«Наступило время современных свадебных тенденций»

Франшиза, Telegram-помощник, платья от дизайнеров из Украины и Белоруссии — как салон «Мэри Трюфель» пережил кризис и пытается изменить свадебный бизнес.

a8708ec30dda89.jpg

​В марте 2013 года две подруги — Александра Метелёва и Наталья Платонова — вместе со своими мужьями открыли свадебный салон на Комсомольском проспекте в Москве под названием «Мэри Трюфель».

984569a06007e7.jpg
Александра Метелёва и Наталья Платонова

Идея пришла Метелёвой во время подготовки к собственной свадьбе, рассказывает она. У Платоновой к тому времени уже имелся опыт в свадебном бизнесе — собственный салон в родном Волгограде, который работал пять лет.

Когда я в 2009 году готовилась к свадьбе, найти приличное платье было сложно. Все салоны в Москве продавали только два типа платьев — дешёвые и рыночные или дорогие и помпезные. Мне хотелось выйти замуж в белом платье, не выглядеть бледно перед многочисленными родственниками, но при этом найти красивый наряд не за космические деньги.

Я поняла, что такой салон для обычных девочек — таких как я и мои подруги — нужен. Я рассказала Наташе о своей идее, и мы решили открыть салон в Москве. Спустя несколько месяцев к нам присоединились наши мужья.

Александра Метелёва, соосновательница «Мэри Трюфель»

Метелёва занимается маркетингом и PR, ее муж — Антон Панков — взял на себя ИТ и интеграцию онлайн-технологий в традиционный ритейл. Платонова отвечает за персонал, закупки и финансы, её супруг Сергей Филатов ищет новые помещения, организует деятельность салонов и ведет подрядчиков по строительству.

Каждому члену команды «Мэри Трюфель» принадлежит равная доля в бизнесе. На запуск салона семьи потратили 4,4 млн рублей. У каждой пары были сбережения по 700 тысяч рублей, а также кредиты в банке — по 1,5 млн рублей.

Вначале многие говорили, что бизнес лучше вести самому, без компаньонов. Все друзья и родственники приводили примеры, как кто-то разругался.

Но я могу точно сказать, что наличие компаньонов — это эффективно. Каждый занимается своим направлением, и зоны ответственности не пересекаются.​

Антон Панков, сооснователь «Мэри Трюфель»

Выплатить всю сумму долга удалось только в 2016 году, так как команда проекта приняла решение все заработанные средства пускать в дальнейшее развитие. В 2017 году у «Мэри Трюфель» впервые остались средства, которые не пошли на оплату кредитов или запуск новых услуг.

4eb0494698d08c.png

Первые вложения были направлены на расширение ассортимента, дальнейшие пошли на открытие новых площадей и формирование пакета франшизы. Затем «Мэри Трюфель» сконцентрировалась на развитии дополнительных сервисов.

Фирменный стиль и реклама

Девушки назвали салон в честь матери Метелёвой — Марии, — которая готовит шоколадные трюфели. Благодаря такому названию клиенты не смогли бы спутать «Мэри Трюфель» с конкурентами, считает Метелёва.

3a5babd255affa.jpg

Стремление к индивидуальности нашло отражение в фирменном стиле салона. Одна из главных инвестиций на старте проекта — разработка дизайна, логотипа и главной страницы сайта, которые выполнило «Бюро Горбунова». Сооснователи «Мэри Трюфель» потратила 480 тысяч рублей.

«Мы хотели создать современный и узнаваемый бренд. Для этого мы выбрали необычное название, за которое цепляется взгляд», — рассказывает Метелёва.

​На рекламу основатели «Мэри Трюфель» решили практически не тратиться и выбрали в качестве способа продвижения сарафанное радио. Первыми клиентами Метелёвой и Платоновой стали их подруги и знакомые, которые посоветовали салон другим девушкам. Рекламные бюджеты при запуске «Мэри Трюфель» составляли 10 тысяч рублей в месяц — девушки продвигали салон на тематических сайтах невест.

