Назад в будущее: зачем Apple снова выпускает маленький iPhone
Логотип на флагманском магазине Apple в Нью-Йорке
В понедельник 21 марта Apple проведет презентацию новинок в штаб-квартире компании в Купертино. Инвестиционные аналитики и профильные СМИ ожидают, что главным хитом мероприятия со слоганом Let us loop you in («Позвольте нам поймать вас в петлю») станет 4-дюймовый iPhone, который получит название 5SE или просто SE (special edition — «специальная версия») и станет первым в истории Apple «шагом назад» в дизайне устройств: шестое поколение смартфонов компании включало в себя 4,7- и 5,5-дюймовые устройства, а параметры SE больше всего напоминают iPhone 5S, поступивший в продажу еще в 2013 году.
Зачем производитель iPhone решил вернуться в прошлое и обновить модельную линейку предыдущего поколения смартфонов?
«Стагнация» iPhone
Незадолго до презентации 21 марта Apple объявила результаты за первый квартал 2016 финансового года (три месяца — с октября по декабрь 2015-го). За этот период компания поставила очередной рекорд среди публичных компаний по квартальной прибыли, которая достигла $18,4 млрд при выручке $75,9 млрд. Но за три месяца Apple реализовала 74,8 млн iPhone — всего на 0,4% больше, чем за тот же период предыдущего финансового года. Для Apple это самые низкие темпы роста продаж смартфонов с 2013 года при том, что это был первый полный квартал продаж новых моделей iPhone 6S и 6S Plus.
«Специальная версия»
iPhone SE будет напоминать iPhone 5S не только размером экрана — дизайн устройства, по данным портала 9to5Mac, также практически идентичен предыдущей 4-дюймовой модели от Apple. Единственное ожидаемое обновление — металлическая рамка устройства: ее очертания станут чуть менее резкими, а блестящий цвет будет «приглушен» в пользу матового эффекта. На корпусе останется 3,5-миллиметровый разъем для наушников, который Apple, по слухам, готова убрать из дизайна iPhone 7 в пользу беспроводных наушников Beats (презентацию «семерки» аналитики ждут осенью 2016 года). Ожидается, что смартфон выйдет в вариантах 16 Гб и 64 Гб памяти.
От 5S «специальной версии» достанутся датчик отпечатков пальцев Touch ID и платежный чип NFC для системы Apple Pay (по оценке консалтинговой компании First Annapolis, в США по состоянию на декабрь 2015 года 20% владельцев iPhone 6 хотя бы раз пользовались Apple Pay).
По данным портала Apple Insider, часть функций перейдут к SE и от флагманов шестого поколения смартфонов — 6S и 6S Plus: возможность съемки высококачественного 4K-видео и делать «живые фото» (3-секундные закольцованные фото с помощью удержания. Начинка новинки также будет соответствовать параметрам 6S и 6S Plus — речь о двухъядерном процессоре A9 и 12-мегапиксельной камере. Наконец, 5SE будет представлен в той же цветовой гамме корпусов — серебристый, серый, золотистый и «розовое золото».
Источники профильных изданий ожидают, что еще одна ключевая функция последних моделей Apple — 3D Touch — в 5SE поддерживаться не будет.
Смартфоны по-прежнему остаются главным коммерческим драйвером Apple: за последний квартал устройства принесли компании 72% доходов. Проблема в том, что многие владельцы iPhone не торопятся покупать новинки, которые, хоть и обладают более мощными характеристиками, практически всегда оказываются более дорогими, чем предыдущее поколение гаджетов, отмечает Bloomberg. В сентябре 2015 года Apple даже запустила в США специальную программу «обновления» iPhone: пользователи получили возможность покупать смартфоны в рассрочку и раз в год обменивать их на более продвинутые (правда, вместе с обменом рассрочка обнуляется и выплаты начинаются с нуля). Но, по расчетам аналитиков банка UBS, которые приводит Bloomberg, уже в 2016 году продажи iPhone упадут впервые за восемь лет — c 231,2 млн до 218,8 млн устройств.
