Нарушаем ли мы закон, играя на эмуляторах консолей?

Что делать, если хочется тряхнуть стариной — и перепройти пару-тройку старых хитов вроде Ninja Gaiden или Sonic the Hedgehog, но оригинальной приставки, на которой так хорошо игралось в детстве, нет под рукой? На современном компьютере либо планшете подобные игры просто так не запустишь, ведь они имеют такое же отношение к нынешнему «железу» и операционным системам, как накидка из шкуры мамонта — к смокингу. Что ж, всегда можно воспользоваться эмулятором — программой, имитирующей работу приставки в чуждой ей среде операционной системы. Теоретически осуществима имитация любого устройства, вплоть до PlayStation 4 и Xbox One, но в реальности не всё так просто…

На словах ты дисковод, а на деле — DAEMON Tools

При разработке System/360 в начале 60-х годов XX века инженеры IBM открыли новую эру компьютерных технологий: они стали программировать процессоры при помощи устройств с микрокодом. Если набор инструкций для прежних ЭВМ строго зависел от схемы процессора, то инновация дала возможность выполнять более сложные команды или имитировать другую архитектуру, не перепаивая «железо». Изменил микропрограмму — и дело в шляпе. Это и назвали эмуляцией — термин родился опять-таки в недрах IBM. Сегодня к нему добавляют прилагательное «аппаратная» (или hardware), поскольку в конечном итоге за всю процедуру отвечает плата или чип. Благодаря аппаратной эмуляции гики из США делали собственные версии «Понга», а гении советской оборонки беззастенчиво превратили нинтендовскую Game & Watch в «Ну, погоди!».

Нарушаем ли мы закон, играя на эмуляторах консолей?

Программная (software) эмуляция набрала обороты позже — в 90-е годы, когда компьютеры стали достаточно мощными. Она имитирует устройство либо ОС исключительно при помощи кода, но с выполнением оригинальных инструкций — для пущей точности результата, что особенно ценимо ностальгирующими геймерами. А раз всё работает на системе, в разы превосходящей исходную, есть возможность поколдовать над виртуальными образами игр. Скажем, улучшить в них графику, разрешение, или заняться банальным переводом — вспомните, как много игр бросалось на полпути из-за иероглифов в диалогах, заданиях и сюжетных вставках. Наконец, это просто удобно: не надо портировать отдельные продукты, если есть приложение, поддерживающее их десятками и даже сотнями. Но красота требует жертв.

Приставка, независимо от поколения — сложное устройство. Одна только эмуляция ЦПУ невозможна без понимания его архитектуры как на физическом, так и на программном уровне. Какие запросы способен обрабатывать процессор, сколько тактов он расходует на каждый, при каких условиях прерывается выполнение команд, какие компоненты запрашивают это самое прерывание и биты каких регистров за него отвечают? Хлопот добавляют и пробелы в технических документах, из-за чего программисты нередко прибегают к смекалке — откуда бы ещё взялось такое разнообразие эмуляторов? Обычно итог трудов выглядит так: из, допустим, тысячи положенных инструкций виртуальный процессор понимает лишь половину, да и тe — под танцы с бубном.

Нарушаем ли мы закон, играя на эмуляторах консолей?

Конечно, сложность диктует свои условия. Во-первых, компьютер, на котором работает эмулятор, должен быть гораздо мощнее оригинального устройства, иначе вместо геймплея получим слайдшоу. Хотя взлом современных консолей — не особая проблема (бразильские умельцы, говорят, уже справились с PlayStation 4), их эмуляция всё же неподъёмна даже для топовых PC, влёгкую тянущих Battlefront от DICE. Во-вторых, чем технологичнее приставка, тем больше подводных камней в её имитации, и тем менее точен результат, зато труда уходит немало. Вот почему эмуляторы с поддержкой полных библиотек игр можно пересчитать по пальцам. Например, для NES — это проект-долгострой с открытым кодом NEStopia. А на единственный в своём роде PCSX2, запускающий 95% продуктов для PlayStation 2, у авторов ушло более десяти лет.

Консоль, которой нет

Едва восьмибитные приставки задышали на ладан, как игроки задумались: можно ли повторить пройденный материал на PC? Черти в тихом омуте завелись не сразу: с 1993 года имитировали что попроще — например, Game Boy и Atari 2600. Да и охватывало это движение узкий круг энтузиастов — таких как Марат Файзуллин, первым перенесший схему чипа Zilog Z80 на язык машин. Но 3 апреля 1997 года, на фоне распространения Интернета, сингулярность привела к взрыву — появлению первого массового эмулятора NESticle для DOS.

Нарушаем ли мы закон, играя на эмуляторах консолей?

Программист из Bloodlust Software, известный под псевдонимом Sardu, минимум полгода доводил имитацию до ума, но уже на старте та демонстрировала дружелюбие и не вылетала на рабочий стол. По тем временам — чудо чудное. NESticle недолго оставался эксклюзивным: в 1998-м код Sardu украл и растиражировал хакер Дональд Мур из Damaged Cybernetics, что привело к закрытию проекта. Зато опыт показал, что на эмуляторы есть спрос. И какой!

Если ранние попытки заработать на имитации были вялыми, то во второй половине девяностых на этой почве расцвёл серьёзный бизнес. Вместо героев-одиночек делом занялись коллективы, а вместо одной-двух платформ под прицел попало практически всё, на чём можно играть. Super Nintendo эмулировали с 1994-го, когда состоялся релиз VSMC. В 1996 году вышел японский Super Pasofami, а в июле 1997 года появились ZSNES и Snes9x, доступные по сей день. За год до этого поклонники запустили игры с SEGA Mega Drive на GenEM Маркуса Гитцена, ответственного также за эмулятор Atari 7800. Позже заявили о себе более совершенные Genecyst и Gens. В декабре 1999-го стартовал Project64, имитирующий консоль Nintendo пятого поколения — очевидно, его использовал Шелдон Купер из The Big Bang Theory для запуска Super Mario 64 на ноутбуке.

