Новостной ленте Facebook исполнилось 10 лет — Краткая история проекта в рассказе его разработчиков

10 лет назад в сентябре 2006 года в Facebook появилась новостная лента. Сперва пользователи встретили нововведение крайне неодобрительно, но затем стали пользоваться соцсетью все чаще, и сегодня уже не могут представить свою жизнь без алгоритмической новостной подборки, пишет портал Backchannel. Издание пообщалось с авторами разработки. Редакция vc.ru перевела наиболее интересные фрагменты беседы.

В 2005 году за разработку алгоритмической ленты отвечало три человека: Крис Кокс, Эндрю Босуорт и Руши Сангиви. Двое из них по-прежнему работают в компании. Крис Кокс сейчас занимает должность директора по продукту, а Эндрю Босуорт — вице-президента по рекламе и коммерческим платформам.

Крис Кокс пришел в Facebook в ноябре 2005 года, когда в команде было менее 50 человек: «На собеседовании меня спросили, смогу ли я разработать новую функцию, чтобы связать отдельные пользовательские страницы в единую систему. Я решил попробовать», — вспоминает Кокс.

20130322_ccox_0015-2-copy.jpgКрис Кокс

До изобретения новостной ленты, чтобы узнать, что нового произошло у друзей нужно было вручную просматривать их страницы. «Руководство поняло, насколько это неудобно, и решило создать общий каталог», — пишет автор Backchannel Джесси Хэмпель.

Я не знаю, почему тогда сервис становился все более популярным и пользователи возвращались снова и снова. Наверное, у людей было что-то ценное и они обменивались этим на своих страницах. Мы решили найти способ, как упорядочить систему.

— Эндрю Босуорт

«Тогда готового решения еще не было и нам пришлось поломать голову над этой задачей. Сангиви был менеджером по продукту, Кокс отвечал за фронтенд, а я разрабатывал инфраструктуру и алгоритм», — вспоминает Босуорт.

boz-1.jpgЭндрю Босуорт

Авторам казалось, что если новая функция решает проблему, то она понравится аудитории. «Ведь когда ты что-то создаешь, то успех проекта во многом зависит от того, любишь ты свое дело, или нет, — рассуждает Кокс. — Мы любили наш проект и знали, что он вызовет сенсацию. Перед запуском мы тестировали эту функцию полгода».

«Сперва люди возненавидели новостную ленту, — пишет автор Backchannel. — Но постепенно пользователи успокоились и стали даже чаще заходить в Facebook». Со временем почти каждый социальный веб-сервис, начиная от Twitter до Pinterst взял на вооружение этот формат.

Первое время мы были очень разочарованы, ведь мы потратили столько времени. К тому же, в то время у нас не было рабочей группы по обслуживанию инфраструктуры. Я засыпал с ноутбуком, и когда приходили отчеты об ошибках — просыпался и начинал разбираться, в чем же там дело.

— Крис Кокс

Позднее, вспоминают разработчики, у них возникла надежда, что люди все же полюбят нововведение, когда научатся им пользоваться: «Нам повезло, что нас поддерживал Марк Цукерберг. Он интересовался нашим проектом с первых дней его существования. Когда Цукерберг заметил, что дела идут не очень хорошо, то он извинился перед пользователями», — вспоминают Крис Кокс и Эндрю Босуорт.

Лента новостей в 2006 году

С самого начала ключевой особенностью новостной ленты стало то, что она отражала не все записи. «Она следила, что выкладывают друзья пользователя и отсеивала бесполезную и ненужную информацию, оставляя только наиболее релевантную», — комментирует Хэмпель.

Мы поняли нашу ошибку. Перед запуском мы не уделили достаточно внимания обучению пользователей. Это стало для нас уроком.

— Крис Кокс

«Это был очень важный урок, — продолжает Босуорт. — мы поняли, как иногда бывает сложно меняться. Кроме того мы убедились, что прежде чем говорить с людьми о новинках, сперва нужно убедиться, что они понимают, какую именно проблему ты пытаешься решить».

С момента запуска компания постоянно совершенствовала этот алгоритм. Она увеличивала его точность, то есть помогала пользователям получать тот контент, в котором они заинтересованы больше всего.

«Мы смотрели, что люди пытаются делать. Собственно говоря, идея новостной ленты родилась благодаря наблюдению за тем, как люди пытаются использовать Facebook, — рассказывает Кокс. — Наблюдение за пользовательским поведением помогло нам придумать и «реакции» — наше последнее нововведение».