По оценкам агентства, спустя 18 месяцев после выхода iPhone шестого поколения (6, 6 Plus, 6S, 6S Plus) только 40% обладателей более старых моделей обновили гаджеты. То есть около 60% владельцев iPhone пользуются смартфонами, выпущенными в 2013 году и раньше. Причем проблема «стагнации» модельного ряда актуальна не только для развивающихся стран: по оценкам исследовательской фирмы Kantar Worldpanel, как минимум 55% iPhone, используемых в США, — старше 2,5 лет.
Подстегнуть продажи
Возвращение к 4-дюймовому корпусу позволит Apple удешевить новое устройство и подстегнуть продажи. Согласно оценкам инвестиционной компании KGI Securities, цена на модель SE в США составит около $400–500. Для сравнения, цена на iPhone 6S стартует от $649. Более дешевая модель позволит Apple не только мотивировать пользователей на обновление устройств, но и укрепит позиции производителя на активно растущих рынках Азии и Латинской Америки, где компания пока проигрывает более бюджетным конкурентам, пишет Mashable. Огромный потенциал есть и у Индии, где продажи Apple интенсивно растут: в 2015 году — на 76% (до 1,7 млн смартфонов).
Продажи «нового старого» устройства могут принести Apple дополнительные $5,5 млрд в 2016 финансовом году и дополнительные продажи в объеме до 10 млн устройств, приводит издание Apple Insider прогноз аналитиков RBC Capital Markets. По их мнению, с iPhone SE компания сделает ставку на Индию, а второй категорией потенциальных покупателей новой модели станут нынешние обладатели устаревших устройств iPhone 5 °C и iPhone 5S.
Аналитик фирмы Piper Jaffray Джин Мюнстер предполагает, что выход модели SE также позволит Apple снизить цены на iPhone 5S с нынешних минимальных $372 (в США) до $250–350. Правда, по данным 9to5mac, выпуск 5S после выхода SE может прекратиться.
Не только новый iPhone
Смартфон SE не единственная ожидаемая новинка, которую Apple представит 21 марта. По данным портала The Verge, компания также готовит уменьшенную (с 12 до 9,7 дюйма) версию планшета iPad Pro, способную работать со стилусом и съемной клавиатурой. Также, пишет The Mashable, поклонники марки могут рассчитывать на расширение ассортимента ремешков для «умных» часов Apple Watch, новые версии софта и — с меньшей долей вероятности — презентацию 12-дюймовых Macbook.
Замещение «пятерок»
Apple начала продавать смартфоны в 2007 году. С тех пор компания реализовала уже около 900 млн смартфонов, из которых значительную долю на рынке занимает 5S, заменой которому может стать новый 4-дюймовый смартфон.
Самым популярной моделью от Apple является iPhone 6, выпущенный в 2014 году: на него приходится 34,5% всех используемых в мире iPhone, свидетельствуют данные аналитической фирмы Mixpanel. 5S — на втором месте по популярности. Несмотря на то, что после его анонса компания выпустила уже два поколения «шестых» iPhone, на последнюю в модельном ряду «пятерку» приходится 17,5% всех используемых смартфонов Apple.
Данные Mixpanel подтверждает и сентябрьское исследование аналитиков Localytics: по данным компании, на iPhone 6 приходится 30% всех используемых устройств, на втором месте — iPhone 5S с 23,7%.
В России 5S тоже одна из самых популярных моделей iPhone, рассказали РБК представители «МегаФона» (в сети оператора уже более 1 млн владельцев 5S) и МТС. У абонентов «ВымпелКома» (бренд «Билайн») чаще встречаются еще более ранние модели — 4 и 4s, а iPhone 5S занимает третье место по популярности, говорит представитель компании. В продажах российских ретейлеров среди всех iPhone тоже лидирует 5S, свидетельствуют данные «Евросети» по всему рынку за 2015 год и информация «ВымпелКома» по его салонам за февраль 2016-го.
Праздник в разгар войны
Apple проводит презентацию новинок накануне очередного раунда судебной битвы с ФБР и Минюстом США, которые требуют от компании взломать iPhone террориста Саида Фарука. 16 февраля суд уже вынес решение не в пользу компании, однако та подала апелляцию: по мнению Apple, следователи, однажды получив механизм доступа к зашифрованным данным смартфона, начнут злоупотреблять давлением на производителя iPhone и других технологических гигантов, заботящихся о неприкосновенности персональных данных пользователей.
© РБК