Неудачная ставка: как закатилась империя Yahoo
Когда в июле 2012 года «рок-звезда» Силиконовой Долины — бывший топ-менеджер Google Марисса Майер возглавила компанию Yahoo! , ожидания того, что ей удастся вдохнуть жизнь в некогда одну из крупнейших интернет-компаний были столь высоки, что сотрудники сделали с ее изображением постеры, повторяющие знаменитые предвыборные плакаты Барака Обамы с надписью «Надежда» (Hope). Однако 19 февраля стало известно, что совет директоров Yahoo! нанял инвестиционные банки, которые будут искать покупателя на основу бизнеса компании — ее интернет-активы. Между тем, инвесторы все более настойчиво требуют увольнения самой Майер. Почему некогда любимица прессы и основателя Google Ларри Пейджа, впала в немилость инвесторов и журналистов и так и не смогла за три года остановить закат интернет-гиганта?
Портал Миллениума
В первый торговый день нового 2000 года торги по бумагам интернет-компании Yahoo закрылись на отметке в $237,5 за акцию, а капитализация всей компании достигла рекордных для нее $128 млрд (она вышла на биржу еще в 1996 году). Так дорого Yahoo больше не будет стоить никогда. Неделю спустя она отчиталась по итогам 1999 года: прибыль в $47,8 млн при выручке $591,8 млн. В том году компания впервые стала прибыльной.
Несмотря на то, что Yahoo многие знают в первую очередь как поисковый сервис, изначально она не была поисковой системой в нынешнем смысле этого слова. В 1994 году, когда студенты Стэнфордского университета Джерри Янг и Дэвид Фило начали работу над проектом, интернет был мало кому известной средой. Они решили сделать по нему что-то типа путеводителя: «Гид Джерри по мировой сети (World Wide Web или WWW)» был изначально просто каталогом известных Янгу и Фило сайтов. Каталог начал пользоваться популярностью у друзей программистов, а затем и у других пользователей интернета.
В январе 1995 года Янг и Фило зарегистрировали домен yahoo.com. Тогда среди программистов было модно называли проекты «Yet Another Something Something» («И еще что-то о чем-то»). Аббревиатура Yahoo! означала Yet Another Hierarchical, Officious Oracle — «Еще один иерархический, но неформальный авторитет». Восклицательный знак в конце был просто маркетинговым ходом. К концу января 1995 года в каталоге Yahoo было около 10 тыс сайтов и более 100 тыс уникальных пользователей в день.
В 1997 году Yahoo сделал почтовый сервис. Янг и Фило начали превращать свой сайт в портал — утяжеляя главную страницу сервисами, новостями, ссылками и баннерами. Они считали, что пользователь должен получить как можно больше информации на первой же странице. К 1998 году yahoo.com был самым популярным порталом для входа в интернет.
Потеря фокуса
Первым большим ударом для компании стал пузырь доткомов: если в январе 2000 года стоимость акции Yahoo достигала $118, то к сентябрю 2001-го она опустилась до своей отметки $8,11 за акцию.
Компании нужна была новая кровь — в 2001 году место инженера Тимоти Кугла, первого CEO Yahoo! , занял Терри Семел. Семел был человеком из Голливуда — он проработал более 20 лет на студии Warner Bros. Назначение Семела удивило рынок — он был человеком без технологического бэкграунда, про него говорили, что к моменту прихода в Yahoo он даже не умел пользоваться электронной почтой. Поэтому Семел перенес акцент на медиа-, а не технологическую составляющую. Он даже открыл офис в Лос-Анжелесе, в который нанял, в основном, людей из индустрии развлечений.
Хотя Yahoo в меньшей степени занимался развитием собственных технологий, Семел понимал, что ему надо развивать поиск. В 2002 году Семел задумался о покупке Google: если выручка Yahoo в тот момент достигала $837 млн в год, то выручка Google — $240 млн в год. Семел предложил Ларри Пейджу и Сергею Брину $3 млрд за их быстро растущую компанию, хотя советники главы Yahoo говорили ему, что Google стоит все $5 млрд. Пейдж и Брин гордо отказались.
