«Найти идею», Генрих Альтшуллер

Знаменитая книга о знаменитой теории. Каждый из нас хочет научиться найти идеи, но чаще ждем пока идея найдет нас.

Альтшуллер разработал алгоритм и теорию по поиску идей, но с одним условием — ежедневная практика сделает тебя генератором сверхтоповых идей.

Истинная победа — когда вся жизнь прожита в нарастающем творческом режиме

Введение

Генрих Альтшуллер — известный советский изобретатель. Автор ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем) и ТРТЛ (теории развития творческой личности), писатель-фантаст.

Люди думают, что решать задачи по законам — учиться шаблонному мышлению. Альтшуллер же говорит об обратном.

Обычное мышление из-за психологической инерции идет шаблонными путями. Знание законов позволяет сознательно уходить от шаблонов, законы подталкивают к нетривиальным, «диким» мыслительным операциям, свойственным очень талантливым изобретателям.

Альтшуллеру понадобилось 20 лет и 40 тысяч авторских свидетельств и патентов для структурирования алгоритма поиска новых решений. Он не считал, что понятие «творчество» основано только на атрибутах: озарение, интуиция, прирожденные способности и счастливый случай.

В своей теории и школах он обучал, как сделать бессознательный процесс в точную науку путем ежедневных тренировок и решений задач.

Сравнение топовых методик поиска идей

Мозговой штурм

Мозговой штурм базируется на теории Фрейда, где сознание представляет собой тонкое и непрочное наслоение над бездной подсознания. Сознание запрограммировано привычными представлениями и запретами. Поскольку для создания чего-то нового нам нужно проходить сквозь привычное и запретное, выдумывание нелогичных и крайне фантастичных идей создавались группы фантазёров, где членам было запрещено даже эмоциями на лице показывать скептику.

«Вся соль мозгового штурма, вся его сила — в запрете на критику. Но здесь же и его слабость: для развития и видоизменения идеи нужно выяснить ее недостатки, то есть нужна критика».

Синектика

Главный недостатoк мозгового штурма — страх критики. Дж. Гордон избавился от него создав постоянную группу, где члены этих групп привыкают к совместной работе и перестают её опасаться. Постепенно увеличивается взаимопонимание и идеи схватываются с полуслова.

Теоретические основы синектики весьма несложны. Творческий процесс познаваем и поддается усовершенствованию: надо изучать записи решения задач, регулярно тренироваться на самых различных задачах.

По мнению Гордона существуют 2 вида механизма творчества: «неоперационные процессы» («неуправляемые») — интуиция, вдохновение.И операционные процессы — использование разного вида аналогий. Для творческого процесса важно умение превращать непривычное в привычное и, наоборот, привычное — в непривычное.

Аналогии

Рабочими механизмами для выработки свежего взгляда на задачу являются аналогии:

1) прямая — любая аналогия, например из природы.

2) личная (эмпатия) — попытка взглянуть на задачу, отождествив себя с объектом и войдя в его образ.

3) Символическая — нахождение краткого символического описания задачи или объекта.

4) Фантастическая — изложение задачи в терминах и понятиях сказок, мифов, легенд.

Синектика — предел того, что можно достичь сохраняя принцип перебора вариантов. Во всяком случае, синектика близка к такому пределу.

После взрыва на генерировании идей многие компании начали брать за правило мысль: «Идеи должны генерировать все: от президента и председателя правления, до курьера и уборщиц».

Чем больше предложений, тем лучше.

А на банальных заседаниях рождаются банальные идеи, — пишет Тосабура Наката, создатель шариковой ручки. Оригинальные идеи рождаются благодаря оригинальным заседаниям.

Технические системы развиваются закономерно. Закономерности познаваемы. Их можно превратить в точную науку развития технических систем. Здесь и проходит граница между методами перебора вариантов и современной Теорией Решения Изобретательных Задач.

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Для специалиста по ТРИЗ азбучная истина: нельзя принимать на веру формулировку, в которой предлагают задачу.

Первоначальную формулировку проблемы принято называть »Изобретательской ситуацией».