Сейчас Метелёва и Платонова считают, что ошибочно было игнорировать рекламные инструменты. Усиливать маркетинговую составляющую салон «Мэри Трюфель» начал в 2015 году. За 2016 год и первые шесть месяцев 2017 года проект потратил на рекламу 10 млн рублей.

Долгое время мы думали, что мы такие крутые и индивидуальные и сможем продержаться дальше на сарафанном радио и без рекламы. Это была наша ошибка.​

Конечно, бизнес с момента запуска рос — например, за первый год мы выросли на 400%. Но с рекламой это было бы еще эффективнее. Нам было очень тяжело в осень 2013 года. «Сарафана» не хватило для достаточного потока невест.

Александра Метелёва, соосновательница «Мэри Трюфель»

Сейчас проект использует различные рекламные механизмы, в числе которых системы контекстной рекламы, рекламные площадки и социальные сети. В частности, «Мэри Трюфель» фокусируется на Instagram и развивает собственный блог.

«Наступило время современных свадебных тенденций. Рынок останется за теми, кто силен в интернете и рекламе, открыт к общению через соцсети и имеет безупречную репутацию», — говорит Метелёва.

Платья из Украины и Белоруссии

На момент запуска ассортимент «Мэри Трюфель» состоял из 150 платьев. Сейчас в постоянном каталоге — 1500 моделей в каждом салоне. Метелёва и Платонова самостоятельно ищут платья как в России, так и за рубежом. Например, на неделях моды в Нью-Йорке, Милане и Барселоне. Наценка на платья составляет 70–100%.

9761adcda91ede.png

Все наряды можно посмотреть и померить в салоне — сооснователи «Мэри Трюфель» специально арендовали просторное помещение и заказали деревянные вешала для платьев, чтобы клиенты могли их посмотреть не в каталоге, а вживую.

Как правило, свадебные салоны предлагают подбирать свадебные платья по каталогу, а их стоимость может меняться в зависимости от ситуации и клиента, отмечает Платонова. В свою очередь сооснователи «Мэри Трюфель» опубликовали цены на своем сайте и организовали бесплатную примерку.

В начале 2010-х стоимость платья могла меняться в зависимости от того, в чем человек пришел в магазин. Если в дорогой обуви или с хорошей сумкой, то цена автоматически вырастала на 10 тысяч рублей. Цены нигде не указывали и даже по телефону говорили: «Приезжайте в салон, мы вам все расскажем».

20 лет назад в России в условиях чудовищного дефицита люди отдавали любые деньги за свадебное платье. Владельцы салонов этим пользовались и делали на наценку 400–500%.

Наталья Платонова, соосновательница «Мэри Трюфель»

Стоимость платьев начинается от 20 тысяч рублей и достигает 200 тысяч рублей. Наиболее популярный ценовой диапазон, по словам Метелёвой, — 50–60 тысяч рублей.

В 2013 году салон продал 350 платьев. Сейчас столько же две московские точки продают за один месяц, говорит Метелёва.

Перед «Мэри Трюфель» не стоит задачи привезти как можно больше платьев — девушку стараются соблюдать баланс между свободой выбора и тем, чтобы не запутать невесту. По этой же причине примерка начинается с того, что невеста делится с консультантом своими предпочтениями и показывает мудборд — набор фотографий, который передает определенное настроение или видение будущей свадьбы.

2fc58bd46de8f3.jpg

В 2014 году из-за экономического кризиса команде «Мэри Трюфель» пришлось пересмотреть ассортимент салона.

Из-за кризиса платья подорожали космически. Было много моделей, которые мы привозили из Европы и США и расплачивались за них, соответственно, в евро и долларах.

После ослабления рубля закупочная цена в один момент стала розничной. Но продавать платья с такой стоимостью мы не могли — их бы никто не купил.

Наталья Платонова, соосновательница «Мэри Трюфель»

Метелёва и Платонова переключились на производителей из России и СНГ. В октябре 2014 года девушки нашли несколько новых поставщиков в Нижнем Новгороде.

Метелёва рассказывает, что в Белоруссии высокий уровень пошива и современный дизайн — клиенты предпочитают бренд Rara Avis. Украина, по словам соосновательницы «Мэри Трюфель», тоже становится лидером на рынке свадебных платьев с технологичным масштабным производством. В стране работает несколько хороших брендов — например, Crystal Desing.

