На чём дешевле в большом городе: собственный автомобиль или такси

Инвестор Евгений Гордеев, ранее озвучивший идею создания сервиса личных водителей по подписке, обратил внимание на заметку руководителя департамента «Вымпелкома» Сергея Больдта об экономических преимуществах отказа от личного автомобиля в пользу такси.

Редакция vc.ru приводит текст целиком с разрешения автора, а также вспоминает рассуждения на ту же тему двух российских предпринимателей — Сергея Барышникова (BigPicture.ru) и Виталия Быкова (Red Keds), опубликованные ими ранее в Facebook.

Сергей Больдт, руководитель департамента в «Вымпелкоме»

Более года перемещаюсь по Москве на общественном транспорте и такси, хотел поделиться результатами эксперитмента.

При проживании и работе внутри ТТК перемещаться на общественном транспорте и такси удобнее и дешевле владения собственным авто.

Плюсы

  • Высвобождается значительный объем времени (мойки, сервисы, парковки и подобные заведения).
  • Во время передвижений свободная голова (можно читать почту или книжки, минимум стресса).
  • Значительная экономия бюджета в моей географии передвижений.
  • Зимой за 5 минут приезжает теплый и готовый к поездке автомобиль.

Минусы

  • Поездки с чужими людьми. Качество вождения и автомобиля непредсказуемы.
  • Для поездок загород приходится тратить час на оформление автомобиля в аренду.

Экономика

На картинке показана модель по стоимости километра передвижения в моих условиях. Горизонтальная пунктирная линия —  это 28 рублей за километр, сумма получена на основе анализа квитанций UberX.

А остальные линии показывают падение стоимости километра поездки для своего или арендного автомобиля в зависимости от ежедневного пробега.

Сначала суммируется набор независящих от пробега трат на автомобиль, а именно:

  • Потеря стоимости — 260 рублей в день (сравниваем стоимость нового авто против годовалого).
  • Мойка —  100 рублей в день (комплексная мойка раз в неделю 700 рублей / 7 дней).
  • шиномонтаж и хранение шин — 30 рублей в день (переобувка 2 раза в год и хранение шин R14 2 сезона).
  • ОСАГО —  23 рубля в день (калькулятор страховой).
  • ТО — 22 рубля в день (стоимость ТО#2).
  • Транспортный налог — 7 рублей в день.

Итого получаем 442 рубля фиксированных трат в день. К этому добавляем расход бензина из расчета 10 литров на 100 километров, так получается серая линия, показывающая, столько стоит километр в зависимости от дневного пробега. Этот сценарий называется «эконом».

Если к этому добавить оплату парковки и КАСКО, то получается зеленая линия:

  • Парковка —  640 рублей в день (80 рублей в час * 8).
  • КАСКО —  187 рублей в день (калькулятор страховой).

Если добавить к этому сумму процентов за 1 год по кредиту (18,5%, 36 месяцев, аннуитетные платежи), то получаем светло-зеленую линию.

  • проценты кредит — 278 рублей в день.

Теперь остается свести все цифры вместе и сделать вывод, что покупка своего автомобиля выгодна, начиная с определенного пробега в день:

1ad98b77bb56a1.jpg

Не скажу, что часто, но периодически слышу мнение, что сейчас в Москве или Петербурге проще и дешевле ездить на такси, чем содержать свою машину.

Раз уж я остался без машины, то решил проверить эту теорию и все свои поездки, которые я еще неделю назад совершал бы на своем автомобиле, на этой неделе сделал на такси. Ну и прикинул, что к чему, конечно, не с точностью до рубля, но порядок цифр в промежутке трё х лет.

Итак, за неделю на такси я потратил 6300 рублей. Пользовался «Яндекс.Такси» и Uber. Ездил на работу, с работы, на встречи, в зал и с ребенком к врачу. Там, где можно было, ходил пешком. В самый час пик (8:30 утра и 6 вечера) старался не ездить. Будем считать, что среднемесячный бюджет на такси для моей семьи — 25 тысяч рублей. Итог в год — это 300 тысяч, а за три года — 900 тысяч рублей.

Автомобиль: у меня обычный семейный пепелац KIA Sportage, который я брал новый три года назад за 1,1 млн рублей. Сейчас, спустя три года и 90 тысяч километров пробега, его можно продать за 900 тысяч рублей. То есть амортизация 200 тысяч рублей.

