Наши люди в Бонневилле: как российские байкеры ставят рекорд скорости

Бонневилль… Легендарное соляное озеро, на котором с 1910-х годов по сей день проводятся скоростные заезды. Сюда приезжают знаменитые пилоты, здесь разгоняются до тысячи километров в час, и здесь никогда не выступали российские команды. Хотя… стоп. Конечно, выступали. В 2016 году ребята из московской мастерской FCM (Fine Custom Mechanics) стали первыми русскими в Бонневилле, , а в 2017 году они планируют побить мировой рекорд скорости.
88e545edde35609741213df92707087f_cropped
Тим Скоренко
27 июля 2017 09:30

Обсудить 0

Поражает тот факт, что рекордный мотоцикл построила мастерская, которая занимается кастомайзингом, то есть изготовлением невероятно красивых байков по индивидуальным заказам. Эстетика, эффектный внешний вид, победы на конкурсах красоты — все это замечательно, но никак не связано с гонками. А единственное назначение рекордной машины — проехать заданную дистанцию за минимальное время. Неважно, как выглядит этот мотоцикл и каково на нем пилоту. Важно лишь, чтобы техника выдержала.

«Забавно, — говорит Андрей Никитин, механик Fine Custom Mechanics, — все получилось, как в фильме «Самый быстрый Indian». Техническая комиссия посмотрела на наш мотоцикл и попросила проехать кружок медленно, с сопровождением, чтобы убедиться, что Bonny не развалится». Действительно, Bonny — именно так назывался первый гоночный кастом FCM — не типовая для Бонневилля машина. Потому что он не просто быстрый. Он еще и красивый.

История в кино

Презентация Bonny-2 состоялась 16 февраля в Москве. О проекте Fine Custom Mechanics написано немало, но лучше, конечно, один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому команда Script.Shot.Sound сняла 30-минутный документальный фильм «Бонни: русский рекорд на соляном озере», впервые продемонстрированный на закрытом показе в конце июня. Картина получилась не столько о технике и скорости, сколько о мечте и о том, что ее достижение стоит любых затрат и стараний. Фильм будет официально показан на телеканале Discovery Channel в субботу 19 августа в 17:00.

Не было бы счастья

…да несчастье помогло. В 2014 году мастера представляли очередную работу на чемпионате мира по кастомайзингу в Кельне, а когда вернулись на родину, грянул кризис, цены взлетели. Заказчикам стало не до мотоциклов ручной работы, и мастерская в считаные дни лишилась клиентов.

Тогда-то и возникла идея: сделать гоночный мотоцикл и поехать с ним в Бонневилль. Все равно проектов нет, терять нечего, зачем простаивать. А это будет отличная реклама и шанс вписать Россию в рекордные листы знаменитой «Недели скорости» на соляном озере.

Работа кипела, за четыре месяца был построен гоночный мотоцикл на базе двигателя от легендарного советского гиганта М-72. М-72 выпускался на самых разных заводах в Москве, Киеве, Горьком, Ленинграде, Ирбите с 1941 по 1960 год и большую часть этого времени не продавался гражданским, будучи военным мотоциклом. Рядом с Bonny в мастерской стоит оригинальный ИМЗ М-72, который сейчас реставрируют, — это действительно настоящий танк.

Проблема в том, что М-72 — это мощный двигатель с отличной тягой, он может тащить даже орудие. Но использовать его для гонки? Нонсенс! Из-за большой камеры сгорания топливо просто не успевало сжигаться на серьезных оборотах, так что двигатель требовал доработки. Однако у него были и преимущества.

Классы и рекорды

«Неделя скорости» в Бонневилле проходит каждый август. Сотни команд приезжают на соляное озеро с автомобилями и мотоциклами самых диковинных конструкций и ставят рекорды в своих классах. Классов великое множество, и внутри каждого свои правила.

В классификации мотоциклов есть три группы: по объему двигателя (14 видов), по типу двигателя (24 вида) и по типу рамы (8 видов). Представьте себе, сколько сочетаний можно составить из этих разновидностей даже с учетом того, что некоторые комбинации запрещены — скажем, серийный двигатель без доработок нельзя устанавливать на кастомную раму. Bonny сперва строился вообще без оглядки на правила: ребята сделали раму, поставили на нее доработанный мотор и лишь потом занялись «подгонкой» под технический регламент. Оптимальным классом стала комбинация APS-VF-500, где APS — это класс рамы (А — специальной конструкции, PS — частично обтекаемая), VF — тип двигателя (vintage fuel, то есть исторический, не бензиновый), а 500 — объем. Историческими, кстати, считаются любые двигатели, выпущенные до 1956 года.

Интересно, что М-72 имеет на деле объем 750 «кубиков». Но фишка регламента в том, что он допускает участие нижнеклапанных двигателей большего объема в младших классах верхнеклапанных агрегатов. В этом оказалось преимущество: кастомайзерам нужно было довести мощный и более объемный агрегат до конкурентной гонки с более легкими движками с верхним расположением клапанов.