Тогда Семел пошел другим путем: в 2002 году он купил поисковую технологию Inktomi, а в 2003 — компанию Overture, занимавшуюся контекстной рекламой (Yahoo в тот момент зарабатывал на баннерах, то есть на медийной рекламе). Совместив две технологии, Терри Семел попытался создать конкурента Google, но мало преуспел. В августе 2004 года стоимость акций Google уже обгоняла Yahoo, а к к концу года компания Ларри Пейджа и Брина обошла конкурента и по рекламной выручке. К началу 2005 года выручка Google уже превышала $1 млрд.
Все 2000-е годы руководство Yahoo так и не смогло до конца определиться, делают ли они технологическую компанию или медийную. Yahoo, с одной стороны, подписывал сделки о покупке контента с киностудиями и новостными организациями типа ABC News или CNN, а с другой пытался покупать многочисленные, но небольшие технологические стартапы. В 2005 году компания купила Flickr, самый известный в тот момент сервис для редактуры и публикации фотографий. Но руководство Yahoo не хотело давать много денег на развитие Flickr, так как сайт не приносил большого дохода — в итоге Flickr почти не занимался инновациями. И когда появился Facebook и Instagram, он быстро уступил им позиции.
Покупая небольшие стартапы и локальные сайты, Yahoo так и не купил прорывных сервисов, определивших развитие онлайна. Терри Семел упустил две главные сделки. В 2006 году он отказался от покупки Facebook — Семел и Цукерберг уже практически договорились о цене в $1 млрд, как вдруг в последний момент глава Yahoo решил сбить цену на $200 млн, и сделка сорвалась.Тогда же Семел вел переговоры о покупке видеохостинга YouTube, но не договорился об одном пункте в контракте. В итоге видеосервис приобрел главный конкурент Yahoo, Google. От покупки MySpace Семел просто отмахнулся — как от незначительного проекта.
Невозможность определиться, в каком направлении должен развиваться Yahoo, привела к тому, что к началу 2010-х годов компания оказалась в тупике. В поиске она безнадежно проиграла Google: в 2012 году поисковая доля интернет-гиганта превышала 66% в США, тогда как доля Yahoo упала ниже 15%. В соцсетях лидерство уже было у Facebook. В медиа начали набирать силу новые проекты типа Huffington Post и Buzzfeed. Как выбираться, не знал никто — с 2007 по 2012 годы в Yahoo сменилось семь генеральных менеджеров, которые так и не смогли выстроить фокус компании.
Принцесса из Google
В 2012 году Yahoo возглавила Марисса Майер. На 37-летнего экс вице-президента Google, одну из наиболее авторитетных женщин-менеджеров Силиконовой Долины, инвесторы возлагали большие надежды.
В Google Майер пришла в 24 года сразу после окончания Стэнфордского университета — когда он был еще никому не известным стартапом. Майер стала в нем 20-тым сотрудником и первой женщиной-программистом. В Google она проработала 13 лет, доросла до поста вице-президента и члена операционного совета компании, в который она входила вместе с основателями — Ларри Пейджем и Сергеем Брином. Долгое время она руководила самым прибыльным направлением в компании — поиском, среди ее заслуг также интерфейс почтового сервиса Gmail, новостной агрегатор Google News и карты Google Images. В Google она заработала себе состояние в размере $300 млн.
Майер заявляла инвесторам, что хочет вернуть Yahoo в «большую четверку» американских технологических компаний — Apple, Google, Facebook и Amazon —, но уже в первые дни поняла всю степень отставания компании от конкурентов. Из первой встречи с сотрудниками она узнала, что над созданием мобильных продуктов в Yahoo работают «около 60 инженеров». В Facebook на тот момент в мобильной разработке трудились более тысячи сотрудников. У главного продукта Yahoo — почты, через которую в то время отправлялось более 30 млрд сообщений в день, и которая до сих пор остается одним из самых популярных почтовых сервисов в США — на момент прихода Майер даже не было мобильной версии.
Майер также задалась целью обновить поиск Yahoo, который медленно, но верно продолжал терять свою долю на рынке. «Я не вижу никакой причины, почему наша доля в поиске находится ниже 15%, более того я не понимаю, почему мы не можем вновь занимать более 20% [на рынке поиска в США], которые у нас были раньше», писала она своим сотрудникам.
В июле 2013 года Yahoo удалось вернуть себе первое место среди интернет-компаний по размеру аудитории впервые с мая 2011 года. По данным ComScore, аудитория всех порталов компании тогда составила 196,5 млн уникальных посетителей, тогда как у Google — 192,5 млн. В течение ее первого года на посту CEO компании капитализация Yahoo выросла почти в два раза: с $18,9 млрд в июле 2012 до $31,6 млрд в июле 2013.
