Найти работу начинающего графического дизайнера в Германии

Зачем нужны мотивационные письма, что такое инициативные заявки, сколько платят дизайнерам и как проходят собеседования.

Почему я решила менять работу

На нынешней работе (маленькое digital-агентство) есть много мелочей, которые мне не нравятся. Поведение некоторых коллег и клиентов, зарплата, перспективы (точнее, их отсутствие). Я считаю, мне очень повезло с первой работой в новой сфере, но пришло время двигаться дальше.

Сфера

Я искала работу в сфере графического дизайна. Очень забавно: ещё полтора года назад я не думала, что буду заниматься этим. Осваивала Wordpress, HTML, CSS, искала работу контент-менеджером. И случайно устроилась на вакансию контент-менеджера и дизайнера.

Мне действительно повезло с работой, я там очень многому научилась, но, как понимаете, я все ещё начинающий дизайнер без образования. При этом мне 28 лет, у меня около восьми лет опыта работы в различных сферах. То есть для Junior-дизайнера я уже слегка стара.

С такими вводными я начала подаваться на вакансии «графический дизайнер», «медиадизайнер» («Mediengestalter» — не знаю, как точно это перевести на русский), «Junior-арт-директор», «digital-дизайнер».

Документы

Стандартный пакет документов соискателя в Германии: CV, мотивационное письмо, характеристики с предыдущих мест работы и дипломы об образовании. Я ещё прикрепляю языковые сертификаты Toefl и Daf, хотя они не очень нужны. Есть ли знание языка у человека — быстро становится понятно.

На вакансию дизайнера, конечно, нужно портфолио. У меня оно очень скудненькое, поэтому я постаралась хотя бы оформить его симпатично (хвала «Тильде»).

CV

Ничего нового не скажу, только банальное: не пишите туда ничего такого, в чём вы на самом деле не так уж хорошо разбираетесь. На собеседовании могут уточнить любую мелочь, особенно если это какие-то программы и технологии.

Ещё совет от мужа: указывайте в описании позиции не только обязанности, но и проекты, над которыми работали.

Мотивационное письмо

Тоже никаких откровений у меня для вас нет. Мотивационка должна отвечать на два вопроса: почему вас заинтересовала эта вакансия, почему вы подходите для этой работы. Пожалуй, один совет: дайте прочитать текст кому-нибудь. Во-первых, на предмет ошибок, во-вторых, чтобы он сказал, всё ли в нём логично и релевантно.

Из-за того, что в Германии принято писать мотивационные письма, процесс поиска работы получается более трудоемким, чем в России. Но я, честно, не пишу новое мотивационное письмо под каждую вакансию. Я написала пару шаблонов и дальше немного правила их: добавляла название вакансии и компании, добавляла, убирала какие-то детали.

Возможно, это неправильно, но так как я не суперкрутой специалист, решила взять количеством — это сработало.

Характеристики

Если честно, сомневаюсь, что их кто-то читает. Мне кажется, они просто формально должны быть, если откликаешься на вакансию, где нужен опыт работы.

Поэтому не забывайте просить характеристику, когда увольняетесь. Присылают её уже после увольнения, часто сильно после, когда работу ты скорее всего уже давно нашёл. Но во многих компаниях считается нормальным попросить работодателя о промежуточной характеристике, или договориться о ежегодной.

В характеристике никогда не напишут прямо, что ты плохой работник. Потому что бывший сотрудник может засудить за такое. Поэтому есть специальный птичий язык, которым изъясняются HR-специалисты, чтоб намекнуть коллегам, что соискатель не очень. Я его не знаю и предпочитаю не париться по этому поводу.

Оформление

Я раньше думала, что все документы должны быть в одном PDF-файле, а недавно прочитала в инстаграм-блоге, что HR потом вс` равно приходится разделять PDF-файлы. Потому лучше присылать отдельными файлами CV, мотивационку, дипломы, характеристики. Когда подаёшься заявку не по электронной почте, а через форму на сайте, надо загружать эти файлы по отдельности.

Где искать

Я не знала, где дизайнеры (да и другие творческие специалисты в рекламе и маркетинге) в Германии ищут работу. Предыдущую работу я нашла на monster.de — самом популярном сайте вроде российского hh.ru.