Команда Fine Custom Mechanics:
Команда Fine Custom Mechanics:
Слева направо: Андрей Никитин, механик; Михаил Антонов, пилот; Сергей Мальцев, руководитель мастерской.
  • Автомобили

    Самые красивые мотоциклы: Arlen Ness

  • Автомобили

    Деревянный мотоцикл, работающий на водорослях: необычное изобретение

Bonny получился мощным и эффектным. Его показали на нескольких шоу, выиграли чемпионат России по кастомайзингу, а летом 2015 года отправились в Бонневилль. Основной головной болью было то, что в России вообще невозможно испытать подобную машину. У нас нет соляных озер, а легендарный Баскунчак на границе РФ и Казахстана давным-давно изуродован промышленной добычей соли. Поэтому в США команда поехала без испытаний.

Впрочем, они и не понадобились. В 2015-м «Неделю скорости» отменили из-за проливных дождей, превративших идеальную поверхность озера в размякшую слизь. «Откатить» поездку уже не получалось: брони билетов и отелей были невозвратными, а мотоцикл проходил таможню в США. Ребята хотели успеть на другое крупное августовское событие — байк-фест Rat«s Hole Custom Bike Show в Стурджисе, но из-за таможенных проволочек не попали и туда.

«Нас просили прийти после пяти, потому что не успевали пропустить скоропортящийся товар, а в пять говорили, что начальник ушел в четыре, — рассказывает руководитель мастерской Сергей Мальцев, — и так неделю. Мы уже готовы были сдаться, но таможенник из новой смены увидел на мне жилетку клуба Harley-Davidson. Он тоже оказался фанатом-мотоциклистом, и нас пропустили за 20 минут».

В итоге кастомайзеры все-таки попали на скоростные заезды Mojave Mile — еще одно крупное мотомероприятие лета. И это позволило наконец опробовать мотоцикл.

Настоящий Бонневилль

В 2016-м они все-таки выступили в Бонневилле. Мотоцикл доработали по итогам стендовых испытаний и заездов в Мохаве, в частности установили систему закиси азота. Это добавило и мощности, и проблем. Например, за несколько дней до отправки в Америку мотоцикл должны были протестировать на участке новой Ленинградки, арендованном правдами и неправдами, но перед самым испытанием из-за перебора с закисью вырвало цилиндр. Вместо заезда пришлось в панике чинить мотоцикл.

Уже в Бонневилле вскрылись «детские болезни». При том что пиковая скорость (за рулем был Михаил Антонов) составила 210 км/ч, что очень хорошо для класса, с надежностью не рассчитали. Обычно доработанный для гонок двигатель выдерживает четыре-пять заездов, россияне же вынуждены были накатать чуть ли не девять — просто для того, чтобы испытать и продемонстрировать машину технической комиссии. Поэтому основной заезд не удался: цилиндр все-таки пробило, и Bonny сошел, показав относительно низкую среднюю по итогам заездов скорость — 155,9 км/ч (рекорд на данный момент — 186,6 км/ч).

Но в целом первый блин и должен быть комом, пробой пера. А к Бонневиллю 2017 года Fine Custom Mechanics создали совершенно новый мотоцикл — Bonny-2. Он похож на предыдущий, однако в нем нет ошибок, сделанных в первой конструкции. Например, в его предшественнике соль забивалась во все «тонкие» места, что приводило к повышенным нагрузкам на детали. В Bonny-2 установлена отечественная передача вместо «харлеевской» коробки прошлого года, новый обвес, и, конечно, он прошел гораздо больше испытаний, в том числе на Дмитровском полигоне.

Значительное количество деталей мотоцикла изготовлено из титана: титановая рама и колеса, титановая ось, более 200 титановых гаек ручной работы, титановые пружины и тормозные поршеньки. Благодаря этому машина весит всего 158 кг с учетом массы двигателя. В качестве топлива используется метанол, дающий примерно 25%-ный прирост мощности. Головка алюминиевая, позволяющая отводить максимальное количество тепла. «Мы сперва сделали гениальную, с нашей точки зрения, головку, — смеется Андрей Никитин. — Все идеально рассчитали. А мощности нет. Поставили «родную», начала 1950-х, и вдруг мощность повысилась. Тогда-то мы и поняли, что всегда есть чему учиться».

И они учатся. Они сделали первый шаг, когда проехали на первом мотоцикле в Мохаве, затем — в Бонневилле 2016 года, и вот впереди если не решающий, то очень важный заезд, Бонневилль-2017, первая российская команда на российском мотоцикле в «Неделе скорости». «Мы хотим поставить рекорд в классе, вписать нашу страну в историю, — говорит Мальцев. — И у нас уже есть последователи: мы подбили несколько человек собраться в Бонневилль в 2018-м».

Пожелаем ребятам вернуться с рекордом. В этом году у них точно все получится.

©  Популярная Механика