В школе и вузе инженер привыкает к тому, что условиям задачи следует безоговорочно доверять. В изобретательской задаче всё иначе: в процессе решения может выясниться, что найти надо не X, a Y и для этого нужны не А и Б, а В и Г.

На практике, правильно сформулированных изобретательных задач не бывает. Если абсолютно правильно сформулировать задачу, она перестанет быть задачей: её решение сделается очевидным или же будет ясно, что задача не поддается решению при имеющимся уровне науки и технике.

В ТРИЗ принято делить задачи на 5 уровней:

Первый уровень:

Решение таких задач не связано с устранением технических противоречий и приводит к мельчайшим изобретениям.

Второй уровень:

Задачи с техническими противоречиями, легко преодолеваемыми с помощью способов известных применительно к родственным системам.

Третий уровень:

Противоречия и способ его преодоления находятся в пределах одной науки, т.е. механическая задача решается механически, химическая — химически.

Четвертый уровень:

Синтезируется новая техническая система.

Пятый уровень:

Изобретательская ситуация представляет собой клубок сложным проблем.

Цель ТРИЗ: Опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме (под экранным мышлением имеется ввиду представление объекта задачи. Многоэкранность — представление надсистемы — лес, подсистемы — листок, подподсистема — клетка листка и так далее).

Важные понятия:

1. При решении задачи следует ориентироваться на идеальны ответ. Такой ответ не всегда достижим в полной мере, но необходимо добиваться максимального приближения к нему. Составленную по определенным правилам формулировку идеального ответа называют идеальным конечным результатом (ИКР)

2. Для приближения к ИКР необходимо максимально использовать имеющиеся ресурсы — вещественные и энергетические. Данные по условиям задачи и вещества и поля, а также «даровые» вещества и поля принято называть вещественно-полевыми ресурсами (ВПР)

Максимальное использование ВПР для максимального продвижения к ИКР — такова, в самом общем виде, формула победы над задачей.

Административные противоречия (АП) — нужно что-то сделать, а как сделать — неизвестно.

Такие противоречия лишь индикатор к создании изобретательской задачи.

Технические противоречия (ТП) — отражают конфликт между частями или свойствами системы.

Современная ТРИЗ предусматривает анализ причин ТП и переход от технического к физическому противоречию

Сочинение сказки — одно из многих упражнений РТВ. Весь аппарат ТРИЗ рассчитан на сильную, хорошую управляемую фантазию. Надо изменять до неузнаваемости исходную задачу.

Начальные занятия строятся на применении ТРИЗ к задачам «Придумайте фантастическое решение» или «Придумайте фантастическое украшение для персонажей Кубрика». Также, учеников ТРИЗ приохочивают к научно-фантастической литературе (НФЛ) — неисчерпаемому сборнику упражнений для развития воображения.

НФЛ дает способность попутно развивать воображение, приглушать психологическую инерцию, делать мышление гибче, готовить ум человека к восприятию «диких» идей, без которых немыслима современная научно-техническая революция.

Хорошие результаты могут быть достигнуты только при высокой культуре мышления

Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ)

АРИЗ-85-В:

1. Анализ задачи.

2. Анализ модели задачи.

3. Определение ИКР и ФП

4. Мобилизация и применение ВПР.

5. Применение информационного фонда.

6. Изменение и/или замена задачи.

7. Анализ способа устранения ФП.

8. Применение полученного решения.

9. Анализ хода решения.

Ну и в заключении Альтшуллер делится о Шести качествах творческой личности:

1. Прежде всего нужна достойная цель — новая (еще никем не достигнутая), значительная, общественно полезная.

2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов.

3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов.

4. Хорошая техника решения задач.

5. Способность отстаивать свои идеи.

6. Результативность.

Итог: прошелся по книге я поверхностно и абсолютно точно вернусь еще к ней несколько раз. Что осталось после нее? Много чего. И даже работая в ИТ, в нескольких практических и сложных задачах АРИЗ пригодился до уровня «отлично»

Основная идея «Великого Искусства» состоит в том, что структура любого знания определяется небольшим числом изначальных понятий. Комбинируя эти понятия, можно вывести все знания о мире»

©  vc.ru