В поисках «прорыва»
В апреле 2014 года на собрании совета директоров Майер заявила, что ей пока не удалось понять, какой продукт в компании может стать «прорывным», но напомнила присутствовавшим, что Стиву Джобсу понадобилось пять лет, чтобы создать iPod, когда он возглавил Apple во второй раз.
В рамках стратегии по обновлению сотрудников и талантов в Yahoo Майер начала активную скупку стартапов, потратив за три года в общей сложности почти $3 млрд приблизительно на 50 компаний. Самым дорогим приобретением Майер стала блог-платформа Tumblr, за которую Yahoo в мае 2013 года выложила $1,1 млрд. На момент покупки у Tumblr было 300 млн пользователей в месяц, и Майер рассчитывала привлечь с помощью этого более молодую аудиторию во все остальные сервисы и продукты Yahoo.
Майер также делала большую (и крайне дорогостоящую) ставку на развитие медийного бизнеса, чтобы перетянуть аудиторию у Google, Facebook и Twitter. Она потратила несколько миллионов долларов на перезапуск тематических онлайн-журналов Yahoo, посвященных спорту, автомобилям, технологиям и кулинарии. Причем, деньги были в основном потрачены на оплату звездных авторов и редакторов — например, креативного директора из Elle и журналистов из The New York Times.
При Майер Yahoo также активно развивала видео-направление. Например, она решила сделать из видеосервиса Yahoo Screen конкурента гигантам видеобизнеса — Netflix и Hulu. Yahoo! Screen стала закупать права на показ дорогих телевизионных шоу, например, архивных эпизодов Saturday Night Live и комедийного сериала «Сообщество» (Community). Только на последний Yahoo потратила $42 млн. Летом 2015 года Yahoo стала первой онлайн-компанией, которой удалось заключить эксклюзивный контракт на трансляцию матчей Национальной футбольной лиги в прямом эфире в онлайне. Под данным источников Bloomberg, Yahoo заплатила за показ матча $17 млн, предложив большую цену, чем Twitter, Google и Amazon.
Бездумные расходы
В качестве главного интервьюера и новостной звезды видео-сервисов Майер пригласила бывшую ведущую вечернего новостного шоу на телеканале CBS Кэти Курич. По данным СМИ, стоимость контракта с телеведущей оценивалась в $10 млн в год, при этом на контенте, к которому она имела отношение, Yahoo заработал $3 млн.
По данным The New York Times, недовольство инвесторов расточительством Майер росло пропорционально убыткам компании. Так, например, они посчитали, что на бесплатную еду для сотрудников Yahoo тратит $108 млн в год. На смартфоны и фитнес-браслеты, которые Майер раздавала сотрудникам по приходу в компанию, в общей сложности было потрачено около $12 млн. За спонсорство Всемирного экономического форума в Давосе Yahoo заплатила $2 млн, а помпезная рождественская вечеринка для сотрудников в стиле «Великого Гэтсби» в декабре 2015 года обошлась компании в $7 млн. (по данным The New York Times, в самой компании каждую цифру оспаривают).
Кризис
Несмотря на все расчеты Майер, Tumblr, купленный Yahoo, оказался не так хорош, как Instagram, за который Facebook заплатил в 2012 году тот же $1 млрд. В Yahoo прогнозировали, что в 2015 году Tumblr должен был принести компании $100 млн, но по итогам года Yahoo уточнила, что целевого показателя платформа не достигла и это будет целью на 2016 год. Facebook, который начал монетизацию Instagram только летом 2015 года, уже по итогам года оценивал доходы от этого бизнеса в $110 млн, а в 2016 году доходы приложения должны вырасти до $300 млн. И если Instagram аналитики Уолл-Стрит оценивают в $34–37 млрд, то Tumblr, по их мнению, сейчас не стоит ни копейки — приложение платформы выпало даже из топ-100 магазина приложений AppStore, отмечает издание International Business Times. Самой Yahoo пришлось в 2015-м году списать стоимость актива на $230 млн.