Всеядными эмуляторы стали практически сразу. Так, в феврале 1997 года итальянский девелопер Николя Сальмория представил аркадный MAME, послуживший основой для MESS (Multiple Emulator Super System) — универсального приложения, имитирующего более сотни игровых платформ. К рубежу тысячелетий пользователи PC могли ознакомиться едва ли не со всеми ретро-эксклюзивами, даже для маргинальных консолей вроде Neo Geo или Atari Jaguar. Стоимость такого «железа» на eBay, мягко говоря, кусается, а здесь любая экзотика под рукой. Кроме возрождения классики один в один, эмуляторы послужили творческим подспорьем: в 1998-м фанаты закончили перевод Final Fantasy V, используя виртуальный образ игры для Super Nintendo. Но когда умельцы вплотную взялись за PlayStation, граахнул гром.

В 1999 году эксклюзивы консоли от Sony попали на PC благодаря PSEmu. Имея на руках знаменитый чёрный диск и достаточно мощный компьютер, можно было опробовать один из лучших файтингов в истории, Tekken 3 — разве не замечательно? Через год вошли в строй ePSXe и PCSX, а Connectix представила Virtual Game Station для Mac OS, требуя за приложение ни много ни мало полсотни долларов.

Нарушаем ли мы закон, играя на эмуляторах консолей?

Когда представители Sony подали на компанию Джона Гарбера и Роя Макдональда в суд, те уже успели наварить на эмуляторе миллионы. В зале федерального суда Сан-Франциско ответчики сумели доказать, что любое использование игр при наличии лицензионных дисков не противоречит законам. И вообще, BIOS они собственный написали. Поскольку иск был отклонён, а Connectix портировала VGS на Windows, японцам осталось лишь купить компанию и закрыть её в 2003 году.

Вторая громкая тяжба, опять же по инициативе Sony, коснулась разработчиков эмулятора bleem! буквально через два дня после его релиза, но привела к тем же результатам. Более того, ответчики Дэвид Херполшеймер и Рэнди Линден подали встречный иск, представив это как борьбу Давида с Голиафом, скромных ремесленников — с гегемоном индустрии. Хотя крики «долой монополистов!» звучали со скамьи bleem! недолго, и компанию всё же раздели до нитки адвокаты, оба процесса создали прецедент. Поскольку в США он имеет силу закона, эмуляция стала в стране до того легальной, что выгоднее делать Virtual Console для Wii, чем сурово подвергать девайсы обратной разработке, как это было раньше. Впрочем, опасения Sony тоже не беспочвенны: достать пиратские образы эксклюзивов для PlayStation и PlayStation 2 сейчас не проблема. Ну, кто откажется сыграть в Shadow of the Colossus на PC?

Зато сегодня есть эмуляторы почти всех консолей, за исключением PlayStation 4, Xbox One и портативных PS Vita с Nintendo 3DS. Хотя бы в виде демоверсий. Долгое время неподражаемой считалась Xbox 360, но проект Бена Ваника Xenia — даром что работает через пень-колоду и до сих пор не издан — всё-таки подаёт надежды. И на хитрую Wii U нашёлся код винтом: сравнительно недавно при помощи CEMU удалось запустить Mario Kart 8. О совсем кондовом ретро и говорить не приходится: даже без установки эмулятора такие хиты, как Mega Man, Lion King, Metal Gear или Aladdin, можно перепройти прямо в браузере. На эту тему уже шутят — как вам виртуальный «Тетрис» на виртуальной Game Boy в очках виртуальной реальности?

Всё своё ношу с собой

Прогресс коснулся не только персональных компьютеров, но и мобильных устройств. Шутка ли, сегодня можно уместить в ладони девайс с восьмиядерным процессором и четырьмя гигабайтами ОЗУ под крышкой. Так что, несмотря на популярность и «навсегда в наших сердцах», портативные консоли вроде PlayStation Portable рано или поздно оказываются вне конкуренции — из-за стандартной начинки. Поэтому эмуляторы Nintendo 64 на той же PSP если и запускаются, то не всегда без проблем. У «народной» операционной системы Android, как питательной среды ретрогеймеров, в этом смысле больше возможностей, учитывая выбор и характеристики поддерживающих её устройств.

Нарушаем ли мы закон, играя на эмуляторах консолей?

Зелёный робот шагнул далеко: не за горами готовый эмулятор PlayStation 2. Но и без этого выбор велик — от Atari 2600 и NES до универсальных оболочек вроде RetroArch, имитирующих десятки платформ и при этом бесплатных. Вспомнить эксклюзивы GameCube поможет Dolphin, портированный на Android в октябре 2013-го, а игры с первой PlayStation запускает уже упомянутый ePSXe. Даже для имитации PSP есть своё приложение — PPSSPP. Лишь бы тачскрин вместо привычных кнопок геймпада вас не смущал.

К эмуляторам можно относиться по-разному. Для кого-то они сродни ограблению дилижансов, но для большинства геймеров — порой единственный способ приобщиться к классике. И не только приобщиться, но расставить точки над i: не всем в своё время хватило нервов добраться до финала Battletoads или Contra. Теперь же, благодаря свободному сохранению, записи геймплея и настройкам, сделать это чуть проще. По совести, эмуляция не должна пересекаться с авторскими правами, и лучше бы иметь на руках оригинальную копию игры. Но разве это справедливо по отношению к людям, выросшим на левых китайских картриджах из киоска в переходе за углом?

Автор текста: Александр Бурсов

Источник:  4pda.ru


©  4PDA