Одним из первых дизайнеров, который согласился работать с салоном двух девушек, стал известный в свадебном бизнесе украинский модельер Оксана Муха, чье платье Метелёва покупала себе на свадьбу в 2009 году. Упоминание её имени на сайте помогло салону заполучить первых клиентов, считает соосновательница проекта.

Метелёва подчеркивает, что «Мэри Трюфель» старается привлечь невест не к брендам конкретных дизайнеров, а к своему собственному.

5a21c84a7f62fd.jpg

Около половины платьев в каталоге «Мэри Трюфель» — от российских дизайнеров. Самый популярный из них — Наталья Романова, говорит Метелёва.

Мы коллекционируем бренды на свой вкус и руководствуемся несколькими критериями: качество пошива и тканей, выверенные лекала, чтобы платья идеально садились на разные типы фигур, скорость работы фабрики или дизайнерского ателье. Ещё стараемся сделать так, чтобы похожие платья были в разных ценовых сегментах.

Александра Метелёва, соосновательница «Мэри Трюфель»

Франшиза и ателье

В 2014 году появился второй московский салон «Мэри Трюфель» в Весковском переулке, а в 2016 году проект отказался от небольшой точки на Комсомольском проспекте в пользу нового просторного помещения на Кутузовском проспекте. Летом 2017 года открылся салон в Санкт-Петербурге.

Помимо собственных точек, «Мэри Трюфель» с 2016 года развивает франшизу. Ее цена составляет 800 тысяч рублей, также девушки берут 4% от ежемесячной прибыли. Сейчас по франшизе работают салоны в Волгограде, Ростове-на-Дону и Воронеже. В 2017 году откроются ещё два салона — в Самаре и Краснодаре.

Перед открытием команда исследует регион и на основе сложившихся в нем предпочтений формирует ассортимент. Основатели «Мэри Трюфель» обучают персонал и делятся маркетинговой стратегией.

07a70607bb3715.jpg

Команда проекта старается не делать визуальных различий между своими салонами и франчайзи, принимая участие в их развитии. В частности, все салоны получают платья через флагманские московские точки. Также усилиями «Мэри Трюфель» формируется каталог и осуществляется маркетинговая поддержка.

В октябре 2016 года у «Мэри Трюфель» заработало полноценное свадебное ателье, в котором работают 12 швей. На его открытие команда проекта потратила 5,5 млн рублей с учетом стоимости оборудования. Метелёва говорит, что на эти деньги можно было открыть еще один салон.

Изначально в московском салоне клиентам была доступна бесплатная услуга по подшиву свадебного платья. Со временем заказов стало слишком много и основатели «Мэри Трюфель» решили сделать услугу более качественной, но за деньги. Компаньоны переживали, что введение платы спровоцирует отток клиентов. Но, по словам Метелёвой, этого не случилось.

Компания вводит и другие дополнительные услуги, которые изначально внедрять не планировала: например, нанесение макияжа и создание прически в так называемом бьюти-кафе в салоне на Кутузовском проспекте.

Осенью 2016 года Платонова и Метелёва наняли двух стилистов. Макияж и прическу можно подобрать в самом салоне во время примерки платья. Также невесты могут попросить стилистов приехать на дом и повторить понравившийся образ в день свадьбы.

469de6d9b06965.jpg

Услуга оказалась востребованной — уже летом 2017 года стилисты работали на всех свадьбах клиентов «Мэри Трюфель», говорит Метелёва. Осенью 2017 года проект будет искать дополнительных сотрудников в салон на Кутузовском проспекте.

Онлайн-запись и консультант в мессенджере

При запуске «Мэри Трюфель» команда проекта хотела сфокусироваться на клиентоориентированности — той детали, которой Метелёва и Платонова недополучили при организации собственных свадеб.

Зонирование внутри салона организовано таким образом, что у каждой невесты есть возможность комфортно примерять платье в компании своих подруг или родителей.