Несмотря на то, что обновленные под руководством Майер мобильные сервисы и приложения принесли компании в 2015 году около 20% годового дохода (около $1,1 млрд-на 43% больше, чем в 2014-м), компания упустила шанс стать лидером на мобильных устройствах. По данным comScore, восемь из десяти самых популярных приложений в США, принадлежат Facebook и Google. Yahoo входит в топ-15 и то только благодаря партнерству с Apple — это приложение, показывающее котировки акций компаний, которые предустановлено на iPhone и сделано на базе Yahoo! Finance.
Не лучше обстоят дела и с финансовыми результатами Yahoo. Компания не только слабо растет по выручке: ее доход в 2015 году всего на 8% превысил показатель за 2014 год и составил $4,9 млрд., но и стала убыточной: ее чистый убыток в 2015 году составил $4,4 млрд. Причина столь катастрофических потерь — массовое списание стоимости активов, помимо Tumblr Yahoo обесценила свой бизнес в США и Канаде на $3,7 млрд, на $530 млн — в Европе и на $8 млн в Латинской Америке.
В начале февраля 2016 года Yahoo объявила о закрытии половины своих тематических изданий и сервиса Yahoo! Screen в рамках массового сокращения расходов компании. Сокращение расходов коснулось и штата — из Yahoo были уволены 1,7 тыс. человек. К концу 2016 года в компании должно остаться около 9 тыс. сотрудников — ее штат сократится на 42% по сравнению с 2012 годом. Программа по сокращению расходов должна увеличить стоимость активов Yahoo на $1 млрд. с нынешних $3 млрд. Yahoo также объявил о закрытии своих зарубежных офисов в Дубае, Мехико, Буэнос Айресе, Мадриде и Милане.
Майер продолжает сохранять оптимизм: сокращение расходов она предпочитает называть «упрощением» бизнеса. «Yahoo не может завоевать сердца и умы пользователей с диверсифицированным портфелем активов и сервисов», — заявила она инвесторам, озвучивая результаты 2015 года. Сейчас, по мнению Майер, компания держится на трех главных сервисах (она сама это называет «стулом на трех ногах») — поиске, почте и платформе Tumblr. Все остальные активы должны быть «упрощены» до четырех основных направлений — новостей, спорта, финансов и лайфстайла.
По расчетам недовольных тем, как Майер управляет бизнесом компании, интернет-активы Yahoo буквально достигли отрицательной стоимости. В начале 2014 года, когда капитализация Yahoo составляла $33 млрд, стоимость ее пакета в Alibaba оценивалась в $37 млрд. То есть, если бы Yahoo продала все акции китайского интернет-холдинга, ее бизнес стоил бы минус $4 млрд, приводила расчеты инвесторов NYT.
Профессор Нью-Йоркской Школы бизнеса Леонарда Штерна Ашват Дамодоран не считает, что вина в крахе Yahoo лежит только на Майер: компания выросла в коллоса, решая проблемы, которые уже больше не существуют. И, несмотря на то, что качество многих продуктов Yahoo при Майер неизбежно улучшилось, и компании удалось стать более инновационной, сомнительно, что ей удастся изменить курс движения компании, разве что она действительно не изобретет следующий iPod, говорит он. Для компании, в таком возрасте и стадии развития, как Yahoo, хорошим результатом была бы стабилизация бизнеса, чтобы он ежегодно приносил $1 млрд прибыли, указывает профессор в комментарии для NYT.
После того, как инвесторы, наконец, «продавили» совет директоров компании начать продажу интернет-активов, главный вопрос для них — сколько потенциальный покупатель будет готов заплатить за убыточный и неразвивающийся, но по-прежнему один из самых массовых интернет-ресурсов в США. Оценки аналитиков разнятся — от $2 млрд до $8 млрд, писал в январе этого года в статье в статье в Vanity Fair под заголовком «Почему я хочу сменить Мариссу Майер» один из инвесторов компании Эрик Джексон, управляющий директор хеджевого фонда SpringOwl Asset Management. «По нашим оценкам, если провести должную работу по сокращению расходов, основной бизнес компании может генерить до $2 млрд прибыли. На Уолл-Стрит такой актив (при условии наличия толкового менеджмента) может быть оценен на уровне $16 млрд и даже выше. The Guardian со ссылкой на аналитиков накануне писала, что компанией могут заинтересоваться AT&T, Comcast и частные инвестиционные фонды. В начале февраля этого года интерес к бизнесу Yahoo проявляла американская телекоммуникационная компания Verizon Communications, которая в июне прошлого года купила другую легендарную интернет-компанию, терпящую бедствие — AOL.
© РБК