На бензин, стоянку, парковку в центре и штрафы я трачу 15–17 тысяч в месяц. Но честнее будет округлить до 20 тысяч, потому что то парковка в «Домодедово» на несколько дней, то шиномонтаж, то дворники новые куплю. Короче, двадцатка в месяц, или 240 тысяч в год, или 720 тысяч рублей за три года.

КАСКО и ОСАГО за три года — 200 тысяч рублей и шесть ТО в сумме на 100 тысяч рублей.

В итоге автомобиль за три года вышел мне в 1 миллион 220 тысяч. Если добавить к этому еще тысяч 80 на такси, которые я потратил за эти три года, то смело можно считать 1,3 миллиона рублей.

Разница в 400 тысяч не в пользу личного автомобиля, но если убрать КАСКО, то не такая уж и большая разница для трёх лет получается. А если у тебя добавляется маленький ребенок, дача в нескольких десятках километров от Москвы и теща в другом городе, то все меняется с точностью да наоборот.

Итак, если бы я был один, то, пожалуй, еще можно было бы рассмотреть вариант с передвижениями на такси (но тогда я бы точно больше, чем сейчас, передвигался пешком и совершенно точно чаще бы выпивал), но если у вас семья и ребенок, то без машины чё-то никак, и в финансовом плане, и с точки зрения комфорта.

31ae62d3cfcc88.jpg

Я люблю проводить со своей жизнью фатальные эксперименты. Это выражено в том, могу всю жизнь снимать квартиру, могу отказаться совсем от алкоголя, могу поставить себя в условия, когда придется сильно поменять свой образ жизни. Мне очень нравится термин «социальная инженерия», но я использую этот термин по отношению к себе и среде, в которой живу. Самый интересный эксперимент, который я провожу последние полгода — это отказ от личного автомобиля.

На сегодня это не бог весть какой героизм, но если учесть, что я очень люблю водить машину, что у меня двое маленьких детей и каждый день есть поездки — это серьезное изменение жизни.

Я сделал несколько интересных наблюдений, о том, как живется без автомобиля. И хочу поделиться этим. Еще хочу этим поделиться и потому, что сейчас модно обсуждать различные такси-стартапы — что выгодно, что нет. А также модно обсуждать, выгодно иметь машину или нет. Попробую рассказать свой опыт, который может быть пригодиться тем, у кого похожая среда и условия жизни.

Итак, дано. Живу я в центре на Новослободской. У нас с женой двое детей, одна маленькая годовалая девочка и мальчик четырех с половиной лет. Им нужно ездить в детский сад (в одном километре от дома), на курсы рисования раз в неделю (в трех километрах), иногда к врачам на обследования в другой конец Москвы.

Я езжу стабильно два-три раза в день в разные места города. Работа у меня находится в трех минутах ходьбы от дома, поэтому поездки связаны с необходимостью встречаться с разными людьми. Кроме этого, я езжу на растяжку мышц, обучение иностранному языку к преподавателю. Продукты мы уже давно покупаем только в «Утконосе» и около дома (выбор в центре большой — «Дикси», «Седьмой», «Магнолия» и соцветие разных «Хороших продуктов»). Мы пользуемся в семье Uber и «Яндекс.Такси». Uber для коротких дешевых поездок. В «Яндекс.Такси» мы используем минивены для поездок с детьми.

В месяц наша семья совершает около 50 поездок на такси. По деньгам это выходит около 20 000 —25 000 рублей в месяц.

До этого у меня была машина Mercedes ML500 2005 года выпуска. Стоила эта машина мне в год примерно:

  • 100 000 рублей ремонт (десятилетний «мерс» — довольно дорогое удовольствие).
  • 30 000 рублей очередное ТО (смена фильтров, колодок и прочее).
  • 40 000 рублей на бензин (на работу ездить не нужно, поездки в основном по центру).
  • 45 000 рублей налог (когда покупал машину таких конских налогов не было).
  • 15 000–25 000 рублей штрафов в год.
  • 20 000 рублей парковки в центре.
  • 5 000 рублей — помыть, почистить.
  • минус зимние шины раз в два-три года, хранение зимних шин, минус мелкий тюнинг, покупка аксессуаров, зимняя омывайка, страховка и так далее.

Итого: минимум 260 000 рублей в год.