В этот раз в процессе поиска я вышла на замечательный сайт dasauge.de. Там публикуются вакансии для дизайнеров, фотографов, мультимедиа-специалистов, рекламщиков, копирайтеров и так далее. Очень удобно. Правда, я нашла вакансию не там, и вообще она сама меня нашла, но об этом позже.

Инициативные заявки (Initiativbewerbung)

Параллельно с поиском вакансий я разослала несколько инициативных заявок в СМИ. Инициативная заявка — это когда у компании нет подходящих тебе вакансий, но ты сам пишешь, что хотел бы работать у них на такой-то должности.

Журналистика — это моя любовь на всю жизнь, но заниматься я ей пока не могу из-за недостаточно крутого немецкого (он у меня довольно свободный, но это не то же самое, что писать профессиональные тексты. К тому же, здесь с работой в журналистике в некотором смысле хуже, чем в России — её мало, зарплаты низкие, ещё и контракты сначала только краткосрочные).

Но я могла бы работать в редакции дизайнером или иллюстратором. В мотивационном письме указывала, что интересует как штатная работа, так и фриланс.

Я разослала пять заявок, из одного места мне ответили, что у них нет бюджета на такого сотрудника, больше ответов не было. В мое любимое местное СМИ я написала на почту сразу шести сотрудникам, и все меня проигнорировали.

Рынок дизайнерских вакансий в Мюнхене

Работы в Мюнхене много. Множество агентств, несколько издательских холдингов, много брендов. Основные сферы — автомобили, спортивная одежда и инвентарь.

Но, как мне показалось, есть одна особенность — многие мюнхенские компании по-прежнему больше работают с печатной продукцией, чем с цифровой. В Мюнхене находятся офисы крупнейших медиахолдингов Burda и Bauer, но здешние их отделения больше специализируются на печатных СМИ.

Многие онлайн-издания Burda производятся не здесь, а в Оффенбурге. У Bauer основной офис в Гамбурге, а в Мюнхене именно печатая редакция. Добро пожаловать в консервативную столицу Германии.

Соответственно, на большинство дизайнерских позиций требуется опыт работы с печатью, которого у меня не было. Но так как я решила взять количеством, я всё равно отправляла на них заявки в надежде на то, что принт окажется меньшей частью работы, и я смогу освоить это в процессе.

На четыре такие позиции меня пригласили на собеседования. В двух компаниях оказалось, что принт — это основная часть работы, поэтому ещё на интервью стало понятно, что я не подхожу (как они читали моё мотивационное письмо, где нет ни слова про печать — загадка).

На английском языке мне попалась только одна вакансия, но специально я её не искала. С немецким найти работу легче, но от дизайнера не требуется очень крутого уровня языка. Достаточно средних знаний, ведь всегда можно попросить объяснить что-нибудь на английском, в этой сфере это нормально.

Вилка зарплат большая. Есть компании, где middle-дизайнеры получают €30 тысяч брутто зарплаты в год, что для Мюнхена очень мало (не забудьте, что из этой суммы вычитается около 40% налогов). Есть, конечно, нормальные зарплаты. Думаю, в среднем ситуация примерно такая: Junior — €30–40 тысяч, Middle — €40–50 тысяч, Senior — €50–60 тысяч.

А, да, часто просят указать ожидаемую зарплату в мотивационном письме, что меня ужасно раздражало, так как я не уверена в своей стоимости. Но, наверное, это правильно, потому что показывает, как ты себя оцениваешь, и сразу отметает компании, где слишком мало платят.

Разрешение на работу

Если вы не гражданин ЕС, у вас нет разрешения на работу в Германии (разрешение на работу дают супругам тех, кто уже работает в Германии, а также выпускникам немецких вузов), то проще всего его получить по программе Blaue Karte.

Если вы технический специалист (инженер, ИТ-специалист, врач, учёный в сфере естественных наук), то минимальная зарплата для этой программы— €40,5 тысяч в год. Если ваша профессия не относится к перечисленным (востребованным), то зарплата должна быть минимум €52 тысячи.

Думаю, графический дизайнер к техническим специалистам не относится, а вот UX или UI, скорее всего, подходит. Но нужно иметь соответствующий диплом или минимум пять лет опыта работы по специальности.

