Новые авианосцы Китая станут больше похожи на американские

Информацию о развитии китайского флота и армии приходится собирать по крупицам и, зачастую, делать выводы на основе не самых надежных источников. Оттого еще более ценными становятся данные, получаемые СМИ от близких к военно-промышленному комплексу Поднебесной людей. На этот раз появились подробности об устройстве двух следующих авианосцев Народно-освободительной армии Китая(НОАК).
Новые авианосцы Китая станут больше похожи на американские
«Ляонин» (Type 001)

Как пишет издание The Straits Times со ссылкой на профессора Ли Джи (Li Jie), который является академиком в научно-исследовательском институте флота НОАК, два строящихся сейчас авианосца будут существенно отличаться от предшественников — «Ляонина» и «Шаньдуна». Оба этих корабля являются последователями и глубокой модернизацией еще советских разработок в рамках проекта 1143.5, единственным представителем которого является стоящий сейчас на вооружении России «Адмирал Кузнецов».

В настоящий момент ведется строительство авианосца Type 003, а еще один — Type 004, — будет заложен в 2021 году. По словам Ли Джи, работы не останавливаются и идут полным ходом. Третий корабль данного класса собираются оснастить катапультой для запуска с палубы самолетов более высокой массы, чем доступная сейчас для «Ляонина» и «Шаньдуна». А четвертый авианосец будет обладать иной силовой установкой, что почти наверняка означает использование ядерного реактора в качестве источника энергии.

«Шаньдун» (Type 002)

Иными словами, оба новичка получат два ключевых улучшения, которые отделяли китайский авианесущий флот от его американского визави. Без катапульты с палубы не запустить самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания (ДРЛОиУ), а без новой силовой установки не нарастить водоизмещение. Увеличение размеров и массы авианосца необходимо для установки современного оборудования, вооружений и размещения большего количества летательных аппаратов на борту.

Косвенно эта информация подтверждается известиями о том, что совсем недавно в Китае начались летные испытания самолета ДРЛОиУ KJ-600. Такой летательный аппарат не сможет взлететь с палубы авианосца сам — не хватит тяги турбовинтовых двигателей.

Предполагаемый облик KJ-600

Прямым текстом наличие атомного реактора в планах строительства Type 004 не проговаривалось, однако иных опций, пожалуй, нет — корабли столь большого водоизмещения по‑другому в движение с высокой крейсерской скоростью не привести. «Ляонин» имеет водоизмещение до 67,5 тысяч тонн, «Шаньдун» — до 70, а Type 003 оценивается в 85 000 т. Для сравнения, «Адмирал Кузнецов» вытесняет при полной загрузке около 61 390 тонн воды, а «суперкэрриеры» американского флота — свыше ста тысяч тонн.

Самый совершенный китайский плавучий аэродром, судя по многим признакам, должен будет подобраться к этой планке, а значит и обладать соответствующей энерговооруженностью. Какая силовая установка стоит в «Шаньдуне» и будет установлена в Type 003 доподлинно неизвестно — либо газотрубинная, либо работающая на мазуте. «Ляонин», как и «Кузнецов», оснащен котлами для сжигания жидкого топлива и создания пара, который приводит в движение турбины.

Спутниковые снимки прототипа KJ-600 на аэродроме

На основе опыта службы российского авианесущего крейсера можно предположить, что шестьдесят с небольшим тысяч тонн — предельная масса для относительно быстроходного (до 29 узлов) корабля с котлотурбинной силовой установкой на мазуте. Британские авианосцы серии «Королева Елизавета» (Queen Elizabeth class carriers) оснащаются мощнейшими газовыми турбинами Rolls Royce MT30 (по 39 МВт или 53 000 лошадиных сил каждая) и при водоизмещении свыше 70 тысяч тонн разгоняются до 25 узлов.

В свою очередь, «суперкэрриэры» класса «Нимиц» могут похвастаться доступной мощностью в фантастические 194 мегаватта, которые обеспечиваются двумя ядерными реакторами. Это позволяет американским авианосцам при проектной максимальной скорости в 30 узлов демонстрировать на испытаниях и даже большие показатели.

Авианосец класса «Нимиц»

©  Популярная Механика