Нарушаем ли мы закон, играя на эмуляторах консолей?
Что делать, если хочется тряхнуть стариной — и перепройти пару-тройку старых хитов вроде Ninja Gaiden или Sonic the Hedgehog, но оригинальной приставки, на которой так хорошо игралось в детстве, нет под рукой? На современном компьютере либо планшете подобные игры просто так не запустишь, ведь они имеют такое же отношение к нынешнему «железу» и операционным системам, как накидка из шкуры мамонта — к смокингу. Что ж, всегда можно воспользоваться эмулятором — программой, имитирующей работу приставки в чуждой ей среде операционной системы. Теоретически осуществима имитация любого устройства, вплоть до PlayStation 4 и Xbox One, но в реальности не всё так просто…
На словах ты дисковод, а на деле — DAEMON Tools
При разработке System/360 в начале 60-х годов XX века инженеры IBM открыли новую эру компьютерных технологий: они стали программировать процессоры при помощи устройств с микрокодом. Если набор инструкций для прежних ЭВМ строго зависел от схемы процессора, то инновация дала возможность выполнять более сложные команды или имитировать другую архитектуру, не перепаивая «железо». Изменил микропрограмму — и дело в шляпе. Это и назвали эмуляцией — термин родился опять-таки в недрах IBM. Сегодня к нему добавляют прилагательное «аппаратная» (или hardware), поскольку в конечном итоге за всю процедуру отвечает плата или чип. Благодаря аппаратной эмуляции гики из США делали собственные версии «Понга», а гении советской оборонки беззастенчиво превратили нинтендовскую Game & Watch в «Ну, погоди!».
Программная (software) эмуляция набрала обороты позже — в 90-е годы, когда компьютеры стали достаточно мощными. Она имитирует устройство либо ОС исключительно при помощи кода, но с выполнением оригинальных инструкций — для пущей точности результата, что особенно ценимо ностальгирующими геймерами. А раз всё работает на системе, в разы превосходящей исходную, есть возможность поколдовать над виртуальными образами игр. Скажем, улучшить в них графику, разрешение, или заняться банальным переводом — вспомните, как много игр бросалось на полпути из-за иероглифов в диалогах, заданиях и сюжетных вставках. Наконец, это просто удобно: не надо портировать отдельные продукты, если есть приложение, поддерживающее их десятками и даже сотнями. Но красота требует жертв.
Приставка, независимо от поколения — сложное устройство. Одна только эмуляция ЦПУ невозможна без понимания его архитектуры как на физическом, так и на программном уровне. Какие запросы способен обрабатывать процессор, сколько тактов он расходует на каждый, при каких условиях прерывается выполнение команд, какие компоненты запрашивают это самое прерывание и биты каких регистров за него отвечают? Хлопот добавляют и пробелы в технических документах, из-за чего программисты нередко прибегают к смекалке — откуда бы ещё взялось такое разнообразие эмуляторов? Обычно итог трудов выглядит так: из, допустим, тысячи положенных инструкций виртуальный процессор понимает лишь половину, да и тe — под танцы с бубном.
Конечно, сложность диктует свои условия. Во-первых, компьютер, на котором работает эмулятор, должен быть гораздо мощнее оригинального устройства, иначе вместо геймплея получим слайдшоу. Хотя взлом современных консолей — не особая проблема (бразильские умельцы, говорят, уже справились с PlayStation 4), их эмуляция всё же неподъёмна даже для топовых PC, влёгкую тянущих Battlefront от DICE. Во-вторых, чем технологичнее приставка, тем больше подводных камней в её имитации, и тем менее точен результат, зато труда уходит немало. Вот почему эмуляторы с поддержкой полных библиотек игр можно пересчитать по пальцам. Например, для NES — это проект-долгострой с открытым кодом NEStopia. А на единственный в своём роде PCSX2, запускающий 95% продуктов для PlayStation 2, у авторов ушло более десяти лет.
Консоль, которой нет
Едва восьмибитные приставки задышали на ладан, как игроки задумались: можно ли повторить пройденный материал на PC? Черти в тихом омуте завелись не сразу: с 1993 года имитировали что попроще — например, Game Boy и Atari 2600. Да и охватывало это движение узкий круг энтузиастов — таких как Марат Файзуллин, первым перенесший схему чипа Zilog Z80 на язык машин. Но 3 апреля 1997 года, на фоне распространения Интернета, сингулярность привела к взрыву — появлению первого массового эмулятора NESticle для DOS.
Программист из Bloodlust Software, известный под псевдонимом Sardu, минимум полгода доводил имитацию до ума, но уже на старте та демонстрировала дружелюбие и не вылетала на рабочий стол. По тем временам — чудо чудное. NESticle недолго оставался эксклюзивным: в 1998-м код Sardu украл и растиражировал хакер Дональд Мур из Damaged Cybernetics, что привело к закрытию проекта. Зато опыт показал, что на эмуляторы есть спрос. И какой!
Если ранние попытки заработать на имитации были вялыми, то во второй половине девяностых на этой почве расцвёл серьёзный бизнес. Вместо героев-одиночек делом занялись коллективы, а вместо одной-двух платформ под прицел попало практически всё, на чём можно играть. Super Nintendo эмулировали с 1994-го, когда состоялся релиз VSMC. В 1996 году вышел японский Super Pasofami, а в июле 1997 года появились ZSNES и Snes9x, доступные по сей день. За год до этого поклонники запустили игры с SEGA Mega Drive на GenEM Маркуса Гитцена, ответственного также за эмулятор Atari 7800. Позже заявили о себе более совершенные Genecyst и Gens. В декабре 1999-го стартовал Project64, имитирующий консоль Nintendo пятого поколения — очевидно, его использовал Шелдон Купер из The Big Bang Theory для запуска Super Mario 64 на ноутбуке.