При этом из-за возраста машина могла резко вырасти в цене. Например, сломалась раздатка. Починка будет стоить не меньше 100 000 рублей.

С течением лет подобные машины в России сильно дешевеют, ликвидность их падает гораздо сильнее, чем у среднего класса.

Например, я покупал машину за 1,5 млн рублей, а продал за 630 000 рублей через шесть лет использования.

Теперь немного о том, на что я променял обладание собственной машиной:

  1. Спокойствие и время. Наверное, самое важное это то, что я избавился от собственности, о которой нужно думать, заботиться и переживать. Когда ты владеешь машиной, то у тебя всегда есть в бэкграунде какие-то мелкие заботы. Там лампочка не горит, там бампер покорябал, тут надо шину подкачать, тут за парковку забыл заплатить, машину помыть, переставить на другое место. Все это выражается в том, что когда у тебя нет машины, то у тебя нет заботы, а значит и времени в жизни больше.
  2. Концентрация. Когда я водитель, то я не могу заниматься работой. Когда я сижу не за рулем, то я могу проверить почту, ответить на звонок, подумать о горемычной жизни немолодого креакла. Это очень ценно, когда у вас в почте лежит 200 писем в день.
  3. Экономия в деньгах. Если 25 000 рублей умножить на 12, то получается 300 000. Какая же тут экономия, спросите вы? Но тут есть один лайфхак. Летом, я сильно снижаю свои поездки на такси, потому пользуюсь мотоциклом или мопедом. Итого, около 4–5 месяцев в году, я трачу на такси от 5 000 до 10 000 рублей. Кроме этого каждый год около двух месяцев я отдыхаю с семьей или езжу в командировки. Таким образом мои затраты на такси по сравнению с затратами на машину сильно уменьшаются. Примерно до 250 000 рублей в год (максимально).

Чего я лишаюсь:

  1. Личного пространства. Конечно же, когда ты владеешь своей машиной, то это гораздо приятнее, чем садиться в грязное такси. Или садиться в насквозь продушенную каким-то сраным одеколоном машину. Ты знаешь, что это твой уголок, машина всегда тебе доступна. Ты можешь сидеть в ней работать, можешь поспать. В общем, машина — это минидом. Опять же за рулем в собственной машине, ты находишься наедине сам с собой. Можешь включить любую музыку, можешь выключить, можешь открыть окна, закрыть, харкнуть на пол, поковыряться в носу.
  2. Путешествий на дальние расстояния. К сожалению, если вы задумали поехать с друзьями в Волен, прокатиться до чьей-нибудь дачи, поехать загород на корпоратив, то с такси эти опции, если не пропадают, то резко сокращаются. Ну и конечно, вы можете забыть о поездках по Золотому кольцу. Если вам нужно встретить кого-то из аэропорта, то это становится целым мероприятием по спасению рядового Райана.
  3. Спонтанности. Теперь, пользуясь такси, я всегда должен следить за временем. В Uber неудобно, что они могут подвести, заказываешь такси и думаешь, что в течение 10 минут к тебе приедут. А оказывается, что у водителя сломалось приложение. Или он встал в пробку и приложение неверно показывает время прибытия. То есть тебе нужно быть всегда на стреме и контролировать ситуацию и время приезда машины. Имея свою машину, ты можешь сказать «Я хочу в кино», сел и поехал. Передумал, вернулся назад и окей. В такси тебе нужно знать, куда тебе ехать, во сколько, где лучше всего ждать машину, объяснять водителям когда ты подойдешь. Все это иногда мешает и отвлекает.
  4. Драйва от вождения. Это самое обидное, что можно было потерять. Мне очень нравилось гонять по Москве.

Но если говорить про семью с двумя детьми и моим ростом (что важно при покупке машины), то, конечно, Renault Logan будет бессмысленной покупкой. Чтобы разместить семью с креслами для детей, иметь возможность поехать на дачу, нужна либо новая машина стоимостью за 2 млн, либо б/у за 1,5 млн рублей с теми же проблемами, что были раньше. То есть, все зависит от того, что вы выбираете.

Хотите ездить в путешествия, не общаться с таксистами и не пачкать зимой одежду о пороги машины — продолжайте ездить на своей тачке. Хотите свободы действий, спокойствия, концентрации на своих делах — такси.

©  vc.ru