«Никому не советую делать своё медиа»: история создания Gagadget.com

В интервью для MC Today Сергей Митяев объяснил, почему не стоит идти в журналистику ради денег, и назвал главные проблемы украинского медиарынка.

В 2008 году выходцы из издательского бизнеса Сергей Митяев и Павел Урусов запустили медиа о технологиях Gagadget.com. Сейчас сайт ежемесячно посещают 1,4 млн человек — за этим результатом стоят десять лет кропотливой работы.

Сергей Митяев

Запустили свой проект, потому что на работе стало скучно

Основатели Gagadget познакомились в интернете в 2000 году. Сошлись на общем интересе к фантастике. Сергей Митяев жил в Киеве и работал тогда в интернет-магазине Azbooka, а Павел Урусов был главным редактором регионального отделения газеты «Компьютерра» в Нижнем Новгороде.

Позже Сергей устроился в киевский издательский дом Media Solutions.

«В 2005 году нам в «СОТА» (журнал о мобильных телефонах от издательского дома, в котором работал Митяев — прим. ред.) понадобился главный редактор. Я предложил эту должность Паше. Он согласился и переехал в Украину», — вспоминает Сергей.

Журнал «СОТА» очень быстро стал прибыльным — его запуск пришёлся на уникальный для рынка период, когда ежемесячно каждый мобильный оператор подключал по 300–400 тысяч новых абонентов.

Спустя некоторое время другое издательство предложило Паше лучшие условия, и он перешёл туда. Там Урусов занимался журналами об играх и Windows Vista. С Сергеем они продолжали поддерживать дружеские отношения.

Журнал «СОТА»

«Идея создать блог о гаджетах появилась в 2007 году. Мне жутко хотелось писать тексты, но в издательстве я занимался только административными вопросами», — рассказывает Митяев.

Сергей посчитал, что для запуска проекта будет достаточно двух людей. Первым делом он рассказал о своей задумке Паше — тому идея понравилась.

«Буквально за один вечер мы обсудили видение блога, решили, что будем «нескучным сайтом о технике» и придумали название Gagadget. Я понимал, что, скорее всего, такое длинное имя люди будут сокращать. Чтобы не получилось несуразицы, мы взяли эту работу на себя — придумали вариант gg (гг). Получилось чисто по-украински», — вспоминает Сергей.

Статьи основатели писали вместе, а другие обязанности разделили: Павел взял на себя техническую часть, а Сергей — продвижение и общение с партнёрами.

Запуск проекта обошёлся в $200 — купили домен и оплатили хостинг.

Партнёры не просто тестировали идею, а осознанно делали бизнес. Они хотели создать интересную работу, которая позволит обеспечивать семью и поддерживать уровень жизни, к которому привыкли. Кроме того, у Сергея была цель купить через два–три года квартиру в Киеве.

Первый материал на сайте они опубликовали в январе 2008 года.

Добиться поставленных целей помог Magnet

В 2009 году Сергей и Павел заключили сделку с медиахолдингом Magnet. Они договорились, что отдают 50% прав на Gagadget, а взамен получают доступ ко всем ресурсам холдинга: «Magnet добавил нас в рекламные пакеты, помог с бухгалтерией и разместил партнёрские блоки на других своих ресурсах».

В 2010 году сайт стабильно посещали 137 тысяч человек ежемесячно.

С менеджерами Magnet Митяев познакомился задолго до запуска блога. Они работали в одной сфере: издательство Сергея выпускало журналы «СОТА», «Гаджет», «Мобильная тусовка» и «Мабила magazine», а у Magnet был легендарный в ИТ-тусовке форум о мобильной связи Mabila.ua. В холдинг Magnet превратился позже.

«Как-то я встретился с одним из топ-менеджеров Magnet. Мы заговорили о том, что бумажная пресса долго не протянет, и он предложил мне место у них в компании, если вдруг всё станет совсем плохо. Я отказался, объяснив это тем, что может возникнуть конфликт интересов, и показал наш с Пашей сайт. Спустя некоторое время нас позвали на переговоры», — вспоминает Митяев.