Всеядными эмуляторы стали практически сразу. Так, в феврале 1997 года итальянский девелопер Николя Сальмория представил аркадный MAME, послуживший основой для MESS (Multiple Emulator Super System) — универсального приложения, имитирующего более сотни игровых платформ. К рубежу тысячелетий пользователи PC могли ознакомиться едва ли не со всеми ретро-эксклюзивами, даже для маргинальных консолей вроде Neo Geo или Atari Jaguar. Стоимость такого «железа» на eBay, мягко говоря, кусается, а здесь любая экзотика под рукой. Кроме возрождения классики один в один, эмуляторы послужили творческим подспорьем: в 1998-м фанаты закончили перевод Final Fantasy V, используя виртуальный образ игры для Super Nintendo. Но когда умельцы вплотную взялись за PlayStation, граахнул гром.
В 1999 году эксклюзивы консоли от Sony попали на PC благодаря PSEmu. Имея на руках знаменитый чёрный диск и достаточно мощный компьютер, можно было опробовать один из лучших файтингов в истории, Tekken 3 — разве не замечательно? Через год вошли в строй ePSXe и PCSX, а Connectix представила Virtual Game Station для Mac OS, требуя за приложение ни много ни мало полсотни долларов.
Когда представители Sony подали на компанию Джона Гарбера и Роя Макдональда в суд, те уже успели наварить на эмуляторе миллионы. В зале федерального суда Сан-Франциско ответчики сумели доказать, что любое использование игр при наличии лицензионных дисков не противоречит законам. И вообще, BIOS они собственный написали. Поскольку иск был отклонён, а Connectix портировала VGS на Windows, японцам осталось лишь купить компанию и закрыть её в 2003 году.
Вторая громкая тяжба, опять же по инициативе Sony, коснулась разработчиков эмулятора bleem! буквально через два дня после его релиза, но привела к тем же результатам. Более того, ответчики Дэвид Херполшеймер и Рэнди Линден подали встречный иск, представив это как борьбу Давида с Голиафом, скромных ремесленников — с гегемоном индустрии. Хотя крики «долой монополистов!» звучали со скамьи bleem! недолго, и компанию всё же раздели до нитки адвокаты, оба процесса создали прецедент. Поскольку в США он имеет силу закона, эмуляция стала в стране до того легальной, что выгоднее делать Virtual Console для Wii, чем сурово подвергать девайсы обратной разработке, как это было раньше. Впрочем, опасения Sony тоже не беспочвенны: достать пиратские образы эксклюзивов для PlayStation и PlayStation 2 сейчас не проблема. Ну, кто откажется сыграть в Shadow of the Colossus на PC?
Зато сегодня есть эмуляторы почти всех консолей, за исключением PlayStation 4, Xbox One и портативных PS Vita с Nintendo 3DS. Хотя бы в виде демоверсий. Долгое время неподражаемой считалась Xbox 360, но проект Бена Ваника Xenia — даром что работает через пень-колоду и до сих пор не издан — всё-таки подаёт надежды. И на хитрую Wii U нашёлся код винтом: сравнительно недавно при помощи CEMU удалось запустить Mario Kart 8. О совсем кондовом ретро и говорить не приходится: даже без установки эмулятора такие хиты, как Mega Man, Lion King, Metal Gear или Aladdin, можно перепройти прямо в браузере. На эту тему уже шутят — как вам виртуальный «Тетрис» на виртуальной Game Boy в очках виртуальной реальности?
Всё своё ношу с собой
Прогресс коснулся не только персональных компьютеров, но и мобильных устройств. Шутка ли, сегодня можно уместить в ладони девайс с восьмиядерным процессором и четырьмя гигабайтами ОЗУ под крышкой. Так что, несмотря на популярность и «навсегда в наших сердцах», портативные консоли вроде PlayStation Portable рано или поздно оказываются вне конкуренции — из-за стандартной начинки. Поэтому эмуляторы Nintendo 64 на той же PSP если и запускаются, то не всегда без проблем. У «народной» операционной системы Android, как питательной среды ретрогеймеров, в этом смысле больше возможностей, учитывая выбор и характеристики поддерживающих её устройств.
Зелёный робот шагнул далеко: не за горами готовый эмулятор PlayStation 2. Но и без этого выбор велик — от Atari 2600 и NES до универсальных оболочек вроде RetroArch, имитирующих десятки платформ и при этом бесплатных. Вспомнить эксклюзивы GameCube поможет Dolphin, портированный на Android в октябре 2013-го, а игры с первой PlayStation запускает уже упомянутый ePSXe. Даже для имитации PSP есть своё приложение — PPSSPP. Лишь бы тачскрин вместо привычных кнопок геймпада вас не смущал.
К эмуляторам можно относиться по-разному. Для кого-то они сродни ограблению дилижансов, но для большинства геймеров — порой единственный способ приобщиться к классике. И не только приобщиться, но расставить точки над i: не всем в своё время хватило нервов добраться до финала Battletoads или Contra. Теперь же, благодаря свободному сохранению, записи геймплея и настройкам, сделать это чуть проще. По совести, эмуляция не должна пересекаться с авторскими правами, и лучше бы иметь на руках оригинальную копию игры. Но разве это справедливо по отношению к людям, выросшим на левых китайских картриджах из киоска в переходе за углом?
Автор текста: Александр Бурсов
Источник: 4pda.ru
© 4PDA