Салон предлагает кофе и чай, оплачивает такси до салона на первую примерку и отводит пространство для примерки платья каждой отдельной невесте и ее компании.

6fe09e6a6dd422.jpg

Команда «Мэри Трюфель» запустила на своем сайте онлайн-запись на примерку. Клиент получает SMS-подтверждение, а также напоминание за четыре часа до примерки с меткой геолокации салона. Эту деталь сооснователи решили добавить после того, как несколько клиентов и знакомых столкнулись с трудностями при поиске салона.

«Мэри Трюфель» также предлагает сервис «Фея на проводе» — возможность общаться с консультантом через мессенджеры и социальные сети. Сотрудники помогают не только клиентам, которые посетили салон и сомневаются в выборе платья, но и тем, которые не могут приехать в «Мэри Трюфель» и хотят осуществить онлайн-покупку. Доставка организована DHL.

Сотрудники ведут переписку с невестами, созваниваются с ними по Skype и отправляют фотографии выбранных платьев на девушках с фигурами похожего типа. В салон, по словам Метелёвой, поступают заказы из Казахстана, США, Европы и других стран.

Соосновательница проекта рассказывает, что команда уже задумывалась о 3D-моделировании, виртуальной примерочной, специальном приложении, где можно собрать мудборд, и других b2b- и b2c-продуктах, которые можно было бы использовать, чтобы сделать рынок более современным. Но пока подходящих решений нет, и всё делается в ручном режиме.

f5f6754fe8c086.jpg
Раздел «Избранное»

В июне 2017 года команда «Мэри Трюфель» запустила на сайте раздел «Избранное», в который невесты могут добавлять понравившиеся платья. Сервис дает возможность поделиться ссылкой на список отобранных невестой моделей — получатель сможет только ознакомиться с ним без функции редактирования.

Идея пришла после того, как мы увидели, что невесты приходят нам с распечатками с сайта или сохраненными скриншотами на телефонах. Были и те, которые скрупулезно выписывали понравившиеся в салоне платья в Excel-таблицу.

Конечно, есть невесты, которым нравятся 2–3 платья — с ними все просто. Но есть девочки, у которых список из 40 моделей.

Александра Метелёва, соосновательница «Мэри Трюфель»

За технологии в салоне отвечает муж Метелёвой — Антон Панков, который на момент открытия салона работал над интернет-банком «Связного». При запуске «Мэри Трюфель» он общался с разработчиками и веб-дизайнерами. Всего с 2013 года салон сменил четыре версии сайта.

Сооснователь салона предложил Telegram-бот для консультантов «Мэри Трюфель», который помогает сотрудникам находить описание и информацию о наличии платья по его названию или электронной почте клиента, на которую зарегистрировано «Избранное» с сайта. Запуск бота позволил сэкономить 20 минут времени из 60 отведенных на примерку, говорит Панков.

b04b8b96116c89.jpg
Telegram-бот для консультанта

Будущее свадебного рынка

После начавшегося в 2014 году кризиса, по словам Метелёвой, со свадебного рынка ушли крупные игроки, которые работали 15–20 лет. Они не смогли быстро среагировать и адаптироваться к новым условиям, считает соосновательница «Мэри Трюфель».

Метелёва признает, что несмотря на успех «Мэри Трюфель», команда проекта недооценила конкурентов. К ним команда проекта относит «Белый Авантаж», «Дом Весты», «Настя Рай» и Love Forever.

Со стороны может показаться, что нам всё далось легко и что мы быстро развились до таких масштабов. Но мы могли бы сделать это чуть быстрее, если бы так же внимательно относились не только к клиентам, но и к конкурентам.

Мы считали, что мы лучше, моднее, а они — нет. Но конкуренты принимали более конкретные и сильные стратегические решения по завоеванию рынка. Например, та же реклама.

Александра Метелёва, соосновательница «Мэри Трюфель»

Сейчас все заработанные средства «Мэри Трюфель» продолжает вкладывать в дальнейшее развитие. По словам Метелёвой, глобальная цель салона — стать лидерами на рынке и за два года открыть «Мэри Трюфель» в каждом городе-миллионнике России.

©  vc.ru