На астероидах Солнечной системы обнаружена вода

В Солнечной системе на астероидах Ирис и Массалия открыта вода с использованием данных инфракрасного телескопа SOFIA. Вокруг Солнца известно более 1 миллиона астероидов, и ранее считалось, что вся вода на этих объектах должна была испариться. Однако новые наблюдения с использованием данных инфракрасного телескопа SOFIA обнаружило воду.

Ирис является одним из самых крупных астероидов в Солнечной системе с диаметром в 199 км, что делает его больше 99% других астероидов. Он движется в поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера на среднем расстоянии 2,39 астрономических единиц и выполняет один оборот за 3,7 года. Массалия сопоставима по размерам с Ирисом, её диаметр составляет 135 км, а орбита аналогична орбите Ирис.

На астероидах Солнечной системы обнаружена водаУченые впервые обнаружили молекулы воды на поверхности астероида с помощью инструмента FORCAST. Источник: NASA / SwRI

Астероиды в нашей Солнечной системе различаются по составу и структуре. Ближе к Солнцу преобладают силикатные астероиды, не содержащие воды, тогда как дальше чаще встречаются астероиды, состоящие из льда. Изучение распределения астероидов помогает понять состав и перенос элементов в древней Солнечной туманности до формирования планет и астероидов. Кроме того, понимание распределения воды в нашей Солнечной системе может помочь в оценке её распространенности в экзопланетных системах.

Данные, собранные SOFIA — Стратосферной обсерваторией инфракрасной астрономии, вышедшей «на пенсию» в 2022 году, —  подтвердили наличие воды на астероидах Ирис и Массалия. Это не первое открытие такого рода для SOFIA. В октябре 2020 года она также обнаружила следы молекул воды на поверхности Луны. Это удалось подтвердить с использованием инфракрасной камеры для слабых объектов (FORCAST), которая обнаружила следы воды на поверхности, эквивалентные примерно 350 миллилитрам воды в кубическом метре почвы.

Ведущий автор статьи, доктор Анисия Арредондо из Юго-Западного исследовательского института, подтвердила соответствие объёмов и распространенности воды на астероидах спектральным линиям и количеству воды, найденному на Луне. Она также отметила, что вода на этих астероидах связана с минералами и поглощена силикатами.

Были также проанализированы данные двух других астероидов, Партенопы и Мельпомены, но из-за большого количества шума не удалось получить окончательные результаты. Скорее всего, инструменту FORCAST не хватает нужной чувствительности для определения спектральных особенностей воды на этих астероидах, если она там действительно присутствует.

Для полного понимания распределения воды в Солнечной системе требуется дальнейший анализ, для которого команда учёных планирует использовать космический телескоп «Джеймс Уэбб», который имеет более качественную оптику и лучшее соотношение сигнал / шум, чтобы расширить наше знание в этой области.