Процент откликов

Конечно, мой опыт не самый показательный. Как уже объяснила выше, я не очень опытный дизайнер без образования, но при этом у меня большой опыт в медиа, то есть я не очень стандартный кандидат.

Мне даже кажется, что многие приглашали меня из любопытства, чтоб поговорить о моём странном опыте работы. Думаю, если у вас есть соответствующие образование, опыт (и при этом вы не социофоб), то процент предложений о работе будет выше.

Вау, только сейчас посчитала, что почти все ответили, это приятно.

Собеседование

Я была на собеседованиях в шести компаниях. В одной было аж шесть интервью (об этом позже), так что в сумме я прошла 11 собеседований.

Меня сразу везде приглашали на очную беседу, но бывает, что сначала проводят телефонное или Skype-интервью, а уже потом приглашают лично.

Про собеседование тоже вряд ли сообщу что-то уникальное. Нужно подготовить краткий рассказ о себе и вопросы о вакансии, компании, потому что этим начинается и заканчивается интервью. Вопросы в первую очередь должны быть о сути работы, о деятельности компании, а уже потом организационные. Считается, что спрашивать про переработки, отпуск и так далее на первых этапах отбора не стоит.

Я только ближе к концу поиска поняла, что мои вопросы интервьюеру очень важны, потому что это то, чем заканчивается и запоминается собеседование. Я обычно задавала вопросы в процессе и под конец в голове было уже пусто. Лучше заготовить себе побольше вопросов на листочке и подглядеть туда, если ничего не приходит в голову. Думаю, это покажет работодателю, что вы потратили время на изучение компании.

В большинстве средних и крупных компаний собеседования проходят в несколько этапов. В одной ИТ-компании у меня сначала было тестовое задание, через несколько дней интервью с потенциальной коллегой, ещё через несколько дней с другим коллегой, а через две недели меня пригласили на марафон собеседований — четыре подряд в один день.

Только одно было с потенциальными непосредственными коллегами из отдела коммуникаций — SMM- и PR-менеджером. Еще одно проводила главный HR-специалист, а остальные два — глава UX-отдела и фронтенд-разработчик. Но, думаю, это скорее необычный процесс, в других случаях все-таки не приходится проходить так много интервью.

Параллельно такой же марафон был ещё у одного кандидата, выбрали его, что абсолютно честно — он более опытный. Но после всего этого я, конечно, чувствовала себя ужасно опустошённой.

Ещё в одной компании (онлайн-магазин) мне на первом собеседовании рассказали, что после него будет тестовое задание, а потом ещё два собеседования. Но после недели молчания сообщили, что я не прошла на следующий этап. Это Junior-вакансия, так что, думаю, туда меня не взяли, потому что я слишком стара и хочу зарплату побольше. По требованиям я в принципе подходила.

В некоторых компаниях проводят тестовый день, чтобы соискатель увидел, в чём именно заключается работа, а сотрудники поняли, комфортно ли им будет работать с этим человеком.

Иногда собеседование проводит непосредственный начальник или коллега, иногда вдвоём вместе с HR-специалистом. На одном таком собеседовании быстро выяснилось, что я не подхожу, так как никогда не работала с печатью.

Но HR-сотрудник предложила сводить меня в аффилированное агентство, которое находится в том же здании, так как им наверняка нужны сотрудники. У меня тут же состоялось еще одно незапланированное собеседование. Через два дня мне прислали Job Offer.

Итог

На поиск работы у меня ушло около полутора месяцев. Для Германии это совсем не предел, потому что зачастую решения принимаются очень медленно. Но у меня, наоборот, оба раза с работой получилось очень быстро, не по-немецки.

Вот так вот — мучаешься, сидишь на сайтах вакансий, пишешь мотивационки, готовишься и изучаешь компании вдоль и поперек, проходишь шесть собеседований на одну позицию, а в результате практически случайно получаешь работу.

На самом деле, конечно, всё не зря. С каждым новым собеседованием я становилась увереннее в себе, лучше понимала, чего я сама хочу, какая работа мне подойдет. Также немного изучила рынок, что всегда полезно. И написала вам вот эту статью, которая, надеюсь, кому-нибудь пригодится.

#переезд #карьера

©  vc.ru