Facebook-News-Feed-team.jpgМарк Цукерберг (по центру) и его команда, 2006 год

Разработчики рассказали и о том, как работали с изучением мнения пользователей в 2006 году. «Сейчас смешно вспоминать, но рядом со мной сидела женщина, и каждое утро она разгребала входящие сообщения, а потом говорила мне, что людям нравится, а что нет».

Сейчас процесс поиска возможных улучшений превратился в систему. Мы проводим множество международных исследований, наши люди работают повсюду. Мы тестируем сервис для тысячи возможных комбинаций устройств. И мы стали разрабатывать гораздо более надежные инструменты оценки.

— Крис Кокс

«Самое важное, что у нас есть — это обратная связь. Люди сами подсказывают нам, что они считают важным, а что — нет. И нам потребовались годы, прежде чем мы нашли способ, как ежедневно понимать миллионы людей», — рассуждает Кокс.

По словам разработчиков, рост аудитории одновременно и облегчил и усложнил работу. «В 2006 году в компании работало всего 40 человек — все еще «зеленые» выпускники. Именно они помогли нам разработать алгоритм для определения релевантности контента», — рассказывает Босуорт.

Авторы проекта подготовили анкеты, где были такие вопросы: «Оцените по десятибалльной шкале, насколько вам нравятся просматривать фотографии других пользователей? Насколько вам нравится читать текстовые публикации других пользователей?».

«Полученные оценки, — вспоминает Босуорт, — легли в основу первой версии алгоритма. Затем мы получили пользовательские данные и скорректировали его работу». Сейчас пользовательская лента основывается на машинном обучении. «Она учитывает несколько тысяч факторов, влияющих на персонализацию», — пишет Хэмпель.

Страница пользователя в 2006 году

Каждое нововведение затрагивает миллионы людей и компаний, которые пытаются разгадать загадку формирования ленты, чтобы привлечь внимание еще большего количества пользователей. «Лента в Facebook — это отражение нас самих. Там появляется только то, что нас интересует. Для меня это — друзья. Для кого-то — то, что происходит в мире, или в его городе, или в его компании. Поэтому брендам важно оставаться релевантными», — рассказывает Крис Кокс.

Первое время у нас были рекламные объявления в новостной ленте. На платформе появились коммерческие группы, которые платили за появление в лентах пользователей. Тогда все было совсем по-другому. Нашими первыми клиентами были Victoria’s Secret и Apple. Потом мы отказались от рекламы в ленте.

— Эндрю Босуорт

«Тестовый запуск новостной ленты показал, как были важны ранжирование и релевантность для развития этой функции, — вспоминает Босуорт. — А ведь первоначально мы хотели сделать так, чтобы пользователь видел абсолютно весь контент. Но эта идея не прошла тест».

Другой важной вехой для компании стал перевод ленты в режим реального времени. «В первой версии пользователям приходилось ждать по 30 минут, чтобы их публикация попала в новости. Но потом у компании стало больше средств и вычислительных возможностей», — вспоминает Босуорт

Еще одним событием стало возвращение рекламы в новостную ленту в 2012 году. «Помня ошибки прошлого, мы были осторожны, и хотели создать для компаний все условия для комфортного и качественного размещения рекламы, — рассуждает Босуорт. — Мы не прогадали. За последние несколько лет мы поняли, что это было хорошей и выгодной идеей».

Работа алгоритмической ленты не может не волновать новостные сайтов. Они наблюдают за оттоком своей аудитории в соцсети и беспокоятся по поводу того, что Facebook превращается в главного интернет-цензора.

«Когда вы думаете о медиа-компании, то вы наверняка представляете себе людей, которые создают или редактируют контент. Так вот, это не мы, — признавался основатель Facebook Марк Цукерберг. — Мы существуем, чтобы люди могли выбирать информацию и связываться друг с другом, с компаниями, и с организациями так, как им хочется. Каждый получает возможность создать свой собственный Facebook».

«Мы всегда были убеждены в том, что людям необходимо давать релевантную информацию. Мы всегда ставили своей основной целью не извлечение прибыли, а создание условий для их безграничного общения, — рассказывает Босуорт. — В результате это изменило мир и то, как все в мире общаются и взаимодействуют».

©  vc.ru