Сергей говорит, что сделка была необходима, потому что они видели, что не успевают следовать намеченному плану. А так — создали себе работу, достигли финансовых целей — значит, жалеть не о чем.

По соглашению основатели Gagadget получали зарплату и 50% от продажи рекламы. Поначалу суммы были небольшие — прожить только на эти деньги было нереально, но Magnet очень лояльно к этому относился.

«Однажды Magnet отдал нам все деньги за проект, хотя должен был только половину. На пятую часть этой суммы мы устроили себе маленькую вечеринку — хотели отпраздновать важную веху в жизни. На неё мы позвали всех причастных к проекту и угощали их трёхлитровыми стаканами мохито», — смеётся Сергей.

В 2010 году партнёры уволились с основных работ и начали уделять всё время собственному проекту.

В 2011 году Magnet привлёк инвестиции. Вкладчик хотел полный контроль над проектом, поэтому партнёры снова были перед выбором: оставить всё как есть или продать свою долю, передать домен в управление компании, но при этом получить стабильную зарплату и деньги на развитие.

Основатели Gagadget выбрали второе, оставив себе лишь миноритарную долю проекта. Это позволило нанять двух журналистов и одного автора новостей.

Кризис 2008 года, Майдан, уход Паши

Экономический кризис 2008 года не сильно отразился на проекте: «Для рынка это было проблемой — доллар вырос с 5 до 8 гривен, а стоимость рекламы не изменилась. Но мы только начинали, поэтому рекламу продавали не так часто».

На старте продвижением партнёры особо не занимались: создали лишь аккаунт в Twitter, блог в LiveJournal и завели RSS. Сергей говорит, что все десять лет трафик рос сам по себе. Много переходов на обзоры дал «Яндекс.Маркет», от 4PDA и других российских агрегаторов тоже был толк.

В 2012 году сайт посещали 517 тысяч человек ежемесячно, а в январе 2014 года — 1,9 млн.

В отличие от кризиса 2008 года, Майдан на Gagadget повлиял заметно — просела посещаемость — до 1,2 млн посетителей в месяц. Людей волновало, не какой телефон представила Samsung, а что будет со страной завтра. Восстановить прежний уровень удалось только к 2017 году.

В 2016 году Павел Урусов прекратил работу над проектом. «Паше просто надоели обзоры телефонов. К тому же его жена получила работу в Ирландии, и он переехал туда вместе с ней. Работать над проектом удалённо вряд ли получилось бы», — объясняет Сергей.

Сейчас на Gagadget есть менеджер проекта, который отвечает за бизнес-процессы, главный редактор и пять–шесть авторов. Сергей занимается спецпроектами.

В январе 2018 года сайт посетили 1,4 млн человек.

Методы монетизации меняли полностью несколько раз

Идея создания собственного медиа привлекала Сергея ещё и тем, что над ним не будет кого-то, кто бы мог запретить написать плохо о какой-то компании лишь из-за того, что у издания с ней годовой контракт.

В 2008 году украинский рынок медиа был гнилым. В принципе, сейчас тоже, но есть сайты, которые выбрали честный путь.

Митяев говорит, что Gagadget тогда и Gagadget сейчас — два разных проекта. Они несколько раз полностью меняли методы монетизации, сейчас движутся в сторону нативной рекламы — именно этим занимается Сергей.

«Я работаю журналистом и инхаус-агентством в одном лице: предлагаю партнёрам проекты, сам пишу тексты и верстаю их», — говорит Митяев. Какие-то проекты запрашивают клиенты, какие-то — издание предлагает само. К примеру, один из спецпроектов был реализован при поддержке Motorola.

За спецпроекты можно сразу получать адекватные деньги. К тому же это полезные для читателей материалы. Но на Gagadget пробуют и другие варианты монетизации: контекст, CPA-модель, рекламу в блокировщиках рекламы, тестируют рекламу в видео и другие направления.

