Обед на 40 миллионов лет: древняя окаменелость оказалась полна сюрпризов

Европейские ученые провели анализ хорошо сохранившихся ископаемых останков саламандры, найденных во Франции, возраст которых составляет от 34 до 40 миллионов лет. Во время этой рутинной процедуры их ожидало удивительное открытие: внутри окаменевшей ящерицы исследователи внезапно обнаружили ее последнюю трапезу: кости, легкие, мышцы и даже гениталии лягушек. Подобная находка — настоящий клад для палеонтологов и, согласно публикации в PeerJ, на сегодняшний день это одни из самых старых образцов органов, найденные у позвоночных. Но даже это не самое интересное: по словам ученых, это «единственный известный случай вымершего вида саламандры, которая питалась лягушками».

12 невероятных космических снимков: прощание с Cassini

Квантовая теория против гравитации: загадка наконец разгадана?

Почему это так важно? 40 миллионов лет — огромный срок по меркам живого существа. Если благодаря удачному стечению обстоятельств труп животного мумифицируется и каким-то образом дойдет до наших дней, то в 99% случаев это будут лишь кости, поскольку никакая органика не может существовать столь долгое время. Именно этим и объясняется то, что мы до сих пор не имеем четкого представления о внешнем облике древних существ и опираемся лишь на фрагменты их скелетов, которые палеонтологам посчастливилось найти в горной породе или торфяных залежах. Лишь в редчайших случаях, как например для этой саламандры, условия консервации бывают настолько хороши, чтобы мягкие ткани сохранились в течение столь длительного времени, пускай и пропитавшись минералами.

Ископаемое было найдена во Франции, чья география, изобилующая трещинами в земной коре, превратила землю в самое настоящее кладбище мумий. Ученые не первый год находят в укромных местах минерализованные тела животных или их отпечатки в плотной породе. Благодаря новым технологиям, в этот раз палеонтологам посчастливилось исследовать не только внешний вид, но и внутреннее содержимое трофея. Специальный рентгеновский излучатель, предоставленный European Synchrotron Radiation Facility (ESRF), позволил провести полное сканирование мумии и обнаружить в ней образцы полупереваренных лягушек.

Исследователи отмечают, что вынуждены судить о возрасте находки по косвенным признакам, но даже в этом случае перед ними вне всякого сомнения одни из самых древних образцов мягких тканей саламандры и лягушек. В будущем это поможет эволюционным биологам определить то, как сильно древние земноводные отличались от современных.