, снизить стоимость и размер машин, получить разрешение от властей, решить вопросы безопасности и охраны личной жизни, а также проблемы с влиянием погодных условий.

«Если вспомнить слова моего босса, Сергея Брина, когда губернатор приезжал в Google, чтобы подписать законодательные акты по вопросу самоуправляемых транспортных средств, то Брин обещал выпустить автомобиль на рынок через пять лет, а это было уже полтора года назад, и это один из установленных сроков для нашей работы — впрочем, его могут сдвинуть вопросы безопасности», — говорит Урмсон. «Другой срок, который я себе обозначил, определяется тем, что моему сыну 10 лет. А статистика по водителям-подросткам просто ужасающая. Так что у меня есть 6 лет».

По описанию Долгова, главное сумасшествие в том, что все эти миллионы измерений и вычислений в секунду сводятся ровно к двум вещам. По сути, к двум цифрам: сколько добавить газа и насколько повернуть руль.

«Задача в том, что есть множество комбинаций этих двух цифр, которые машине не стоит делать. И нам нужно находить лучшие варианты, причём делать это много-много раз в секунду, если мы вообще планируем хоть когда-то дожить до того момента, когда можно будет играть в домино за рулём».

Этот материал является переводом оригинальной статьи Лиз Ганс «Here«s What It«s Like to Go for a Ride in Google«s Robot Car» в Recode.

Небольшой спойлер-дополнение от TJournal: в шестой серии первого сезона сериала «Silicon Valley», несколько гротескно изображающий жизнь технологичной Кремниевой долины, один из героев решает тоже воспользоваться беспилотным автомобилем (правда, не принадлежащим Google), чтобы добраться до дома.

google-selfdriving-experience-537768308cКадр из сериала «Кремниевая долина»

Здесь-то и всплывают всё подводные камни автоматической системы: она сама решает, как везти своего пассажира, но в процессе меняет решение на более приоритетное, и увозит его в противоположном от цели направлении. Сам же герой ничего поделать не может: голосовое управление ему, конечно же, не подчиняется, а «большой красной кнопки» в текущей конструкции, к сожалению, не предусмотрено.

©  TJournal