«Когда в прайсе появилась возможность опубликовать новость с плашкой «На правах рекламы», к нам повалили сеошники. Они продавали свои ссылки в этих публикациях — в 2013 году у сайта уже был хороший траст. Причём тексты были реально для роботов, а не для людей», — вспоминает Митяев.

Со временем было принято решение прекратить эту практику и начать продавать подобные публикации за $300. Количество заказов упало раз в десять, но из-за поднятой цены общий доход от этого источника не сильно снизился.

«Интернет сам меняет подход. Пользователей раздражают навязчивые баннеры и когда им что-то скрыто «впаривают». Зато они готовы читать интересные статьи и пользоваться полезными продуктами», — уверен Сергей.

Медиабизнес должен быть бескомпромиссным, но на компромиссы приходится идти постоянно: думать, что меньше навредит конкретным людям, компаниям или журналисту. Митяев убеждён, что это часть журналистской профессии.

«В теме устройств постоянные компромиссы связаны с тестовыми образцами. С одной стороны, ты хочешь первым выпустить обзор нового телефона, и производитель тебе в этом помогает — даёт не продажный образец. С другой стороны, не всегда понятно, какие проблемы связаны с не финальным железом или прошивкой, а какие останутся после старта продаж», — объясняет основатель Gagadget.

Журналистика в стране — это не о деньгах

Идти в журналистику ради денег Сергей не советует. По его словам, на этой профессии в стране выше $1000 зарабатывают единицы, причём почти все они пишут о политике.

Прелести о пресс-турах в гаджет-журналистике тоже преувеличены: «Когда я еду в отпуск за свои деньги, получаю намного больше удовольствия. В пресс-туре график расписан поминутно, а ещё нужно успеть материал подготовить, потому что через неделю информация о презентации никому не будет нужна».

Идти в журналистику, чтобы тебя бесплатно возили по миру — плохая цель. Лучше зарабатывать нормальные деньги и путешествовать самому.

Сергей уверен, что прелесть журналистики заключается в возможности доносить до читателей свои мысли. «В медиа ты работаешь с аудиторией, которая больше того количества людей, которое человек физически может встретить в жизни и донести до них что-то», — объясняет Митяев.

Соваться в медийный бизнес без опыта смысла нет

Митяев не советует создавать медийный бизнес, если нет опыта работы в этой сфере — необходимо понимать, откуда здесь берутся деньги.

«Нужен опыт работы именно в крупном издании, в маленьком необходимой базы не получишь. Рынок вроде тот же, но масштабы другие — ты не видишь, как всё устроено на самом деле», — добавляет Сергей.

Медийный бизнес — это продажа внимания аудитории, которое предварительно нужно заслужить усердным трудом.

«Каким способом продавать внимание — уже другой вопрос. Мир переполнен рекламой, ежедневно мы видим больше 200 рекламных объявлений — включается «баннерная слепота». Поймать внимание каждого человека становится всё сложнее и сложнее, приходится искать новые варианты», — рассказывает основатель Gagadget.

Без уникального контента авторитетное медиа не создать

Агрегировать контент — например, брать интересный пост из Facebook и договариваться с его автором о размещении на сайте — хорошо для всех. Автор получает известность и новых подписчиков, а издание — контент и трафик.

Но писать уникальные материалы тоже нужно — они формируют лицо медиа и повышают лояльность аудитории: «На ukr.net есть раздел с ИТ-новостями, где очень хороший трафик, но лояльных читателей там нет. У гиков по утрам не возникает желания почитать технологические новости на ukr.net, а вот на Gagadget или ITC — да».

Основа медийного бизнеса — репутация. Её можно заработать, публикуя уникальный контент.

Одной из проблем гиковской аудитории Митяев считает повышенную параноидальность — они везде видят рекламу: «Гики знают, что все устройства следят за тобой и постоянно пересылают данные. Эта паранойя переносится и на тексты: похвалил устройство — заплатили, поругал — заплатили конкуренты».

#Украина

©  vc.ru